Современная правовая система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в мире существует множество правовых систем, каждая из которых имеет свои отличительные черты и особенности.
Современную правовую систему России следует рассматривать с особой тщательностью и учетом всех общественных традиций, обязательно необходимо учесть то, что она относится к романо-германской семье.

Содержание работы

Введение
I. Понятие правовой системы
1.1. Основные определения. Классификация правовых систем
1.2. Правовая система и система права. Их структура
II. Правовая система России
2.1. Общая характеристика правовой системы РФ
2.2. Гражданское и смежные с ним отрасли права
2.3. Уголовное право и уголовный процесс
2.4. Судебная система. Прокуратура. Адвокатура.
2.5. Новые институты современной России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

     Высшим  судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции, является Верховный Суд РФ. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и даёт разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции). Верховный Суд РФ возглавляет систему федеральных судов общей юрисдикции, представляя собой её высшее звено.

     Верховный Суд является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесённым к его компетенции; вправе проверить  в порядке надзора любое решение  нижестоящего суда, включая, военные  и специализированные суды, по любому делу; обладает правом законодательной инициативы; выносит заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления (в рамках процедуры отрешения Президента от должности).

     Президиум Верховного Суда РФ является высшей судебной инстанцией в системе судов общей  юрисдикции. Он состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации (по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ). Президиум Верховного Суда рассматривает: судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата суда. Решения президиума являются окончательными и не могут быть опротестованы.

     Кассационная  коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам. Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции. Она также рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

     Судебная  коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

       По гражданским делам Верховный  Суд РФ  может изъять любое  дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства следующие дела: об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; постановлений о прекращении полномочий судьи; о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских и международных общественных объединений; об оспаривании решений и действий Центральной избирательной комиссии по подготовке и проведению референдума, выборов Президента РФ и депутатов Федерального Собрания; по решению споров, переданных ему Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

     Верховный Суд республики, краевой (областной) суд,  суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (именуемые иногда судами среднего звена) в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; осуществляют надзор за судебной деятельность районных судов, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику; осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

     Районный  суд в пределах своей компетенции  рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции. В его компетенцию входит рассмотрение всех гражданских, подавляющего большинства уголовных (за исключением дел, подсудных мировым, вышестоящим и военным судам) и ряда дел об административных правонарушениях. Районный суд является непосредственной вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям.

     ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года предусмотрел восстановление в РФ мировых судей, существовавшего  в Российской империи в 1864 – 1889 и 1912 – 1917 годах. В соответствии с ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» о 17 декабря 1998 года они входят в единую судебную систему РФ.

     Мировой судья рассматривает в первой инстанции: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; 2) дела о выдаче судебного приказа; 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; 5) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; 6) дела по имущественным спорам при цене иска не более пятисот минимальных размеров оплаты труда; 7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе; 8) дела об определении порядка пользования земельными участками, строения и другими недвижимым имуществом; 9) некоторые дела об административных правонарушениях.

     Особую  ветвь в системе судов общей  юрисдикции образуют военные суды, которые до 1992 года носили название военных трибуналов. Они осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах  РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (ст. 1 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 года). Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам является Военная коллегия Верховного Суда РФ. Военным судам подсудны дела о преступлениях и об административных правонарушениях,  совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, а также некоторые гражданские дела. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.

       Наряду с судами общей юрисдикции  в рамках судебной системы  РФ действуют арбитражные суды. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года, АПК РФ и принимаемые в соответствии с ними другими федеральными законами. Согласно ст.22 АПК РФ, арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, а также между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ. Арбитражные суды рассматривают иные дела, в том числе: об установлении фактов, значимых для возникновения, изменения или прекращения права организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.     Систему арбитражных судов в РФ составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов (их 10); арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

      Высший  Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) осуществляет судебный надзор за деятельностью всех арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

      Он  рассматривает в первой инстанции: дела о признании недействительными (полностью или частично), ненормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации  и Государственной Думы, Правительства  РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ. Он также рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

      Федеральный арбитражный суд округа проверяет  в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренными арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанциях; рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

      Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает в  первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам  в РФ, за исключением дел отнесенных к компетенции ВАС РФ; рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

      Арбитражные суды как округа, так и субъекта РФ также изучают и обобщают судебную практику; подготавливают предложения  по совершенствованию законов и  иных нормативных правовых актов; анализируют судебную статистику.

      Конституционный контроль на федеральном уровне осуществляется Конституционным Судом РФ, состоящим из 19 судей. Этот орган был учрежден в 1991 г. и ныне действует на основе ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. По запросам Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или  Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституцией республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящихся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, ) договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

      Помимо  этого, Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

      По  жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном законом.

      По  запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции РФ.

      Акты  или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции  РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

      В субъектах РФ могут создаваться  конституционные (уставные) суды для  рассмотрения вопросов соответствия законов  субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной  власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

      Важнейшим конституционным правоохранительным институтом в России является прокуратура. Хотя Конституция РФ помещает статью о прокуратуре в главу «Судебная власть», этот институт является полностью независимым органом, не связанным ни с одной из ветвей власти. Согласно Конституции РФ (ст.129) прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

      Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации  определяются Федеральным законом  «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. в редакции, введенной  в действие 22 августа 2004 года. Прокуратура является, прежде всего, надзорным органом. К числу ее важнейших функций относятся надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Помимо этого прокуратура осуществляет уголовное преследование, а также надзор за исполнением законов: органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; судебными приставами; администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяемых назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

      Оказание  юридической помощи гражданам и  организациям в РФ осуществляет независимая  адвокатура. Организационной формой российской адвокатуры остаются коллегии адвокатов, являющиеся согласно Положению 1980 года «добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью». Коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоящих из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе исполнительного органа соответствующего субъекта РФ. Предложение об образовании адвокатов направляется в Министерство юстиции РФ, которое при согласовании с ним представляет его в исполнительный орган государственной власти субъекта для утверждения и регистрации. В члены коллегии адвокатов принимаются граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет.

Информация о работе Современная правовая система в России