Реформа государственной службы в РФ: основные направления современного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 07:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование основных направлений развития государственной службы в РФ.
Задачи:
Проанализировать характер изменений правовых основ государственной службы по Конституции РФ 1993 года;
Рассмотреть развитие законодательство о госслубже;
Выявить основные направления и перспективы развития современного права государственной службы РФ.

Файлы: 1 файл

Реформа государственной службы в РФ основные направления современного развития.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

Указ принят в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе. Действует Указ с момента подписания и до принятия федеральных законов о видах государственной службы, одним из видовых законов является комментируемый Закон.

Определен и порядок действий служащего при угрозе возникновения конфликта интересов, а именно: служащий обязан сообщить об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование конфликта интересов.

Среди всех механизмов, способствующих формированию надлежащей нравственности государственных служащих, одним из наиболее действенных является специально разработанный, нормативно принятый Этический кодекс государственного служащего (Кодекс административной этики)65.

Такой проект был разработан группой специалистов РАГС при Президенте РФ и МГУ ещё в 1997 г. С тех пор он многократно печатался в учебниках, специальных монографиях, перерабатывался, дополнялся и в наиболее полном и доработанном виде представлен как проект «Модельного этического кодекса государственного гражданского служащего РФ»66.

Модельность предлагаемого Кодекса заключается, прежде всего, в том, что его основные направления, принципы, содержание конкретных норм, требований, его структура, форма изложения могут служить основой при формировании соответствующих кодексов поведения государственных служащих Российской Федерации, отдельных ее субъектов, государственных структур, органов, ведомств, учреждений.

В преамбуле кодекса закрепляется его стратегическая цель: Этический кодекс государственного служащего призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе67.

Ныне в Государственной Думе Федерального Собрания РФ вновь поставлен вопрос о необходимости принятия закона о Кодексе служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления (Кодекс государственных служащих Российской Федерации).

Первый вариант проекта был внесен в Госдуму в 2002 г. Он был тщательно и всесторонне проанализирован (в том числе и в дискуссиях, организованных в РАГС при Президенте РФ), были внесены существенные изменения и поправки, сегодня проект «Модельного этического кодекса государственного гражданского служащего РФ» от 2004 года отправлен на обсуждение в Государственную Думу.

 

 

 

 

Заключение

 

Государственная служба Российской Федерации подразделяется на виды: государственную гражданскую службу, военную и правоохранительную службу. Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом составе и другие случае). Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Реформа государственной службы в РФ должна решить следующие задачи: создание условий для рационального организационно-правового обеспечения государственной службы и ее видов; четкое определение обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих различных видов государственной службы. Реформа государственной службы должна быть направлена на повышение престижа государственной службы всех ее видов, авторитета государственных служащих, профессионально осуществляющих свои полномочия и способных охранять, защищать права и свободы граждан, интересы общества и государства.

Реформирование государственной службы проходило в несколько этапов и продолжается в настоящее время.

На первом предварительном этапе, с 1991 и до осени 1993 г. реформы государственной службы, под которой понимается качественное изменение института государственной службы, состава и условий деятельности государственных служащих на основе учета их профессиональных заслуг и достоинств, еще не существовало.

Второй предварительный этап (с осени 1993 по 1996 г.) состоял в корректировке структуры исполнительной власти. Он начался с принятия Конституции Российской Федерации (1993 г.). Развитие законодательства о государственной службе начинается с принятия Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» (1995 г.), в котором были заложены основы правового обеспечения государственной службы, в федеральное законодательство введено понятие «государственная служба» и определены основные механизмы ее функционирования. Однако имевшаяся неопределенность механизмов функционирования, неточности в разделении полномочий и государственных служащих по видам и уровням государственной службы привели к противоречиям в механизмах функционирования государственной службы, к дублированию и неоправданному разрастанию функций и полномочий органов исполнительной власти.

Третий предварительный этап институциональных реформ государственного управления охватывает период с 1997 по 1999 г. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г. Были определены основные направления развития института государственной службы, было определено, что России необходимо создать открытую систему государственной службы. Государственная служба должна быть ориентированной на граждан, политически нейтральной, обладать четкими этическими принципами, формироваться из специалистов, обладающих профессиональными знаниями, навыками и умениями.

Этап реализации планов реформирования, во время которого произошло разделение административной реформы и реформы государственной службы, начался с конца 2003 г. Проходила реформа государственной службы, по утвержденной в 2002 г. президентской программы, а также принятых Федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе». В 2004 году происходит разделение реформ административная и гражданская реформы начинают развиваться самостоятельно.

В рамках системы государственной службы сложилось три организационных механизма проведения реформы. Первый был реализован президентской федеральной программой 2003–2005 гг., продленной до 2007 г., в которой была предпринята попытка увязать все мероприятия по реформированию государственной службы по целям, задачам, срокам исполнения, по отвечающим за исполнение государственным органам, а также определить по каждому мероприятию адекватное финансирование. Второй организационный механизм реформирования государственной службы был представлен Советом по кадровой политике при Президенте России. Распоряжением Президента России № 436-рп от 15 августа 2001 г. в целях реализации положений, содержащихся в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Третий – служба контроля. При администрации президента была создана экспертная группа по разработке проектов программы реформирования государственной службы Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе.

На сегодняшний день накопился достаточно большой опыт реформирования государственной службы, однако есть и проблемы, которые и надлежит решить при реализации Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)».

