Современная правовая система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в мире существует множество правовых систем, каждая из которых имеет свои отличительные черты и особенности.
Современную правовую систему России следует рассматривать с особой тщательностью и учетом всех общественных традиций, обязательно необходимо учесть то, что она относится к романо-германской семье.

Содержание работы

Введение
I. Понятие правовой системы
1.1. Основные определения. Классификация правовых систем
1.2. Правовая система и система права. Их структура
II. Правовая система России
2.1. Общая характеристика правовой системы РФ
2.2. Гражданское и смежные с ним отрасли права
2.3. Уголовное право и уголовный процесс
2.4. Судебная система. Прокуратура. Адвокатура.
2.5. Новые институты современной России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

  Помимо адвокатуры юридическое обслуживание населения и организаций ведут частные юридические фирмы, деятельность которых с 1998 года не лицензируется. В отличие от адвокатов частные юристы не обязаны бесплатно оказывать помощь гражданам по уголовным делам в порядке назначения. В то же время только адвокаты имеют право представлять в качестве защитника граждан в уголовном процессе на стадии предварительного следствия и дознания. Порядок работы структуры адвокатуры регламентируется в настоящее время законом «Об адвокатуре» от 31 мая 2002 года, в редакции введенной в действие 20 декабря 2004 года. 
 

2.5  Новые институты  современной России. 

     Новым для России институтом является Уполномоченный по правам человека – назначенное Государственной Думой должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Этот институт, во многом аналогичный институту омбудсмена в ряде зарубежных стран, введён Конституцией РФ 1993 г. (ст.103 «д»). Согласно ФКЗ « Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанным принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

     Уполномоченный  рассматривает жалобы граждан РФ и иных находящихся на территории РФ лиц на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями принятыми по его жалобе. Уполномоченный вправе обратится в суд, прокуратуру или другой компетентный орган с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела, о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда и т. д. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы, предложить ей создать по этому поводу парламентскую комиссию.

     Постоянно действующим органом государственного финансового контроля на федеральном уровне является Счетная палата, которую в соответствии со ст. 101 Конституции РФ образуют Совет Федерации и Государственная дума для контроля за исполнением федерального бюджета. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 года.

     Председатель  Счетной палаты назначается на должность  Государственной Думой. Заместитель  Председателя Счетной палаты назначается  на должность Советом Федерации. Помимо этого обе палаты Федерального собрания назначают по шесть аудитов Счетной палаты. Все указанные лица назначаются сроком на шесть лет.

     Еще одним новым институтом в правовой системе России станет Общественная палата. В законопроекте: «Об общественной палате РФ» прописывается непростая процедура формирования нового органа, которая отражена в следующей схеме (см. рис 1.).

     В функции Общественной палаты входит: «осуществление контроля за деятельностью  федеральных и региональных органов  власти, а так же рекомендативная функция относительно действующего законодательства». В законе прописывается независимость Общественной палаты. Де-юре Общественная палата независимый орган, де-факто - орган, зависящий от Президента (рис. 1.). Это еще один факт утверждения современной формы правления в России: суперпрезидентской республики. Данная форма правления хорошо отражена во всей правовой системе РФ.

       

     Рис 1. Схема процедуры формирования Общественной палаты 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

      В данной работе были рассмотрены основные понятия правовой системы, классификации правовых систем, разобраны понятия «правовая система» и «система права», их структура, соподчиненность; дана характеристика правовой системы современной России.

      Изучив  и проанализировав правовую систему России можно сказать, что современная российская правовая система – явление сравнительно молодое, все еще формирующееся в условиях обновления всех сфер жизни общества. Тенденции ее развития находятся в полном соответствии с законами диалектики, и зачастую являются разнонаправленными, поливалентными, взаимоисключающими друг друга.

      Можно согласиться с мнением, что  «переходный  период в правовой сфере  - это  больше процесс, чем результат.   Он   не   предполагает   стабильности,  завершенности   и сбалансированности   правовой  системы»  [ 13 ].  «В   России растянутость   хронологических   границ   существования   переходной правовой системы во времени объясняется грандиозной социальной задачей, многоэтапностью и универсальностью переходных процессов» [13]. 

