Реализация и развитие функции планирования в системе таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

1. Значение и роль планирования в деятельности организаций
1.1 Содержание и классификация функций управления
1.2 Сущность функции планирования в организации
2. Применение функции планирования в таможенных органах(ФТС)
2.1 Анализ планирования деятельности таможенных органов
2.2 Методика планирования

Файлы: 1 файл

Chernyak_Dmitry_133_gruppa_kursovaya (1).doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.

Видный  теоретик научного управления А. Файоль следующим образом разъяснил  значение планирования как функции  управления: "Выражение "управлять - значит предвидеть" дает представление о значении, придаваемом планированию в деловом мире . И это справедливо, поскольку предвидение - если и не все в управлении, то, по крайней мере, важнейшая его часть". Соответственно этому Файоль так определяет планирование: "План действий - это одновременно и предвидимый результат, и направление действий, которому надо следовать, и этапы, которые надо пройти, и методы, которые следует применить, это своего рода картина будущего, в которой ближайшие события очерчены с некоторой определенностью, в то время, как отдаленные события выступают все менее и менее отчетливо. Она охватывает область деятельности, как ее можно предвидеть, и то, чем располагать в течение определенного времени" .

Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.

Планирование (прогнозирование) заключается в  систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании  последствий этих действий в заданных условиях.

Опыт  показывает, что организации, планирующие  свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.

Большинство крупных российских предприятий  имеют длительный опыт социалистического  планирования. Практика этого планирования имела негативные последствия, связанные, прежде всего с ограничением свободы  планирования и свободы действий. Российские экономические реформы открыли путь к экономической свободе предприятий.

В результате, почувствовав воздух свободы, многие частично или даже полностью попытались освободиться от "оков" планирования.

Однако  импровизация деятельности не привела  к оптимальным результатам. Образовавшись, многие предприятия мелкого бизнеса не совершили ни одной хозяйственной операции.

На  сегодняшний день увеличивается  конкуренция, появление новых рынков, в том числе финансовых, меры по финансовой стабилизации, проводимые в нашей стране, ведут к тому, что предприятия вынуждены разрабатывать конкурентные стратегии и планы.

Планирование - один из экономических методов  управления, выступающий как основное средство использования экономических  законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений.

Планированию  можно дать следующее определение.

Планирование - это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах  и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных  альтернативных действий в ожидаемых условиях .

Противоположностью  планирования является импровизация.

Планирование  всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Для точного планирования необходимо получить как можно больше достоверной информации о рынке и о деятельности организации. Она обеспечивается бухгалтерским учетом и обширной статистической базой. Однако предприятия - это всего лишь небольшая часть рынка и экономики страны. Следует понимать, что невозможно получить абсолютно все важные данные о рынке в целом и особенно те, что касаются деятельности конкурентов.

 

 

 

2. Применение функции планирования  в таможенных органах(ФТС)

 

2.1  Анализ планирования  деятельности таможенных органов

 

Анализ  планирования деятельности таможенных органов региона показывает, что  руководители различных уровней  недостаточно уделяют внимания этому  участку служебной деятельности. Планы работы часто носят неконкретный и формальный характер, не способствуют развитию инициативы по совершенствованию таможенного дела на каждом участке, не направлены на достижение конечного результата. Зачастую отсутствует механизм контроля и анализа эффективности выполненных мероприятий со стороны руководства таможенных органов.

Слабым  звеном является управленческая деятельность руководителей различного уровня - анализ профессиональной работы подчиненных  функциональных подразделений, постановка конкретных задач исполнителям, раскрытие механизма их реализации, определение сроков исполнения и контроля за реализацией поставленных задач.

По-прежнему недооценивается роль поблочного планирования и анализа деятельности. С целью  устранения имеющихся недостатков  и совершенствования системы планирования деятельности таможенных органов ФТС необходимо провести ряд мероприятий:

Планирование  является необходимым элементом  организации управленческой деятельности таможенных органов. 

Правильная  организация этой работы позволит обеспечить своевременное принятие управленческих решений, качественную подготовку документов, повседневный контроль за подчиненными сотрудниками и нижестоящими таможенными органами, а также подведение итогов.

Планирование  придает повседневной работе целенаправленный и конкретный характер, позволяет сосредотачивать основные усилия на решении наиболее ФТСальных проблем, стоящих перед таможенными органами региона, способствует своевременному решению поставленных задач.

Под планированием понимается деятельность по определению целей и задач на предстоящий период работы, способов их достижения, последовательности их решения и сроков выполнения.

Основу  системы планирования составляют перспективные, организационные и разовые планы.

Перспективные планы разрабатываются на региональном и местных уровнях и включают в себя, в основном, долгосрочные целевые программы решения наиболее актуальных проблем развития таможенной службы.

Организационные планы включают в себя годовые  и квартальные планы работы таможенного  органа, его структурных подразделений. Основным документом является план работы таможенного органа на год.