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учетом изменений статьи 65, внесенных Указами Президента РФ от 09.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841, Федеральными конституционными законами от 25.03.2004 № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 № 6-ФКЗ, от 12.07.2006 № 2-ФКЗ, от 30.12.2006 № 6-ФКЗ, от 21.07.2007 № 5-ФКЗ; Законами РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12. 2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336. О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)» (с изменениями от 15 ноября 2004 г., 12 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. 2002. № 47. ст. 4664.
  3. Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (с изменениями от 20 декабря 1996 г., 23 октября 1998 г., 20 марта 2006 г., 31 мая 2007 г., 12 мая, 21 октября, 1 декабря 2008 г.) // Российская газета. 1995. 17 декабря.
  4. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990; 1999. № 8. Ст. 974; 2000. № 46. Ст. 4537.
  5. Федеральный Закон от 19 ноября 2002 г.  «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации»»// Российская газета. 2002. 23 ноября.
  6. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. «О системе государственной службы Российской Федерации». СЗ РФ от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063 // Российская газета. 2002. 23 ноября.
  7. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ от 2 августа 2004. N 31. ст. 3215.
  8. Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» // Российская газета. 2002. 21 ноября.

Историко-правовые источники

  1. Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) // СЗ РФ.  1997. N 36 ст. 4129.

Специальная литература

  1. Атамчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций / Г. В. Атамчук. - М.: Юридическая литература, 1997. - 400 с.
  2. Банных Г. А. Реформирование государственной службы как способ регулирования управленческих аномалий // Чиновник. 2006. № 5. С. 40-45.
  3. Бахрах Д.Н. Административное право: учеб. для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. М.: Инфра, 2005. 520 с. 
  4. Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России // Государство и право. 2003. №7. С. 10-18.
  5. Буравлев Ю.  М.  Конституционно-правовые основы государственной службы и целесообразность ее интеграции с муниципальной службой //Конституционное и муниципальное право. 2006. № 10. С. 33-35.
  6. Государственная служба: организация, кадры, управление: [Сб. ст.]/ Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации; Редкол.: Пономаренко Б.Т. (рук.) и др. М.: РАГС, 2001. 536 с.
  7. Государственная служба: учебник: Для вузов по упр. специальностям/ Агапонов А.К., Акопов Л.В., Игнатов В.Г. (отв. ред.) и др. М.: Ростов н/Д.: МарТ, 2004. 578 с
  8. Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в РФ: учебный курс / А.А. Гришковец. М.: Дело и Сервис, 2003. 464 с.
  9. Дубик С.Н. Преемственность процесса реформирования государственной службы // Государственная служба. 2009. №2. С. 3-8.
  10. Иванов В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы // Журнал Российского права. 2003. №5. С.3-9.
  11. Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. Воронеж: Издательство ВГУ, 2003. 88 с.
  12. Конин Н.М. Административное право России. Общая и особенная части: курс лекций. М.: Юристъ, 2004. 559 с
  13. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Государство и право. 1996. №1. С. 12-23.
  14. Овсянко Д.М.   Государственная служба Российской Федерации: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. 287 с.
  15. Погребежский К. Сложности определения правоохранительной службы // Государственная служба. 2009. №2. С. 6-12.
  16. Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. М.: НОРМА – ИНФРА * М, 2001. 304 с.
  17. Хабриева Т. Я., Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А.Административная реформа: решения и проблемы // Журнал Российского права. 2006. №2. С.3-23.
  18. Черкасов К. В. Система органов исполнительной власти на уровне федерального округа: Вопросы построения и развития // Российская юстиция. 2008. № 6. С.24-27.

 

Приложение А

Классификация государственных должностей

 

 

Приложение Б

Динамика изменений государственной гражданской службы

Характеристики

государственной

гражданской

службы

Направление происходящих

изменений

Оценка изменений (положительные или отрицательные изменения)

Количественный

состав

Сократился в 2004 г., сразу после начала административной реформы, и увеличивается с тех пор, превзойдя дореформенные показатели

Изменения отрицательные, поскольку предполагалось, что

устранение дублирующих функций приведет к устойчивому сокращению аппарата

Возрастной

состав

Процент в возрасте старше 40 лет на федеральном уровне по должностям категории руководителей постепенно уменьшается (по сравнению с 2005 г.)

Изменения положительные, поскольку тем самым происходит омолаживание госаппарата

Гендерный состав

Устойчиво держится в соотношении более 70% женщин / менее 30% мужчин

Изменения нейтральные

Образовательный состав

Устойчиво около 70% имеет высшее профессиональное образование. Одновременно процент гражданских служащих с высшим профессиональным образованием в области специализаций государственного

управления постепенно повышается

Изменения положительные, т.е.

профессиональный уровень растет

Уровень оплаты

труда

Повышается

Изменения формально положительные, однако происходит увеличение разрыва в оплате между младшими и старшими группами должностей. Кроме того, надбавки к окладу денежного содержания составляют до 90% его общей суммы, что затрудняет регулирование оплаты труда и делает его совершенно непрозрачным

Привлекательность профессии на рынке

труда

В 2007–2009 гг. начала повышаться по ряду федеральных органов, что отмечалось в ряде опросов (в том числе выпускников факультета государственного и муниципального

управления)

Изменения положительные,

связаны с относительным ростом заработной платы в федеральных органах власти, усложнением ситуации на рынке труда

Информация о работе Реформа государственной службы в РФ: основные направления современного развития