Структура профессиограммы следователя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:25, контрольная работа

Описание работы

Профессиограмма следователя представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи или зависимости.
Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней реализуются личностные качества, навыки, умения, а также знания, которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 18.78 Кб (Скачать файл)

Структура профессиограммы следователя

 

Профессиограмма следователя представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи или зависимости.

Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней реализуются личностные качества, навыки, умения, а также знания, которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности.

В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач.

Особое значение поисковая  сторона деятельности следователя  имеет на первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации (следы преступника, потерпевшего, оружия или орудий преступления и т. д.), которая дает возможность с достоверностью реконструировать событие преступления с такой степенью точности, как этого требует закон.

Осматривая место происшествия, следователь ищет ответы на вопросы: что здесь произошло, какие следы  оставило это событие? В правильном решении этих задач велика роль личностных факторов: во-первых, это задатки  и способности следопыта, далее  имеют значение криминалистические знания (учение о следах, способах совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки вычленения опорных точек  и построения контура события), жизненный  опыт. Эффективность процесса сбора  доказательств в значительной степени  зависит от знания следователем информационных свойств различных материальных объектов, от его индивидуального  информационного запаса.

Следующий уровень — это  коммуникативная сторона деятельности, в процессе которой следователь должен получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними.

Следователь должен уметь  организовать свое психическое состояние. Хороший следователь обладает навыками управления своей волевой и эмоциональной  сферой и - в рамках закона - эмоциями допрашиваемого.

Вся информация, полученная в результате поисковой и коммуникативной  деятельности следователя или дознавателя, в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специальные  предусмотренные законом формы: протоколы, постановления и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь  навыки быстрого перевода устной речи в письменную.

На следующем уровне следователь  выступает как организатор расследования. Принимая ответственные решения, он добивается их реализации и при этом выступает в качестве организатора деятельности многих людей.

На следующем уровне находится  реконструктивная сторона деятельности следователя. Говоря языком кибернетики, это блок переработки информации и принятия решения. Важное значение на этом уровне имеет общий и специальный интеллект следователя. Современный следователь должен очень многое знать: уголовное право, уголовный процесс, криминалистику и педагогику, бухгалтерский учет и судебную баллистику. Это далеко не полный перечень научных дисциплин, на которые опирается специальный интеллект следователя при переработке исходной информации, выдвижении гипотез, версий и разработке планов расследования.

Завершает структуру профессиограммы социальная сторона, в которой следователь предстает как организатор борьбы с преступлениями в своем районе или на участке. Центр тяжести в борьбе с преступностью переносится им на выяснение ее причин и условий и принятия мер к их ликвидации.

Восприятие следователя  всегда целенаправленно, планомерно, осмысленно. Это связано с профессиональным опытом и с особенностями мышления.

Наблюдение как определенный вид человеческой деятельности связано  с преднамеренным восприятием предметов  и явлений внешнего мира.

Особое место в процессе наблюдения занимает установка на определенную активность, которая зависит от конкретной потребности и объективной возможности  удовлетворения.

Понятие установки тесно  связано с проблемой единства и целостности деятельности.

Созданная следователем система  определяется «выделением» им события  преступления. Это более или менее  образная динамическая картина событий, которая представляет собой форму  существования версий.

Криминалистическая наблюдательность при осмотре места происшествия - то планомерное, целенаправленное, продуманное  восприятие обстановки. Такое восприятие в психологии называется наблюдением. Чтобы оно было максимально эффективным, надо соблюдать определенные правила. До начала осмотра важно получить общее представление о случившемся. Хотя первоначальная информация нередко  весьма противоречива и впоследствии может не подтвердиться, это тем не менее дает возможность следователю наметить план осмотра, приступить к построению мысленной модели случившегося.

Анализ успешных осмотров свидетельствует, что на первоначальной стадии у следователей, производивших  этих осмотры, преобладало симультанное (цельное) восприятие предметов и  явлений. Сукцессивные тенденции (последовательное описание «всех» предметов, попадающих в поле зрения, по часовой стрелке или против нее без попытки вычленения следов события преступления) лишали следователя творческого подхода и не создавали предпосылок для выявления наиболее важных носителей криминалистически значимой информации.

Эффективность поисковой  деятельности в значительной степени  зависит от ряда личностных качеств  и навыков следователя, обеспечивающих выделение именно тех объектов, которые являются носителями криминалистически значимой информации: выделение картины прошлого (преступного события) по следам, оставленным в настоящем.

Следующий этап - «вычленение» из окружающей среды «опорных точек» (следов насилия на трупе, следов проникновения  преступника в помещение, следов потерпевшего, оружия или его следов, орудия преступления или их следов и т. д.). Выделенные опорные точки (сигналы) включаются в «построение  контура» предполагаемого события (преступления).

