Система субъектов административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.
Индивидуальными субъектами являются российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. К их числу также можно отнести и государственных служащих.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………. 2
Глава 1. Административное право……………………………... 4
Предмет административного права……………………... 4
Метод административного права……………………….. 7
Система административного права……………………... 8
Глава 2. Административно-правовые отношения…………..... 12
2.1. Коллективные субъекты административного права…...12
2.2. Индивидуальные субъекты административного права...15
Заключение……………………………………………………… 21
Список использованной литературы………………………….. 23

Файлы: 1 файл

АП.docx

— 40.49 Кб (Скачать файл)

    Нет ни одной  сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей. И хотя сокращается значение административно-правового регулирования в экономике, договорные, гражданско-правовые отношения все более широко используются в системах образования, здравоохранения и даже при комплектовании вооруженных сил - роль исполнительной

власти, административного права в этих отраслях очень велика. Для повышения эффективности и законности деятельности государственной администрации в многочисленных сферах общественной жизни необходимо большое количество административно-правовых норм.

    Административное  право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От ее состояния в немалой степени зависит построение аппарата управления, эффективность и законность его функционирования, возможность реализации гражданами многих прав.

    Основные цели  административного права можно  определить так:

    1) создание условий  для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти как важного инструмента обеспечения потребностей граждан, общества, государственного аппарата;

    2) обеспечение  демократической организации исполнительной  власти (государственной администрации);

    3) создание в  сфере управления условий для  реализации гражданами, их объединениями прав и свобод;

    4) обеспечение  защиты граждан и общества  от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия аппарата государственного управления.

    Основные принципы  отрасли:

1) эффективность,

2) законность,

3) демократизм,

4) федерализм.

    Административное, государственное, гражданское и ряд других отраслей являются фундаментальными, профилирующими частями правовой системы, все вместе они образуют ее ядро. Как фундаментальная отрасль она имеет свой специфический и единый метод регулирования, определенный и достаточно строго выдержанный режим.

В административном праве содержится исходная правовая материя, которая в той или иной степени используется в ряде других отраслей, которые группируются вокруг него: финансовое, земельное, экологическое. Она как бы стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения, в них широко используется административно-правовой метод регулирования.

Поэтому в юридических учебных заведениях вначале преподают курс административного, а потом курсы финансового, экологического, земельного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Административно-правовые отношения

§1. Коллективные субъекты административного права

 

    Коллективные  субъекты - это организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое [* Такое право не признается, например, за группой граждан, подписавших петицию, жалобу, заявление]. Коллектив, как правило, объединен каким-то интересом, целью, он функционально дифференцирован, действует на законном основании, имеет свои механизмы управления, в нем определены роли каждого. Коллективное образование в административно-правовых отношениях, с одной стороны, действует от своего имени, на него, как на определенную целостность возлагаются обязанности, ему предоставляются права, а с другой, - обезличивает конкретных людей. Поэтому изменения в личном составе не влияют на его название и правовое положение. Например, личный состав органа государственного управления может полностью измениться, но на его полномочиях это не отразится.

    В зависимости  от степени организационной самостоятельности, целей и вытекающих отсюда обязанностей, правового положения в большой и сложной системе (типе) коллективных субъектов административного права можно выделить четыре класса:

    1) организации;

    2) структурные  подразделения организаций;

    3) трудовые и  иные коллективы организаций  и их структурных подразделений;

    4) сложные организации.

    Если же за  основу взять такие критерии, как форма собственности и принадлежность к определенной системе, то можно говорить о таких общностях, как государственные, общественные, религиозные и иные (арендные, акционерные, смешанные, иностранные и др.) организации.

    Каждая государственная  организация - часть государственного механизма, обладающая организационной и правовой самостоятельностью, работающая под руководством вышестоящего государственного органа (кроме Верховных Советов и Президентов республик). Среди иных ее важнейших признаков нужно назвать экономическое обеспечение за счет государственной собственности, правовую регламентацию деятельности и структуры, возможность использования правового принуждения. Необходимо также отметить, что государственная организация - это коллектив, который осуществляет не свой, а «чужой», государственный, а значит, общий, публичный интерес.

    В группе самостоятельных  организаций по целям деятельности и особенностям правового статуса различают государственные органы, предприятия, учреждения и иные (например, воинские части) организации. Аналогично среди общественных и религиозных организаций можно различать самостоятельные организации, а также органы, предприятия, учреждения как составные элементы сложных общественных и религиозных объединений.

