Субъекты административно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 09:44, шпаргалка

Описание работы

Под объектом административно-правовых отношений в настоящее время большинство ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Некоторые исследователи считают, что объект вообще не является элементом правового отношения. В современной теории права описаны две концепции. Первая — «монистическая» — провозглашает, что объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаются правовому регулированию.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 16.53 Кб (Скачать файл)

Субъекты административно-правовых отношений — это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Следовательно, субъектом административно-правового отношения является тот, кто наделен административными правами и (или) на кого возложены административные обязанности. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом.

Под объектом административно-правовых отношений в настоящее время большинство ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Некоторые исследователи считают, что объект вообще не является элементом правового отношения. В современной теории права описаны две концепции. Первая — «монистическая» — провозглашает, что объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаются правовому регулированию. Вторая —«плюралистическая» — считает, что объекты правоотношений столь разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом отношения Иными словами — это либо блага, ценности, вещи, то есть объекты имущественных отношений, либо те самые действия, поведение людей, то есть объекты неимущественных отношений, ради которых субъекты вступают в правоотношения.

В содержании административного правоотношения различают две стороны:

1) материальную (поведение субъектов);

2) юридическую (субъективные права и юридические обязанности).

Таким образом, одни исследователи поведение  участников правоотношения определяют как объект административно-правового  отношения, а другие отождествляют  это же поведение с понятием «содержания  правоотношения». Мы придерживаемся последней  точки зрения, поскольку реальное поведение участников административного  правоотношения составляет непосредственное содержание этого правоотношения.

Обстоятельствами, при которых в соответствии с  требованиями правовой нормы между  сторонами должны или могут возникнуть конкретные правоотношения, выступают  юридические факты.

Под юридическими фактами принято понимать определенные жизненные обстоятельства (ситуации, условия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Те или иные обстоятельства становятся «юридическими» не в силу присущих им внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством в форме нормативного правового акта или иного источника права. Таким образом, придание им правового характера полностью зависит от воли законодателя. Юридические факты содержатся в гипотезах правовых норм. Наступление того или иного юридического факта влечет за собой предусмотренные нормой права юридические последствия. По волевому признаку юридические факты принято классифицировать на события, действия и состояния. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия или события.

Наиболее  распространенным основанием для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений являются правомерные  действия участников управленческой деятельности. Правомерные действия всегда соответствуют  требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия органа исполнительной власти, граждан  и других возможных участников административно-правовых отношений. В определенных случаях  для возникновения юридических  последствий требуется не один юридический  факт, а их совокупность, получившая название фактический состав. Помимо наличия юридических фактов и  фактических составов основанием для  возникновения правоотношений является наличие обстоятельств, которые, не являясь фактами в общеупотребительном  понимании, все-таки признаются законодателем  таковыми (юридическая презумпция и  юридическая фикция). Юридическая презумпция — обоснованное предположение, на основании которого возникает, изменяется или прекращает свое действие правоотношение и которое в процессе самого правоотношения либо доказывается, либо опровергается (презумпция невиновности или презумпция виновности). Юридическая фикция — заведомо ложное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка лицом, не являющегося родителем, признание сделки фиктивной, признание нормативного акта юридически ничтожным).


Информация о работе Субъекты административно-правовых отношений