Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

Д. Кэмпбелл писал, что лидерство - это загадочное, ускользающее качество. «Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других». Действительно, пожалуй ни одна другая тема, связанная с организационным поведением людей не вызывала и не продолжает вызывать столь большой интерес у социологов, психологов, философов и других специалистов. Поэтому моя курсовая работа именно на тему «Лидерство в управлении». Я постараюсь достаточно полно, ясно и интересно изложить весь материал данной темы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Понятие лидерства………………………………………………………….….4
2. Истоки мотивация и типы ………………………………………………….…6
3. Управление лидерами в организации ………………………………………14
Заключение…………………….............................................................................16
Список использованной литературы…………………………………………17

Файлы: 1 файл

лидерство.docx

— 42.33 Кб (Скачать файл)

Типы мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и  отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Устойчивая и  неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:

  • индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза
    • голод
    • жажда
    • избегание боли
    • стремление к температурному оптимуму
    • и т. д.
  • групповые
    • забота о потомстве
    • поиск места в групповой иерархии
    • поддержание присущей данному виду структуры сообщества
    • и т. п.
  • познавательные
    • исследовательское поведение
    • игровая деятельность

Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Мотив идентификации  с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти), при некоторых обстоятельствах, может быть существенной движущей силой человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсивными.

Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды экстринсивных мотивов:

  • мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
  • мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
  • стремление получить одобрение других людей;
  • стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, — к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;
  • мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнениюАбрахама Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.

Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Что же определяет уровень  мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

  1. значимость достижения успеха;
  2. надежда на успех;
  3. субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
  4. субъективные эталоны достижения.

Просоциальные (общественно  значимые) мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Мотив аффилиации (от англ. affiliation — присоединение) — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними.

Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.

Формы негативных санкций, которые  можно применять и которые  способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:

  • вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.);
  • материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
  • социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);
  • лишение свободы;
  • физическое наказание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Управление лидерами в организации

         Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник - подчиненный». С детских лет следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. В обществе признается тот факт, что лидерство определяется наличием связанных с психикой человека отношений между лидером и его последователями. 
          Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая доминирует над всем сообществом. 
           При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы или организации, возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений «мастер - раб». Власть лидера в этом случае абсолютна и может распространяться на решения буквально о жизни и смерти членов ведомого сообщества. Эффективность данного типа лидерства проявляется в его возможности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях, при сплочении всех вокруг лидера. Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений. Это обусловлено тем, что проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний, а достигнув цели, лидер часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации. Кроме того, уход или устранение лидера вносит неопределенность и снижает эффективность. Но, несмотря на эти недостатки, наибольшее соответствие этого типа лидерства внешней среде наблюдается в семейном, торговом и фермерском бизнесе. 
          В общем случае, лидерское отношение отличает то, что последователи признают лидерство составной частью организации только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность для них. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для удержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты без него. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и оказывают поддержку в достижении организационных целей. Для успеха лидерам необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Кроме того, успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями для достижения поставленных целей. 
          Однако привлекательными являются не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение будущего становится привлекательным для большинства, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, то есть в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. И чем больше последователи разделяют лидерское видение, тем в большей степени они посвящают себя претворению его в жизнь. Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет их верить в успех дела. Этому способствует использование эффективной коммуникации. В современных условиях людей может побудить к действиям факт их непосредственного осознанного участия (через собственность или процесс) в решениях и их творческой реализации, что предполагает наделение их соответствующими правами и полномочиями. Таким образом, лидер должен обладать способностью и умением делить свою власть с последователями, делать их часть общего дела. В современных условиях эффективное лидерство - это не столько твердая рука, сколько высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей. 
            Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ и постоянное самосовершенствование. Лидер должен все время «нести свой крест», анализировать свои сильные и слабые стороны, постоянно отслеживать изменения во внешней среде и искать свое место. Признано, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организациях, которые помогают развить эти навыки и умения. Но при этом основополагающим является то, что лидерство - это не набор навыков и умений, а, скорее, качество характера и образ жизни. 
          Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий успешного лидерства.

 

Заключение

             Таким образом, лидерство играет значительную роль в управлении и тот, кто его осуществляет, является лидером, при этом он должен обладать определенными лидерскими качествами, но ни один человек не способен обладать всем их набором, который и был перечислен в данной курсовой работе. Но лидерство зависит также не только от внутренних характеристик человека, но и от внешнего, жизненного опыта, при этом его решения зависят от ситуации, - этот вопрос был также мной рассмотрен. Некоторые черты лидера позволяют предсказать его успешность, но факт наличия у руководителя высокого уровня развития интеллекта, доминирования, уверенности в себе не означает, что его подчиненные будут продуктивно работать или будут удовлетворены трудовой деятельностью. 
              Успешность лидера в значительной степени зависит от согласованности индивидуального стиля с внешней и внутренней средой организации. 
               К сожалению, лидерство нельзя исследовать, изучить полностью, основываясь лишь на информационных, книжных источниках. Необходимо практическое применение знаний, опирающихся, соответственно, на теоретические. В заключении отмечу, что лидерство - это загадочное, ускользающее качество, существование которого легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. — 2-ое изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-Н, 1998г.;

2.Менеджмент, 3 -е изд. О.С. Виханский, А.И. Наумов. М.: 2002 г.;

3.А.Т. Зуб, С.Г. Смирнов. Лидерство в менеджменте. Изд.: Воскресенье, ЗАО «Принт - Ателье», Москва/ 1999 г.;

4.Д.Я. Райгородский. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. Т.2., Самара: «Бахрах», 1999 г.;

5.Е.Г. Молл. Менеджмент: организационное поведение. М.: 1999 г.

 


Информация о работе Психология как наука