К организационным  планам относятся также полугодовые  планы работы коллегии ФТС, квартальные  планы основных мероприятий ФТС, планы профессионального обучения, графики инспекторских проверок, планы служебных командировок сотрудников таможенных органов.

Разовые планы составляются по мере необходимости. К ним относятся:

- планы,  разрабатываемые ФТС и таможенными  органами региона по выполнению  решений федеральных органов представительной и исполнительной власти;

- планы,  предусматривающие комплексное  участие ряда подразделений в  решении отдельных задач;

- планы  по проведению оперативно - поисковых  мероприятий и широкомасштабных  специальных операций;

- планы  проведения семинаров, совещаний.

 

 

 

2.2 Особенность планирования в таможенных органах «ФТС» (Название главы доработаю)

 

 

Исходными документами для планирования деятельности таможенных органов ФТС являются:

- Указы  Президента РФ и постановления  Правительства РФ;

- Закон  Российской Федерации "О службе  в таможенных органах РФ";

- нормативные  и иные документы вышестоящих  таможенных органов;

- аналитические  материалы, сформированные по  методике анализа и оценки  деятельности таможенных органов  РФ.

Планирование  деятельности таможенного органа включает в себя:

- оценку  оперативной обстановки в регионе  деятельности, ее изменения и  динамику;

- оценку  результатов ранее запланированных  и проведенных мероприятий;

- определение  основных направлений и задач  таможенного органа на планируемый период;

- определение  основных организационных, оперативных  и иных мер, необходимых для  решения основных задач, рациональное  распределение и использование  имеющихся сил и средств;

- определение  форм взаимодействия отдельных  подразделений при выполнении планируемых мероприятий;

- установление  конкретных сроков исполнения  мероприятий и лиц, ответственных  за их выполнение. 

Все мероприятия плана должны соответствовать  целевой установке вводной части  и содержать практические меры, направленные на безусловное выполнение заданий ФТС России по пополнению доходной части федерального бюджета, совершенствованию процедур таможенного оформления и таможенного контроля, усилению правоохранительной деятельности таможенных органов, укреплению кадрового состава подразделений таможенных органов, наращиванию материально - технической базы и т. д.

Основное  место в плане необходимо уделять  решению проблемных и ключевых вопросов, требующих проведения комплекса  мероприятий.

План  должен быть реальным, равномерно распределенным по полугодиям, кварталам, предусматривать резерв времени для решения внеплановых вопросов.

Планы таможенных органов должны охватывать все структурные подразделения  и содержать следующие разделы:

- организационные  мероприятия;

- мероприятия  по обеспечению действенного таможенного контроля и исполнению доходной части Федерального бюджета;

- правоохранительная  деятельность;

- кадровая  работа и социальное обеспечение;

- тыловое  обеспечение.

Планирование  не должно носить эпизодический характер. После утверждения плана работы и начала его реализации сбор предложений на перспективное планирование должен продолжаться. Подготовка планов работы ФТС возлагается на организационно - инспекторский отдел, а в структурных подразделениях аппарата Управления - на руководителей подразделений. В таможнях разработка планов возлагается на организационно - инспекторские отделения, на помощников начальника таможни, а при их отсутствии - на заместителей начальников таможен по кадровой службе. Начальники и заместители начальников таможенных органов, начальники таможенных постов, начальники функциональных отделов несут личную ответственность за планирование деятельности вверенных им подразделений. 

Исходя  из изложенного, разработанный проект плана должен отвечать следующим  основным требованиям:

1. Обоснованность  и реальность плана - это учет  анализа обстановки и конкретных  задач, стоящих перед таможенным  органом, его структурным подразделением, конкретным сотрудником, вытекающих из особенностей основных функций, а также требований нормативных и иных документов ФТС России.

2. Преемственность  или непрерывность. План должен  исходить из результатов выполнения  предыдущего плана и иных ранее  принятых решений.

3. Стабильность  плана. Устойчивость намечаемых  мероприятий достигается, прежде  всего, правильным определением  аФТСальных задач, включающих  необходимость разработки многочисленных  планов и выполнение уже запланированных  мероприятий. Отмена или перенос  планового мероприятия является исключительной мерой. Корректировка плана может осуществляться только при наличии серьезных изменений обстановки в регионе деятельности или прямых предписаний вышестоящих таможенных органов.

4. Конкретность  плана. В плане должны содержаться четкие и ясные формулировки с определением точных сроков и конкретных ответственных лиц. Нельзя включать в план мероприятия, которые носят "дежурный" характер и выполнение которых известно заранее, а также механически переносить требования приказов и указаний вышестоящих таможенных органов. Руководители таможенных органов и структурных подразделений несут персональную ответственность за обеспечение действенного контроля и проверку фактического исполнения предусмотренных мероприятий.

Информация о работе Реализация и развитие функции планирования в системе таможенных органов