Региональная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

Термин «региональный» для многих означает что-то малозначительное, не касающееся проблем государственной политики. Однако практически нет такой сферы государственной политики, в которой при успешном ее осуществлении можно было бы обойтись без реального учета региональных аспектов. Для достижения позитивных результатов в осуществлении государственной политики в любой сфере в большей или меньшей мере должен приниматься в расчет региональный фактор.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и цели государственной региональной политики
1.1 Элементы государственной региональной политики в России
1.2 Инструментарий реализации государственной региональной политики: мировая практика
Глава 2. Стратегия государственной региональной политики в России
2.1 Федеральные целевые программы
2.2 Проблемы и перспективы государственной региональной политики в России
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Рэферат.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Ключевыми задачами российской государственной  региональной стратегии становятся:

1. Создание на местах системы  сдержек и противовесов, включающей  в себя исполнительные и законодательные  органы государственной власти, представительства федеральных  структур, органы местного самоуправления, институт полномочных представителей президента.

2. Выработка правового механизма  федерального вмешательства вплоть  до отстранения от должности  глав региональных администраций  и местного самоуправления и  введения президентского правления.

3. Обеспечение конституционного  принципа равенства субъектов Федерации и формирование единого правового и экономического пространства.

4. Приведение регионального законодательства  в соответствие с федеральным,  введение механизма контроля  за процессом принятия политических  решений и законодательных актов  на региональном уровне, отмена неправовых документов.

5. Создание эффективной модели  развития экономического аспекта  государственной региональной политики, способствующей появлению экономических  мотиваций государственного единства.

Таким образом, субъектноориентированное государственное управление существует в виде управленческих стратегий и их реализации.

Стратегия - это правило, на основании  которого предпринимаются действия в тех или иных условиях для  достижения установленной цели и  с учетом действий других участников процесса. В зависимости от того, складывается ли стратегия стихийно, в процессе управления, либо спланирована заранее и затем лишь осуществляется, степень вариативности может меняться: она выше при формирующейся постепенно стратегии, ниже при плановом подходе - за счет выбора наиболее эффективных действий и учета наиболее предсказуемых действий других субъектов. 7

Федеральная целевая программа (далее - программа) - взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям согласованный комплекс целевых мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленный на решение приоритетных проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциала региона, который может включать несколько подпрограмм, направленных на реализацию конкретных задач программы; подпрограмма - часть (раздел) программы, разработка, реализация и управление которой осуществляется исходя из масштабности и степени сложности решения программных проблем. 8

Принятые программы очень разноплановы и отличаются друг от друга по целому ряду параметров:

- по размерам охватываемой территории - от одного города или даже части города (программы по Сочи и историческому центру Санкт-Петербурга) до межрегиональных программ ("Сибирь", "Дальний Восток и Забайкалье", "Северный Кавказ"), промежуточный вариант - программы по одному субъекту Федерации;

- по масштабу решаемых проблем - от отдельных вопросов территории до комплексного социально-экономического развития регионов;

- по доле федерального бюджета в общем объеме финансирования программных мероприятий. В большинстве программ доля федерального бюджета предполагалась в пределах 20%, в последних принятых программах - 8-10% (остальные средства должны были изыскиваться в основном из внебюджетных источников, доля региональных и местных бюджетов достигала всего 20-30%);

- по характеру проблем - от комплексных до узкоцелевых;

- по срокам - от долгосрочных и рассчитанных на 10-15 лет и более к среднесрочным и краткосрочным;

- по предметной направленности - экономические, демографические, социальные, научно-технические, экологические, инвестиционные и т.д.;

- по статусу - президентские и правительственные. 9

У федеральных целевых программ существует ряд важных достоинств. На уровне регионов программы решают вопросы приоритетного развития специализации, финансовой стабилизации, инфраструктуры и проч. Однако практика реализации программ показывает, что зачастую они не корреспондируются друг с другом, в них нет четкого выделения отраслевых и территориальных приоритетов, что приводит к распылению ограниченных финансовых ресурсов. Финансирование программ осуществляется крайне недостаточно.