     Реформирование  правовой системы России, обеспечение  развития в ней  позитивных тенденций и процессов на сегодняшний день вышло на качественно новый уровень повышения эффективности всех составляющих ее компонентов. Существенное обновление ключевых нормативно-правовых актов, всех уровней, все еще происходящее на данном этапе развития российской правовой системы, должно строиться на принципе учета как можно большего количества разнообразных мнений, достижения согласованности интересов различных социальных групп, должна быть обеспечена максимальная гибкость принимаемых норм к тем жизненным ситуациям, которые они призваны регулировать.

Преодоление отрицательных тенденций в развитии правовой системы современной России, которые достались ее в наследство от советского прошлого, также остается важнейшей задачей ее реформирования. Наиболее опасной среди них, по нашему мнению, являются различного рода деформации в сторону полной зависимости правовой системы от государства и политической конъюнктуры, наблюдающееся в современной России.  Обнадеживающим в этой связи является утверждение С.С.Алексеева о том, что «общенаучные исторические данные свидетельствуют о том, что  определяющая закономерность   развития    правовых   систем    на    нашей    планете заключается  в том, что в ходе исторического прогресса право из инструмента   государственной   власти   все   более   превращается   в самостоятельную высокозначимую силу, в самостоятельный мощный регулятивно-охранителъный фактор» [1].

     Также на первый план выходит проблема повышения правовой культуры российского общества, так как реформирование, повышение эффективности правовой системы России должно проходить в условиях осознания повышения социальной ценности цивилизованно развивающейся правовой системы.

     Необходимо  создание условий для того, чтобы  из некоторого числа развивающихся  тенденций преобладающей, доминирующей стала та, которая наиболее полно отвечает объективным потребностям российского общества.      

     Следует отметить, что меры по минимизации отрицательных тенденций в развитии отечественной правовой системы не могут быть единичными, случайными, они должны носить именно системный характер, причем немаловажную роль в процессе выработки путей и средств, но преодолению негативных тенденций в развитии российской правовой системы призвана сыграть правовая наука. 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

      1. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия / С.С. Алексеев – М.: Юристъ, 1999. –с. 52

      2. Арановский К.В. В преддверии сравнительного правоведения // Правоведение, 1998, № 2. – с.59

      3. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. – М.: Изд. Дом NOTA BENE, 2000. -576 с.

     4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 1999. – 528 с.

      5. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/ Отв. ред. – д. ю. н., проф. А.Я. Сухарев – М.: НОРМА, 2000. – 840 с.

      6. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В. 2-х т., Т. 1 / Подготовка текста и вступит. Статья И.Н. Смирнова – М.: МП Рарог, 1992. – 344 с.

      7. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В. 2-х т., Т. 2 / Подготовка текста и вступит. Статья И.Н. Смирнова – М.: МП Рарог, 1992. – 272 с.

      8. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1 / Сост., вступит. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицин – М.: Русская книга, 1993. – 400 с.

      9. Керимов Д.А. Общая теория государства и права: Предмет. Структура. Функции / Д.А. Керимов - М.: Юрид. лит-ра, 1977. – 133 с.

     10. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 520 с.

     11. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 648 с.

      12. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко - М.: Юристъ, 2001. –

      13. Сорокин В.В. Право и время:  правовая система и переходное  время // Известия вузов. Правоведение. – 2002. - № 1. – с.183-  192

     14. Теория государства и право:  Учеб. для вузов по спец. «Правоведение» / Алексеев С.С., Васильков П.Т., Дюрягин  И. Я. и др; Под ред. М.С.  Алексеева – М.: Юрид. лит-ра, 1985. –  479 с

      15. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного  правоведения /Ю.А. Тихомиров – М.: Юрид. лит-ра, 1996. -   

      16. Тиунов Л.Б. Системные связи правовой действительности / Л.Б. Тиунов – СПб.: 1991, Юристъ. - с.7,8 
 
 


Информация о работе Современная правовая система в России