Состав и особенности экономико-географического положения Центрального федерального

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:08, реферат

Описание работы

Административно-процессуальное право является одной из важнейших отраслей правовой системы государства, а административно-процессуальное законодательство служит правовой основой регламентации и разрешения споров, возникающих между субъектами публичного управления и физическими и юридическими лицами. Административно-процессуальное право изучает законодательство, которое по своему объему и масштабу значительно превышает законодательство любой другой отрасли.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА 4
2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
ЗАДАЧА 13

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по административному праву Вариант № 17 (1 вопрос и 1 задача).doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)


план

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Административно-процессуальное право является одной из важнейших отраслей правовой системы государства, а административно-процессуальное законодательство служит правовой основой регламентации и разрешения споров, возникающих между субъектами публичного управления и физическими и юридическими лицами. Административно-процессуальное право изучает законодательство, которое по своему объему и масштабу значительно превышает законодательство любой другой отрасли.

В течение  последних пяти лет административно-процессуальное законодательство изменяется под воздействием проводимых в стране правовой, судебной и административной реформ. Коренное изменение системы правового регулирования административно-процессуальных правоотношений – очень длительный процесс, ход и результаты которого зависят главным образом от степени развития законодательства и науки, состояния правовой культуры, темпов и потребностей экономического развития страны, направлений и темпов политико-правового строительства, качества и эффективности публичного управления. Все вышесказанное определяет актуальность рассмотрения темы, выбранной нами для написания данной работы.

Структурно  она состоит из двух глав. В первой главе мы кратко рассмотрим систему источников административно-процессуального права, а также характеристике некоторых из них. Вторая глава посвящена рассмотрению актуальных проблем административно-процессуального законодательства и существующих путей их решения. Работа содержит также заключение и список использованных источников.

 

1. Источники  административного процессуального права

 

В юридической  науке и юридической практике под источником права понимают нормативный юридический акт, содержащий общие правила поведения субъектов, опубликованный в официальном издании.

Учитывая  особенности предмета регулирования административно-процессуального права, который охватывает материальные правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением задач государственного управления, а также деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, урегулированная административно-процессуальными нормами, можно говорить об источниках административно-процессуального права в широком и узком смысле.

В широком  смысле под источниками административно-процессуального права следует понимать официально опубликованные и (или) доведенные до адресата юридические акты, содержащие нормы материального права, реализация которых обеспечивается посредством административно-процессуальной деятельности, и юридические акты, содержащие нормы, регламентирующие эту административно-процессуальную деятельность.

В узком смысле источником административно-процессуального права следует считать официально опубликованный и (или) доведенный до адресата юридический акт, содержащий административно-процессуальные нормы. Такого рода акты принимают прежде всего органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации 1.

Административный процесс  как юридическое явление не может  существовать вне правовых норм. Это означает, что административно-процессуальная деятельность во всех ее проявлениях нуждается в правовой регламентации. И административно-процедурное, и административно-юрисдикционное производства как основные разновидности административного процесса имеют определенную нормативную базу, хотя она еще явно недостаточна и развивается неравномерно.

В сфере административно-процедурного производства в последние годы в Российской Федерации принят ряд федеральных законов, содержащих административно-правовые нормы, касающиеся порядка разрешения бесспорных индивидуальных дел (например, федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Отдельные административно-процессуальные нормы содержатся в Законе РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», федеральных законах «Об общественных объединениях», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в различных федеральных кодексах – Земельном, Водном, Лесном, Градостроительном и т.д.

К этому нужно добавить значительное количество административно-процессуальных норм, содержащихся в таких подзаконных нормативных актах, как постановления Правительства РФ. Здесь следует назвать постановления Правительства, которыми утверждены положения о лицензировании отдельных видов деятельности, а также правила совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Нормативная база административно-юрисдикционной деятельности в целом более разработана по сравнению с нормативной базой административно-процедурной деятельности. В первую очередь это касается такой разновидности административной юрисдикции, как производство по делам об административных правонарушениях. В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации имеется специальный процессуальный раздел, в котором довольно детально урегулированы вопросы производства по делам об административных правонарушениях применительно ко всем стадиям производства – возбуждение дела об административном правонарушении; рассмотрение дела; пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях; исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Все процессуальные нормы этого раздела направлены на усиление гарантий законности при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях с тем, чтобы были обеспечены такие основополагающие принципы, как всесторонность, полнота и объективность выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения, законность и справедливость принимаемых решений.

Нормативной базой такой  разновидности административно-юрисдикционного производства, как дисциплинарное производство, являются федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», где закреплены виды и порядок применения дисциплинарных взысканий к гражданским государственным служащим и военнослужащим. Важное значение для правового регулирования дисциплинарного производства имеют уставы о дисциплине в ряде областей государственного управления (например, безопасность, транспорт, оборона).

Самостоятельный блок регулирования  административно-юрисдикционной деятельности составляет совокупность нормативных  актов, регламентирующих производство по жалобам. В зависимости от юридических процедур разрешения все жалобы делятся на два типа: рассматриваемые в административном порядке и рассматриваемые в судебном порядке 1. Административный порядок рассмотрения жалоб урегулирован Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Отдельные нормы, касающиеся административного порядка рассмотрения жалоб, содержатся также в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, ведомственных нормативных актах. В ряде субъектов РФ приняты законы об обращениях и жалобах граждан.

