Санитарно-эпидемиологическая служба в Томске

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Санитарно-эпидемиологическое благополучие является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Мероприятия по охране здоровья населения в числе других мер включают в себя обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Это значит, что граждане имеют право на регулярное и своевременное получение достоверной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о иных факторах.

Содержание работы

Введение 3
1. Общее представление о санитарно-эпидемиологическом надзоре.
Понятие санитарно-эпидемиологического надзора.
Структура и функции системы. 4
2 История возникновения и становления 8
3 Санитарно-эпидемиологическая служба в Томске. 11
3.1 Первые санитарные врачи. 11
3.2 Санэпидстанция. 12
3.3 Управление Роспотребнадзора. 13
4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор 14
4.1 Органы, осуществляющие санитарно-эпидемиологический
надзор. 14
5. Виды, задачи и цели санитарно-эпидемиологического надзора. 16
6. Организация деятельности государственного санитарно-
эпидемиологического надзора. Полномочия, обязанности и
ответственность должностных лиц. 19
7. Ответственность за нарушение санитарного законодательства. 23
7.1 Ответственность по Кодексу РФ об административных
правонарушениях. 23
7.2 Ответственность по Уголовному кодексу РФ 25
Заключение 26
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов. 27

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История возникновения и становления.

 

История государственного санитарно-эпидемиологического  надзора, как системы мер, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний и улучшение санитарного состояния страны, началась с Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики» от 15 сентября 1922 г. С этого времени в стране началось создание сети специализированных санитарно-профилактических учреждений  - санитарно-эпидемиологических станций.

В 1933 году произошло разделение функций санитарно-эпидемиологической службы. При сохранении санитарно-эпидемиологических станций была организована Государственная санитарная инспекция, осуществлявшая общее руководство санитарно-эпидемиологической работой, а также предупредительный санитарный надзор. В начале 50-х годов Государственная санитарная инспекция была ликвидирована[8].

Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР». Им определялась структура Государственного санитарного надзора, в соответствии c которой в систему органов и учреждений, осуществляющих Государственный санитарный надзор, входили санитарно-эпидемиологические службы министерства здравоохранения CCCP и союзных республик и подчиненные им территориальные санитарно-эпидемиологические станции.

Государственный санитарный надзор в CCCP представлял собой систему государственных мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнений окружающей среды вредными промышленными выбросами и хозяйственно-бытовыми отходами, на оздоровление условий труда, предупреждение инфекционных, профессиональных и других заболеваний.

B реализации Государственного  санитарного надзора участвовали врачи по гигиене труда, их помощники, санитарные химики, инженеры и лаборанты, которые входили в состав санитарно-эпидемиологических станций - основных учреждений санитарной службы. B практике санитарного надзора широко использовались лабораторные методы оценки профессионально-производственных факторов. Ha крупных санитарно-эпидемиологических станциях работали лаборатории по гигиене труда, ядохимикатам, токсикологии, радиологии, физиологии труда и др. Более 5 тысяч санитарно-гигиенических лабораторий было создано на крупных промышленных предприятиях, работающих под руководством отделов гигиены труда санитарно-эпидемиологических станций (1978).

Государственный санитарный надзор в  области гигиены труда являлся  частью общей системы Государственного санитарного надзора и проводился органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы c широким привлечением населения, профсоюзного актива, актива Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, общественных санитарных инспекторов, научных медицинских и технических обществ, горнотехнической инспекции, научно-исследовательских институтов гигиены труда и профзаболеваний и гигиенических кафедр медицинских институтов.

Важнейшими правовыми актами в решении вопросов гигиены труда являлись: Конституция CCCP, Основы законодательства o труде, КЗоТы союзных республик, Основы законодательства Союза CCP и союзных республик o здравоохранении и др.         

      Государственный  санитарный надзор в области  гигиены труда  подразделялся  на предупредительный и текущий. Предупредительный санитарный надзор был направлен на контроль за соблюдением санитарных норм и правил при проектировании, строительстве, реконструкции и пуске в эксплуатацию промышленных и сельскохозяйственных объектов, за внедрением в практику новых технологических процессов, нового оборудования, машин, механизмов, химических веществ и др.

Текущей санитарный надзор предусматривал: контроль за соблюдением санитарного законодательства на действующих предприятиях; изучение условий труда и заболеваемости на предприятиях и в сельскохозяйственном производстве; оказание помощи в организации и контроле за качеством проведения предварительных и периодических медицинских осмотров; учёт, регистрацию и расследование причин профзаболеваний; проверку соблюдения законодательства об охране труда женщин и подростков; разработку комплексных планов оздоровительных мероприятий, направленных на улучшение условий труда, и другое[9].

В 1991 году с принятием Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» начался качественно новый этап развития санитарно-эпидемиологической службы. Впервые в истории страны на законодательном уровне было введено правовое регулирование деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В 1999 году был принят новый Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который не только уточнил редакцию основных положений закона 1991 года, но и включил в себя ряд принципиальных положений, которые ранее регулировались подзаконными актами.

Санитарно-эпидемиологический надзор стал основным средством достижения санитарно-эпидемиологического благополучия, механизмом, с помощью которого решаются насущные проблемы охраны здоровья населения.