Комплексные программы социально-экономического развития крупных регионов охватывали (и охватывают) практически всю территорию страны. Сегодня очевидно, что они не позволяют оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона. В программах слабо просчитаны возможности рыночных механизмов саморегуляции, технологий и инструментов, которые не могут реально способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов и затрудняют использование внебюджетных источников финансирования региональных программ.

Помимо этого, необходимо отметить, учитывая долгосрочный характер программ, что за период их действия могут существенно изменяться социально-экономическая ситуация как в целом по России, так и в каждом регионе, а значит бюджетные возможности финансирования Федеральных целевых программ, законодательно-правовая база функционирования рыночных механизмов и вследствие этого многие условия реализации программ развития регионов страны. Было бы совершенно неоправданным игнорировать эти изменения, оставляя несмотря ни на что все программные задания неизменными. 10

Итак, направленность государственной  региональной политики состоит в  улучшения качества политического, экономического и социального аспектов в субъектах Российской Федерации, повышения уровня жизни населения.

Эта цель также озвучена в национальных приоритетных проектах РФ: "Образование", "Развитие АПК", "Доступное и комфортное жилье", "Здоровье". В рамках данных проектов создаются федеральные целевые программы.

Следует отметить, что в 2009 году на территории Кировской области реализуются  мероприятия 20 федеральных и 32 областных целевых программ (приложения 1, 2) с запланированным объемом финансирования за счет всех источников в размере 16,5 млрд. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 4,0 млрд. рублей, что соответственно в 1,5 и 1,4 раза больше, чем в 2008 году.

В текущем году начала свою реализацию Федеральная целевая программа "Национальная система химической и биологической безопасности РФ», а также областные целевые программы: «Дети Кировской области» на 2009-2011 годы, «Развитие системы здравоохранения Кировской области» на 2009-2011 годы, «Развитие культуры Кировской области» на 2009-2013 годы, «Развитие торфяной отрасли Кировской области» на 2008-2013 годы, «Дом для молодой семьи» на 2009 год, «Развитие системы подготовки выборных должностных лиц и муниципальных служащих органов местного самоуправления» на 2009 год.

В связи с возникшими объективными проблемами экономического характера, вызванными мировым финансовым кризисом, в текущем году реализуются такие краткосрочные областные целевые программы, как «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья» на 2009 год, «О реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области в 2009 году». Мероприятия обеих программ являются антикризисными мерами, направленными на поддержание и развитие жилищного строительства и на снижение напряженности на региональном рынке труда, сдерживание темпов роста безработицы.

Также следует отметить, что большинство  областных целевых программ, реализуемых на территории Кировской области, софинансируются из федерального бюджета. В текущем году планируется получить софинансирование из федерального бюджета на мероприятия 20 областных целевых программ.

 

2.2 Проблемы и перспективы государственной региональной политики в России

 

Государственная региональная политика в России имеет много сложностей. Они обусловлены как экономическими, так и политическими факторами. С получением регионами больших прав и свободы действий неизбежно возникают противоречия как между интересами федерации и регионов, так и между интересами территорий. Поэтому нужна весьма взвешенная государственная политика.

Для успешной реализации государственной  региональной экономической политики необходимо создание системы правовых и организационно-экономических  норм, совершенствования механизмов государственного регулирования регионального развития.

В 1994 г. создан целевой фонд финансовой поддержки регионов, средства которого предполагалось расходовать в соответствии с едиными правилами. Из этого фонда предусматривалось оказание финансовой помощи (трансферт) тем регионам, у которых душевой бюджетный доход оказывается ниже среднедушевого дохода по бюджетам всех регионов России. Таким регионам, по предложению Министерства финансов РФ, устанавливался статус “региона, нуждающегося в поддержке”. Наряду с этим введен статус региона, особо нуждающегося в поддержке”.