Что касается судебного  порядка рассмотрения жалоб граждан на решения, действия (бездействие) органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, то здесь следует назвать Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Этот Закон рассматривает жалобу как форму судебного контроля за администрацией, то есть, по существу, ставит вопрос об административной юстиции в России.

 

2. Административно-процессуальное законодательство:

состояние и  перспективы развития

 

Несмотря  на довольно значительный массив нормативных  актов, содержащих нормы административно-процедурного характера, в целом регулирование административно-процедурного производства все еще фрагментарно, неполно, в нем отсутствуют единые процессуальные нормы-принципы, процедуры, устанавливающие порядок разрешения и оформления индивидуальных административных дел бесспорного характера. Между тем установление единых процедурных правил принятия административно-правовых актов, совершения распорядительных действий по реализации запретов, разрешений, дозволений, предписаний, контрольно-надзорных, регистрационных, координационных полномочий создает гарантии от административных злоупотреблений в названных сферах деятельности. Об этом свидетельствует весь мировой опыт 1. На основе этой правовой аксиомы в Российской Федерации ведется разработка проекта федерального закона «Об административных процедурах».

Основная  цель данного федерального закона –  сформулировать единые процессуальные принципы и правила построения взаимоотношений между государственными органами и гражданами на всех стадиях разрешения индивидуального административного дела бесспорного характера.

Отсутствие  конфликта в деле обусловливает  то обстоятельство, что у административно-процедурного производства (как разновидности административного процесса) нет тесных родственных связей с традиционными процессуальными отраслями – уголовным процессом и гражданским процессом. Речь может идти о возможности лишь ограниченного субсидиарного применения некоторых общих процессуальных принципов. Специфические проблемы административно-процедурного производства приходится решать почти на невозделанном в этом отношении российском правовом поле.

Другое дело, когда вопрос касается правового  регулирования административно-юрисдикционного производства, то есть деятельности по разрешению конфликта. В этой ситуации субъектом административной юрисдикции могут быть и органы исполнительной власти, и в установленных законом случаях суды. Здесь уже прослеживаются прямые связи с гражданским процессуальным (если речь идет о разрешении административно-правового спора) и с уголовно-процессуальным (если речь идет о рассмотрении дел об административных правонарушениях) законодательством.

В силу особенностей публично-правовых споров есть обоснованная логика в том, чтобы их рассмотрение было обеспечено самостоятельной процедурой. Судам нужна полноценно разработанная система административно-процессуальных правил, которая должна гарантировать гражданину при рассмотрении его спора с властными структурами такое положение стороны в процессе, чтобы его неравенство в материальном правоотношении трансформировалось в равенство в процессуальном отношении.

Именно поэтому  ведется работа по подготовке проекта  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, который призван создать процессуальные формы обеспечения деятельности новой системы создаваемых административных судов. Процессуальные нормы этого Кодекса должны отразить особенности разбирательства в административных судах публично-правовых споров, закрепив специфические принципы административного судопроизводства.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Разрешение  административно-правовых споров или  же решение вопросов, возникающих  в связи с необходимостью применения к физическим или юридическим лицам соответствующих мер административно-принудительного характера, предполагает установление определенного порядка, т.е. специальных правил, которыми следует руководствоваться при осуществлении административной юрисдикции. Это означает, что административно-процессуальная деятельность юрисдикционного типа нуждается в особом правовом регулировании.

Основные  разновидности административного  процесс (административно-процедурное и административно-юрисдикционное производства) в настоящее время имеют определенную нормативную базу, хотя она еще явно недостаточна и развивается неравномерно.

Следует отметить, что несмотря на то, что в сфере  административно-процедурного производства в последние годы в Российской Федерации принят ряд федеральных законов, содержащих административно-правовые нормы, касающиеся порядка разрешения бесспорных индивидуальных дел, нормативная база административно-юрисдикционной деятельности в целом более разработана по сравнению с нормативной базой административно-процедурной деятельности.

Регулирование административно-процедурного производства все еще фрагментарно, неполно, в нем отсутствуют единые процессуальные нормы-принципы, процедуры, устанавливающие порядок разрешения и оформления индивидуальных административных дел бесспорного характера. Для устранения этих недостатков в настоящее время ведется разработка проекта федерального закона «Об административных процедурах», основной целью которого является формулировка единых процессуальных принципов и правил построения взаимоотношений между государственными органами и гражданами на всех стадиях разрешения индивидуального административного дела бесспорного характера.

Что касается административно-юрисдикционного производства, то следует констатировать, что суды нуждаются сегодня в полноценно разработанной системе административно-процессуальных правил, которая должна гарантировать гражданину при рассмотрении его спора с властными структурами такое положение стороны в процессе, чтобы его неравенство в материальном правоотношении трансформировалось в равенство в процессуальном отношении. Именно поэтому ведется работа по подготовке проекта Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, который призван создать процессуальные формы обеспечения деятельности новой системы создаваемых административных судов.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

I. Нормативные правовые акты

 

1. Конституция  Российской Федерации.

2. Кодекс об  административных правонарушениях  Российской Федерации.

 

 

II. Литература

 

 

1. Административное  право/Под ред.Л.Л.Попова, М.С.Студеникиной. - М.: НОРМА, 2008. – 992 с.

2. Панова И.В. Административно-процессуальное право России. – М.: НОРМА, 2011. – 336 с.

3. Сухарева  Н.В. Вопросы развития административно-процессуального  законодательства//Административное  право и процесс. - 2009. - № 4. – С.2 – 7.

Информация о работе Состав и особенности экономико-географического положения Центрального федерального