Выделение контура совпадает  с выдвижением гипотезы, объясняющей  данное происшествие. Одновременно следователь  продолжает отыскивать другие опорные  точки, содержащие информацию, входящую в предмет доказывания (личность преступника и личность потерпевшего, их взаимоотношения, мотивы преступления, время его совершения и т. д.).

Все это требует высокого уровня развития наблюдательности, которая  является свойством личности и предполагает способность замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные для  определенной цели детали в качестве «фигур» на малозначимом фоне.

Высокий уровень наблюдательности следователя обусловлен следующим:

- установкой на восприятие  информации, имеющей значение для  раскрытия преступления и расследования  уголовного дела; эта установка  помогает преодолеть брезгливость (например, при осмотре разлагающегося  трупа), усталость и апатию (при  длительном безрезультатном обыске  и т. д.);

- специфическим концентрированием  внимания именно на тех объектах  и их свойствах, которые могут  дать необходимую информацию; обнаружение  следов сопротивления на трупе  потерпевшего, следов подделки при  осмотре документов, констатации  улик поведения при наблюдении  за допрашиваемым и т. д;

- длительным сохранением  устойчивого внимания, обеспечивающего  готовность всех систем следователя к восприятию в нужный момент необходимой исходной информации (особенно при длительных обысках, осмотрах мест происшествия и длительных допросах).

При анализе различных  уровней следственной деятельности, образующих ее структуру, выделяется коммуникативная  сторона. Исследование ее структуры, познание психологических закономерностей  общения в особых условиях уголовно-процессуального  регулирования дает возможность  разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности труда  следователя на этом уровне.

Есть большая группа профессий  «человек-человек». Это профессии  педагога и врача, актера и судьи, продавца и администратора. Следователь  относится к этой же категории. Коммуникативный  аспект в деятельности этих людей  является одним из доминирующих. Следователь, пожалуй, в первую очередь должен иметь незаурядные способности  собеседника, который ведет беседу в особо трудных условиях.

Рассматривая допрос как  беседу и взаимодействие двух людей, в силу правового регулирования  их деятельности можно определить особенности  ролевой позиции каждого собеседника.

Успешное взаимодействие двух систем - следователя и допрашиваемого - зависит от психологического контакта между ними.

Глубина контакта обычно связана  с тем, на каком уровне он осуществляется. Опытные следователи интуитивно и осознанно меняют различные  параметры беседы, применяют те или  иные тактические приемы в зависимости  от индивидуальных особенностей личности допрашиваемого. Одна из важнейших проблем психологии допроса - проблема регулирования тех отношений, которые в ходе допроса возникают между допрашиваемым и допрашивающим и в определенной мере влияют на разрешение последним целей допроса. Правильное решение этой проблемы зависит во многом от уровня знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Это - социально-психологические закономерности ролевого положения допрашиваемого и допрашивающего в возникающих в результате этого отношениях.

Допрос - это борьба за истину. Силы в этой борьбе следователю дают различные научные знания, в том  числе знание психологии.

Сущность удостоверительной  деятельности заключается в переводе добытой следователем информации в  новую, преимущественно письменную форму. Следователь получает исходную информацию в виде конкретных образов (осмотр, обыск и др.), устной человеческой речи (допрос, очная ставка и др.), а также в виде письменной речи (документы, протоколы и т. д.). Всю  полученную информацию следователь  после ее анализа и отбора в  результате удостоверительной деятельности фиксирует в специальных, предусмотренных  законом формах: протоколах, постановлениях и т. д.

Для третьего уровня характерно преобразование (перекодирование) полученной информации, т. е. устранение семантической  неопределенности, что дает протокольное описание.

В протоколе следует сохранять  лексические особенности речи допрашиваемого. Протокол должен полностью соответствовать требованиям процессуального закона по внешнему оформлению и по самому его содержанию. Протокол (если это рукопись) должен быть написан разборчивым почерком.

В настоящее время в следствии активно применяются средства фиксации показаний: компьютер, видеокамеру, фотоаппарат, диктофон. Эти средства, повышая культуру следователя, одновременно требуют от него более высокого мастерства и специальных технических навыков при проведении допроса.

Личность следователя  формируется под воздействием ряда социальных систем: сначала это семья  и школа, затем система профориентации, профконсультации, система различных добровольных организаций, оказывающих помощь правоохранительным органам (народные дружины, общественные помощники следователя и т. д.), система профотбора, обучения и воспитания в юридическом вузе и, наконец, система стажировки молодого специалиста в следственном органе.


Информация о работе Структура профессиограммы следователя