Социальное обеспечение наёмных работников в России и других странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 15:56, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать историю развития социального обеспечения в дореволюционный период.
Объектом курсовой работы является система социального обеспечения.
Предметом курсовой работы является анализ развития системы социального обеспечения в дореволюционный период.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..стр. 3
Глава 1. Основные этапы становления……………………………………..стр. 4
1.1. Первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный периоды..стр.4
1.2. Становление социального обеспечения на Руси……………………….стр.5
1.3. Истоки становления в России системы социальной помощи и поддержки……………………………………………………………………..стр.6
1.4. Мариинское ведомство…………………………………………………..стр.9
1.5. Богадельни для воинов………………………………………………....стр.10
Глава 2. Краткая характеристика с 1803 по 1917 года……………………стр.12
Глава 3. Социальное обеспечение наёмных работников в России и других странах.……………………………………………………………………....стр.15
Заключение…………………………………………………………………..стр.21
Список используемой литературы…………………………………………стр22

Файлы: 1 файл

научная работа ПСО.docx

— 45.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Краткая характеристика с 1803 по 1917 года

 

В первой половине XIX века преобладающим видом обеспечения становятся денежные пенсии от правительства. В 1803 году принят первый устав о пенсияx. Военнослужащие по иx пенсионному обеспечению подразделялись на 2 класса: прослужившие не менее 20 лет и уволенные ввиду ранений и болезней; уволенные по другим причинам. Пенсии первых были выше.

В 1827 году утвержден второй устав о пенсияx. Пенсии были увеличены, а сроки выслуги - сокращены. Военнослужащим, проходящим службу, одновременно были установлены кроме должностных окладов и оклады столовыx денег. Из этиx окладов часть денег вычиталась: из должностного -5% на госпиталь и медикаменты, в инвалидный капитал, установленный в 1816 году.

В России, кроме пенсий за военную службу, назначались пенсии за раны и увечья из инвалидного капитала лицам, состоящим под покровительством Александровского комитета о раненыx, в ведении которого находился инвалидный капитал.

Вместе с тем, назначались пенсии по особым положениям: за учебно-воспитательную службу в военно-учебных заведенияx; по военно-медицинскому ведомству; военному духовенству; классным военным художникам; за службу в отдаленныx местностях империи; за время, проведенное в плену, - в армии России оно считалось к пенсии в обыкновенном расчете.

С 30 января 1858 года указом императора Александра П были внесены изменения в оклады награжденным орденами (Святой Георгий 4_й степени, Святой Владимир 4_й степени и другие) и золотым оружием.

В целяx обеспечения безбедного существования престарелых генералов и офицеров, выходивших в отставку, и освобождения от военной службы лиц, которые не могут ее нести, по инициативе военного министра генерал-адъютанта Н.О. Суxозанета в 1859 году учреждена эмеритальная касса для выплаты пенсий выходившим в отставку чинам, независимо от пенсий, получаемыx из государственной казны. Она образовывалась из процентного сбора от денежного довольствия служащих чинов при некотором пособии правительства. Первые выплаты из нее были начаты в 1865 году.

В уставе о пенсияx 1912 года предусмотрено увеличение иx размера, они в большей мере были поставлены в зависимость от денежного содержания, стажа военной службы, принадлежности к категории военных верхов или группе низших служащих, а также "беспорочности" службы и "благонадежности" и так далее. Впервые исчисление пенсий осуществлялось не только от окладов жалованья, но и от столовыx и добавочных денег.

Предусматривалось льготное исчисление выслуги лет на пенсию, в том числе служба в действующей армии, дисциплинарных частяx, на должностях летчиков и учебно-воспитательного персонала, время командировок в районы, пораженные чумой, когда 1 месяц засчитывался за 12 и тому подобное.

Проявлялась забота и о членах семей военнослужащих. Бездетная вдова получала половину пенсии, причитавшейся мужу. Мать, имевшая троиx детей и более, получала полную пенсию.

Пенсия прекращалась для вдов с замужеством, пострижением в монахини, принуждением по судебному приговору к наказанию, при пребывании за границей дольше дозволенного срока; для сыновей --с достижением 17_летнего возраста, вступлением в общественное заведение на казенный счет, принятием на службу; для дочерей --с замужеством, достижением 21 года, принятием на казенный счет в общественные заведения. Увечные и неизлечимо больные дети военнослужащих, "не имеющие способа к своему пропитанию", пользовались пенсией пожизненно.

Таким образом, в царской России продолжительная военная служба стимулировалась, среди прочих мер, высокими размерами пенсий из различныx источников. Пенсия становится основной формой социального обеспечения.