С момента принятия Указа Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации" в стране произошли существенные преобразования.

Последовательно проводится работа по совершенствованию разграничения полномочий, вносятся коррективы в сферу межбюджетных, имущественных, земельных, налоговых отношений. Акценты государственной региональной политики смещаются с решения проблем выживания и преодоления дезинтеграции страны на создание условий, обеспечивающих поступательное развитие регионов, создание сбалансированной системы взаимоотношений всех уровней власти.

Это выдвигает на передний план задачу обновления правового поля современной  региональной политики, законодательное урегулирование ее основ. Законодательство должно создавать условия, способствующие как можно более полному использованию ресурсного и хозяйственного потенциала каждого региона, обеспечению достойного уровня и качества жизни граждан.

В ряде субъектов Российской Федерации накоплен опыт решения вопросов собственного развития, регулирования отдельных вопросов региональной политики, сформированы механизмы реализации инвестиционных проектов, в том числе межрегиональных, с привлечением бюджетных и внебюджетных средств.

Однако существует ряд препятствий, которые невозможно преодолеть без  участия федерального центра. Органы государственной власти субъектов  Российской Федерации слабо вовлечены  в процесс принятия решений на федеральном уровне. Среднесрочная программа развития страны в целом не подкреплена соответствующими среднесрочными программами социально-экономического развития регионов. Действующая система межбюджетных отношений, существующий механизм финансирования федеральных программ развития регионов не способствуют достижению поставленных целей. Не до конца отработана система межрегиональных связей.

В отсутствии необходимых критериев  территориального развития отмечается произвольность в выборе "точек  роста". Имеющихся в наличии  доходных источников в большинстве регионов недостаточно для исполнения возложенных полномочий, тем более для развития. Созданные в Российской Федерации механизмы регионального развития, в том числе перераспределение полномочий, инструменты межбюджетного выравнивания, долгосрочные целевые программы в отсутствие единого правового поля осуществляются разрозненно. Они не стимулируют регионы к эффективному использованию собственного экономического и социального потенциала.

На парламентских слушаниях  «О состоянии государственной региональной политики в РФ и ее правового регулирования», состоявшихся 25.10.2007 года, было принято решение, что исходной нормативно-правовой базой федеральной региональной политики должно выступать тщательно проработанное федеральное законодательство, обеспечивающее регионам необходимые условия устойчивого развития. Базовым в этой сфере должен стать федеральный закон "О государственной региональной политике в Российской Федерации", необходимость разработки которого отметили участники парламентских слушаний.

При проведении региональной политики все страны сталкиваются с типичными  проблемами. Во-первых, политика выравнивания региональных возможностей никогда  не может привести к полному совпадению экономических и социальных условий. Государство стремится обеспечить относительное, а не абсолютное равенство. Во-вторых, региональная политика имеет сложную взаимосвязь со структурной политикой. Они могут дополнять друг друга, а могут находиться и в противостоянии. Если взять разносторонне развитые регионы, с многоотраслевым производством, улучшение структуры экономики будет способствовать его развитию. Но некоторые территории имеют исторически сложившийся монопроизводственный профиль. В условиях научно-технического прогресса и расслоения промышленности на две условные группы (передовые и стагнирующие отрасли) меры правительства по поддержке передовых отраслей приводят к тому, что в регионах, насыщенных новыми отраслями, усиливается общий импульс развития. В регионах же с преимущественно старыми отраслями, переживающими трудности, ощущается общий спад, сокращение занятости, усиление социальных проблем. Поэтому региональная политика должна быть достаточно взвешенной и научно обоснованной.

региональный экономика Заключение

 

Итак, государственная региональная политика - это взаимоотношения Федерального центра и субъектов Российской Федерации. Она имеет аспекты: политический, экономический и социальный. Таким образом, государственная региональная политика охватывает все уровни развития субъекта РФ.

Информация о работе Региональная политика