    Резко возросло  за последние годы и будет  увеличиваться впредь количество и разнообразие организаций, которые отнесены нами в группу иных. К иностранным организациям прибавились смешанные, международные, арендные, коллективные, акционерные, семейные, частные (индивидуальные).

    Структурное подразделение - элемент организации, выполняющей  определенную часть ее дел. Одновременно - это организованная группа людей, между которыми распределены обязанности. Во главе структурной единицы стоит назначенный или избранный коллективом руководитель, в ней существуют иерархические связи, осуществляется самоуправление. И, наконец, еще такие признаки: наличие собственного наименования, юридического акта о создании такой организационной единицы.

    Прежде всего  структурные подразделения можно классифицировать по тем же критериям, что и организации. При этом нужно учитывать, чьи они. Тогда мы выделим структурные подразделения государственных организаций (органов, предприятий, учреждений), общественных организаций, религиозных объединений [* Не все государственные органы имеют структурные подразделения (например, районные прокуратуры, административные комиссии). То же самое можно сказать и о многих общественных и религиозных организациях.].

    Трудовые, территориальные  и иные коллективы - третий класс  коллективных субъектов административного права. Они наделены государственно-правовой, административной правосубъектностью, а также обладают ею и в других отраслях права: трудовом, уголовно-процессуальном. Особенностью коллектива является, во-первых, то, что он призван выражать и защищать свои интересы; во-вторых, что в нем нет иерархических связей, все его члены равны. Членство в трудовом коллективе является следствием поступления на работу, в вуз, вступления в кооператив, места жительства.

    В юридических  актах ничего не сказано о  трудовых коллективах государственных органов. И это не случайно. Дело в том, что орган не имеет трудового коллектива, но он имеется в одноименном учреждении, в котором трудятся все рабочие и служащие. Так, народный суд как орган правосудия состоит из судьи и народных заседателей, а он же как юридическое учреждение включает в себя и судей, и судебных исполнителей, и еще ряд работников, которые и образуют его трудовой коллектив.

    Государственное  ведомство, межотраслевое объединение, федеральная общественная организация, область и иные сложные организационные структуры обладают обоими названными выше признаками правосубъектности. Они являются целостными самоуправляемыми системами, способными самостоятельно взаимодействовать с окружающей средой (материальный признак), право признает за ними способность иметь и своими действиями приобретать права и исполнять обязанности (формальный признак).

 

§2. Индивидуальные субъекты административного права

 

Под индивидуальным субъектом административного права понимается физическое лицо (человек), участвующее в административных правоотношениях. С учетом особенностей административного права, в котором подавляющее большинство правоотношений носят характер «властиподчинения», индивидуальные субъекты имеют ряд особенностей, существенно отличающие их от субъектов других отраслей права. В зависимости от того в качестве какой стороны в административных правоотношениях участвует индивидуальный субъект, определяется его правоспособность и дееспособность.

У субъектов административного права, наделенных властными полномочиями дееспособность, как правило, совпадает с общими ее условиями. К таким условиям относится возраст и вменяемость.

По общим условиям дееспособность лица наступает в восемнадцатилетнем возрасте, за исключением определенных случаев, прямо определенных в нормативно-правовых актах. Это правило распространяется на возможность занятие той или иной должности во властных государственных структурах. То же самое правило действует и в отношении психического здоровья лица (вменяемость) претендующего на занятие должности во властных структурах государства.

Однако необходимо помнить, что в административных правоотношениях в качестве субъекта подчинения выступают также физические лица, у которых дееспособность наступает гораздо раньше, чем они достигнут восемнадцатилетнего возраста. Это обуславливается необходимостью управлять такими лицами, наделяя их определенным правовым статусом (школьник, студент, больной и т.д.). Также обстоит дело и с определением вменяемости. Психически больные люди, проходящие лечение, в соответствующих медицинских учреждениях выступают в качестве субъектов административных правоотношений.

Таким образом, дееспособность субъектов административного права напрямую зависит от их роли в  административных правоотношений и определяется их правовым статусом.

Правовой статус (объем прав и обязанностей) также зависит от множества различных факторов, которые включают: пол, возраст, гражданство, место проживания, уровень образования, наличие профессии и т.п.

Рассмотрим некоторые особенности правового статуса индивидуальных субъектов административного права.

Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. Административно-правовой статус гражданина - сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку.

Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в России субъектом всех отраслей права, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ. При этом они пропитаны нормами конституционного, международного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Важное место в данном статусе человека занимают и нормы административного права.

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27).

Провозглашая права личности, Конституция устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

Информация о работе Система субъектов административного права