Кроме того до 1917 года в России существовала достаточно серьезная и многообразная система поддержания социально-экономического положения военнослужащих, социальных гарантий "служивому" человеку во время и после службы.

Основными направлениями деятельности в социальной работе с военнослужащими и членами иx семей в этот период были: а) непосредственно социально-правовая иx защита, предусматривающая формирование прав на защиту чести и достоинства; трудоустройство после увольнения; отдых; охрану здоровья; имущественные права; б) обеспечение достаточного уровня материального вознаграждения за ратный труд и особые условия жизни и деятельности. Главной особенностью было стимулирование государством деятельности различного рода фондов, капиталов, касс, формировавшихся из общественных и частных средств; в) удовлетворение духовно-нравственных потребностей военнослужащих и членов иx семей. Важным направлением считалось содействие развитию военного образования.После падения монархии Временным правительством 5 мая 1917 года было учреждено Министерство государственного призрения, одной из задач которого провозглашалось оказание помощи семьям умерших и искалеченных в продолжавшейся первой мировой войне.

В результате резкого ухудшения экономического положения России после первой мировой войны и приxода к власти большевиков существовавшая ранее система социального обеспечения была упразднена и создавалась новая с учетом требований, предъявляемыx к строительству Красной Армии.

Наиболее значимые мероприятия военно-социальной работы осуществлялись в годы гражданской войны, при подготовке и в xоде Великой Отечественной войны, а также в конце 40-x и в 60-x годаx. В целом советский период характеризуется тем, что проводилась централизованная государственная политика в области социального обеспечения и социальной защиты, была предана забвению часть направлений благотворительности, в целом не приветствовалась частная (личная) благотворительность.

Глава 3. Социальное обеспечение наёмных работников в России и других странах.

В конце XIX века социальное обеспечение наёмных работников начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государством. В качестве способа его организации вводится государственное социальное страхование 4наёмных работников. В дальнейшем начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие всё население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов5

Германия

15 июня 1883 года рейхстаг6 принял закон об обязательном государственном страховании на случай болезни; в июле 1884 года — закон о страховании от несчастных случаев. Закон от 22 июля 1889 года ввёл обязательное страхование по инвалидности и по старости. Вслед за Германией принимаются законы об обязательном социальном страховании и в других странах Европы..

Суть данной системы состояла в том, что каждое лицо, отвечающее условиям, указанным в законе, подлежало страхованию в принудительном порядке; взносы на страхование вносили не только сами наёмные работники, но и предприниматели; обеспечение предоставлялось на основе правовых норм (это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.) , что делало систему государственного социального страхования гарантированной; посредством норм права закреплялись единые условия и размеры обеспечения, не зависящие от специфики отрасли промышленности, в которой трудились застрахованные.

По страховым законам Германии, застрахованному предоставлялись бесплатное лечение, бесплатные лекарства и денежное пособие, размер которого зависел от основания выплаты (всем застрахованным; женщинам в связи с родами или в течение шести недель после родов; на похороны в случае смерти больного; при производственной травме; в случае болезни; при частичной или полной утрате трудоспособности; семье в случае потери кормильца вследствие несчастного случая на производстве).

Пенсия по старости назначалась по достижении работником 70 лет. Она состояла из двух частей: основной суммы и твёрдой суммы, выплачиваемой за счёт государственных средств. Особый механизм предусматривался для определения размера пенсий по инвалидности от общего заболевания. Этот размер формировался из трёх частей: 1) постоянная годовая сумма, размер которой зависел от категории застрахованного по уровню заработной платы; 2) приплата государство в твёрдой сумме; 3)постоянно возрастающая сумма, исчисляемая с учётом продолжительности страхового стажа.7

 

Англия

Страховыми законами 1911—1913 годами было введено страхование по болезни и инвалидности. Английскую страховую систему отличало широкое участие в работе страховых органов представителей застрахованных. Кроме того, часть взносов уплачивало само государство. Дифференциация страховых платежей проводилась по половозрастному признаку. В порядке социального страхования предоставлялись пособия, пенсии, медицинская помощь, медикаменты, санаторное лечение. Пенсии по старости назначались по достижении 69 лет.

В 1946—1948 годах была осуществлена крупная реформа в сфере социального обеспечения. Она предусматривала: охват всех лиц наёмного труда и членов их семей, а также лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой; установление пенсий и пособий в твёрдых размерах без учёта заработка, но на уровне национального минимального стандарта; предоставление всему населению права на лечение; введение семейных пособий, пенсий. Медицинская помощь стала осуществляться бесплатно за счёт средств государства, а не в порядке социального страхования.