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) была образована в 1993 году при Комитете Российской Федерации по торговле, с тех пор многократно переходила из подчинения одного органа в подчинение другому, а в 2000 году стала структурным подразделением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Полномочия Госторгинспекции с 1993 года не изменялись и включали в себя государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и  недопущению поступлений на  потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Вплоть до 2004 года в России функционировали 2218 санитарно-эпидемиологических станций (центров)[10].

До проведения в 2004 г. реформы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти санитарно-эпидемиологический надзор в РФ осуществлялся государственной санитарно-эпидемиологической службой РФ, полномочия которой определялись Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554.

В рамках проводимой административной реформы в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" было упразднено Министерство здравоохранения РФ, в ведении которого состояла государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ, и образовано Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которому были переданы функции упраздненного Минздрава России по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Этим же указом Президента РФ был  образован специализированный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного надзора за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которой были переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздненного Минздрава России.

3 Санитарно-эпидемиологическая служба в Томске.

3.1 Первые санитарные врачи.

 

Специальные учреждения санитарно-эпидемиологического  профиля  в дореволюционной России стали появляться уже с середины ХIХ века. К 1913 г. в России насчитывалось немногим более 230 санитарных врачей. Первым санитарным врачом Томска и всей Сибири был Николай Сергеевич Касторский, позднее санитарное бюро возглавляли Ксенофонт Михайлович Гречишев (с 1902 г.) и Александр Алексеевич Грацианов (1916-1917 гг.).

Создание санитарно-эпидемиологической службы проводилось в трудных условиях.

 В Томской области,  как  и во всей Сибири, в дореволюционный период и первые годы разрухи после Гражданской войны, свирепствовали  эпидемии натуральной оспы, тифа, холеры, чумы, сибирской язвы. Благодаря самоотверженному труду первых санитарных врачей о многих тяжелейших инфекционных заболеваниях мы знаем сегодня  только из специальной литературы, большинство из них сведены до единичных случаев.

В 20-40-х гг. в период становления  советской власти санитарно-эпидемиологическая служба была представлена самостоятельными учреждениями. Это межокружная малярийная станция (1923 г.), Томская городская дезинфекционная станция (1924 г.), Государственная санитарная инспекция (1944 г.), туляремийная станция (1946 г.),  противобруцеллезная и противотуберкулезная станции (1946 г.). История их создания и управления связана с такими именами как А.П. Шахматов, Н.П. Федотов, А.М. Лехтер и др.

Отдельного внимания заслуживает  упоминание о дезинфекционной службе, начало которой относится к 1879 году. Ее специалисты вели активную профилактику и борьбу с эпидемиями на территории, равной современным  областям - Томской, Новосибирской, Кемеровской, Омской, Иркутской и Алтайского края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Санэпидстанция.

 

Самоотверженный труд работников санитарно-эпидемиологической службы в годы Великой Отечественной войны, в период восстановления и развития народного хозяйства позволил предотвратить массовые потери, связанные с инфекционными заболеваниями и отравлениями военнослужащих, мирного населения.

В этот период, с 1946 по 1954 годы,  происходило  объединение различных элементов санитарно-эпидемиологической службы  в единое  комплексное учреждение - санитарно-эпидемиологическую станцию. Первым руководителем Томской областной  санэпидстанции был  Рачковский  Павел Казимирович.

Эта станция  (в народе просто «СЭС») включала в себя 16 санэпидстанций в районах области, городские СЭС в Стрежевом, Кедровом, Томске, отдельную СЭС на водном (воздушном) транспорте,  а также Томскую городскую дезинфекционную станцию. В структуру Томской городской СЭС также входили 4 санэпидстанции районов города. В 1989 г. в результате реорганизации Томской областной службы районные СЭС были объединены  в одну Томскую городскую санэпидстанцию.

С 19 апреля 1991 года открыта новая  страница в истории российской санитарно-эпидемиологической службы - произошла ее очередная реорганизация.  С этого момента из «санэпидстанции» она переименовывается в «госсанэпиднадзор», представленный в Томской области 20 центрами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Управление Роспотребнадзора.

 

Спустя 14 лет, 1 января 2005 года, произошла еще одна реорганизация. На территории Томской области появилась новая организация - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (Управление Роспотребнадзора по Томской области). Ее основными задачами являются осуществление государственного надзора и контроля над исполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей.

С 2006 г. и по настоящее время Управление возглавляет Виктор Георгиевич Пилипенко, отличник здравоохранения, кандидат медицинских наук. В управлении трудятся 124 человека, его структура состоит из нескольких отделов: организации и обеспечения деятельности, санитарного надзора, эпидемиологического надзора, защиты прав потребителей, социально-гигиенического мониторинга, регистрации и лицензирования, бухгалтерского учета и отчетности. 

Также в районах области в  составе управления действует 6 территориальных  отделов и  Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области под руководством главного врача Александра Васильевича Шихина.

Сегодня в санитарно-эпидемиологической службе работают специалисты, отдавшие 30 и более лет охране здоровья населения. На помощь им приходят молодые квалифицированные  кадры, которые достойно продолжают  дело,  начатое предшественниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

4.1  Органы, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор.

 

Согласно статье 46 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему. Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя:

    – федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный  осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический  надзор в Российской Федерации;

    –  территориальные органы, созданные  в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте;

Информация о работе Санитарно-эпидемиологическая служба в Томске