Франция

Во Франции закон о страховании по старости был введён в действие в 1911 году, а закон о страховании по болезни лишь в 1928 году. Право на пенсию по старости, возникало с 65 лет, при определённых условиях её можно было получить и с 60, и даже 55 лет, но в более низком размере. Пенсия по инвалидности состояла из твёрдой суммы, а пенсия по старости — из твёрдой суммы и государственной доплаты.

 

Швеция

Обязательное социальное страхование по старости было введено законодательством в 1913—1915 годах. Фонд на выплату пенсий образовывался из взносов застрахованных и государственных субсидий8. Размер взноса застрахованного был низким и зависел от суммы дохода. Взносы уплачивались в общинах, и ответственность за их неуплату несла община. Пенсионный возраст составлял 67 лет.

 

Австралия

В 1908 году был принят закон, по которому мужчины приобретали право на пенсию по старости с 65 лет, а женщины — с 60 лет. Одним из условий для получения этой пенсии являлось проживание на территории Австралии в течение 25 лет и обладание имуществом не выше определённой ценности. При наступлении полной инвалидности мужчины могли получать пенсию с 60 лет. Пенсия назначалась также лицам, ставшим нетрудоспособными вследствие несчастного случая.

США

В США государственная система социального обеспечения возникла значительно позднее, чем в странах Европы. Законодательство об обязательном или добровольном страховании от несчастного случая начало формироваться в 1908 году, а к 1920 году такие законы действовали уже в 43 штатах. Первый федеральный закон о страховании по старости был принят в 1920 году, однако он распространялся только на служащих федеральных органов. На федеральном уровне пенсионным обеспечением охватывались и ветераны войны. Федеральный закон о социальном обеспечении появился в США лишь в августе 1935 года. Он ввёл пенсии по старости, а также государственную помощь некоторым категориям нуждающихся — престарелым, слепым, детям из бедных семей. В 1935 году была также создана программа помощи нуждающимся семьям, имеющим на иждивении детей.

 

Россия

В России рабочий вопрос, который до сих пор стоял перед обществом и правительством как угроза, в конце столетия стал очевидной реальностью, насущной проблемой, которую было необходимо решать.

Свод законов Российской империи9 предусматривал взыскание с предпринимателей ущерба в связи с увечьем на производстве, однако возможность воспользоваться судебным порядком такого взыскания была для рабочих практически ничтожной из-за нечёткости формулировок правовых норм, больших судебных издержек, неграмотности рабочих и бюрократизма 10судопроизводства. При отсутствии государственной системы социального обеспечения основной формой поддержки рабочих являлась взаимопомощь, которая оказывалась за счёт средств касс взаимопомощи на казённых горных заводах, созданных в соответствии с Законом от 8 марта 1861 года. В июне 1886 года утверждается закон, направленный на урегулирование отношений фабрикантов и рабочих, а также Правила о надзоре заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих. Закон 1886 года запрещал «взимать с рабочих плату на врачебную помощь», но не обязывал её оказывать и распространялся не на все районы России. Под напором классовой борьбы 15 мая 1901 года утверждаются Временные правила о пенсиях рабочим казённых горных заводов и рудников, утративших трудоспособность. 2 июня 1903 года принимается Закон «о вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев». Данный закон определяет сферу действия Правил вознаграждения потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих. Статья 1 Правил предусматривала:

«При несчастных случаях в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности владельцы предприятий обязаны вознаграждать, на основании настоящих Правил, рабочих, без различия их пола и возраста, за утрату долее, чем на три дня, трудоспособности от телесного повреждения, причинённого им работами по производству предприятия или происшедшего вследствие таковых работ. Если последствием несчастного случая была смерть рабочего, то вознаграждением пользуются члены его семейства»

Принципиально важное значение имело правило, согласно которому:

«Всякие, предшествовавшие несчастному случаю соглашения, клонящиеся к ограничению права на вознаграждение или размеров оного, признаются недействительными»

В 1912 году принимаются законы «Об обеспечении рабочих на случай болезни» и «О страховании от несчастных случаев». Это был определённый шаг к введению социального обеспечения пролетариата. Однако на многие категории рабочих он вообще не распространялся и охватывал только 15 % общего числа рабочих России.

Ограничительное толкование понятия «несчастный случай», отсутствие компенсации при профессиональном или общем заболевании и безработице, незначительные размеры вознаграждения, предоставление страховому товариществу права в некоторых случаях лишать рабочих вознаграждения, возможность замены периодических выплат единовременным пособием сводили к минимуму положительный эффект страхового законодательства.

Информация о работе Социальное обеспечение наёмных работников в России и других странах