Прохождение государственной службы в украине: административно - правовой аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Закон Украины «О государственной службе» был принят 17 ноября 2011 года. В законе легализированы ключевые понятия, относящиеся к институту государственной службы, такие как «государственная служба», «должность», определены основные принципы, на которых строится государственная служба в Украине. На основании Конституции Украины и Закона Украины «О государственной службе» принято большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственной службы.

Файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

     Внедрение современных практик и технологий управления персоналом в системе государственной службы и обязательное повышение квалификации государственных служащих и руководителей государственной службы в государственных органах, органах власти Автономной Республики Крым или их аппарате, руководителей и работников служб персонала государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым или аппарате позволит усовершенствовать систему управления персоналом на государственной службе, обеспечит объективный процесс приема и прохождения государственной службы и укрепит профессиональную состоятельность государственной службы.

 

 

 

 

 

 

1.3. Проблемы кадрового обеспечения государственной службы.

 

     В Комплексной  программе подготовки государственных  служащих говорится: "многоаспектность  функций и задач, реализуемых  органами государственной власти  и органами местного самоуправления  в различных сферах, актуализирует необходимость получения профессиональной подготовки и ее постоянного обновления соответствии с потребностями экономического и социального развития страны, становления гражданского общества" [18].

     Современная  государственная служба, служба в органах местного самоуправления и кадровая политика в стране должны быть не только ориентированные на нормы демократического гражданского общества, но и стать эффективным инструментом построения такого общества. Для этого надо преодолеть традиционные недостатки, которые сложились в бывшей административной системе управления. Престижность государственной службы остается низкой и лучшие выпускники высших учебных заведений по специальностям, профессионально ориентированными на государственную службу (юристы, экономисты, финансисты, управленцы), стремятся попасть на работу в организации, обеспечивающие более высокий уровень заработка. [19]

     Несмотря  на то, что потребность в подготовке  кадров государственных служащих очень значительная, удовлетворяется она преимущественно за счет государственного бюджета. Система регионального заказа практически не функционирует, что тормозит дальнейшие меры по образования руководящих работников и специалистов. Отдельные случаи оплаты за обучение государственных служащих на контрактной основе из бюджетов местных органов власти и управления можно считать исключением, - они не решают проблемы.

     Анализ ситуации, сложившейся в сфере кадровой политики, указывает на необходимость совершенствования системы взаимодействия соответствующих учебных заведений в области профессиональной подготовки государственных служащих с заказчиками в период подготовки к приему на обучение. Нужно отработать систему выдачи направлений, ведь часто на обучение попадают люди, не имеющие перспективы служебного роста или лично не желают учиться. Необходим постоянный мониторинг потребности в обучении кадров, который будет базироваться на требованиях профессионально-квалификационных характеристик. Отбор на обучение должен быть коллегиальным в рамках специальных совещаний в кадровых службах с привлечением соответствующего руководящего состава учреждения. Важной предпосылкой успешного набора и обучения четкая перспектива трудоустройства после обучения. Это очень важным стимулирующий фактор успешного обучения.

     Один из важнейших вопросов - чему учить, т.е. какими должны быть программы подготовки. Среди задач, которые должны быть решены Комплексной программе подготовки государственных служащих, есть задачи по формированию содержания обучения, исходя из его целевого направления, задач и функций органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных обязанностей государственных служащих, предварительно полученного ими образования, опыта управленческой деятельности, интересов и потребностей личности.

    Одним из главных средств преодоления старых стереотипов является приобретение государственными служащими навыков современного менеджмента, стратегического мышления, анализа, системной, творческой и инновационной подготовки управленческих решений, отслеживание их последствий. Учебные программы должны давать широкие возможности специализации обучения, быть гибкими для ответа на актуальные потребности практики.

 

 

 

     2. Прохождение государственной службы в Украина

 

     Прохождение государственной службы и служебная карьера государственных служащих, ограничения связаны с прохождением государственной службы, условия и порядок ее прекращения регулируются ст. 15 - 32 Закона Украины "О государственной службе". Прохождение государственной службы, служебное продвижение, стимулирование труда проводится в соответствии с категориями должностей и присвоенных рангов.

     Организация работы государственных служащих и ее направленность должны отвечать требованиям действующих НПА, в том числе Кодекса законов о труде Украины, Закон Украины "О государственной службе", приказа Министерства труда и социальной политики "Об утверждении Рекомендаций по организации работы государственных служащих в органах исполнительной власти" от 28 января 2005 г.

     Профессиональная деятельность государственных служащих при прохождении государственной службы направлена ​​на выполнение государственных функций для удовлетворения потребностей общества и заключается:

- в выработке предложений по формированию государственной политики в соответствующих сферах государственного управления и обеспечение ее реализации;

- разработке и экспертизе проектов нормативно-правовых актов, соглашений, концепций и программ и обеспечение их реализации;

- управлении государственными финансовыми ресурсами и контроль за их использованием;

- управлении персоналом;

- реализации государственно-властных полномочий в отношении физических и юридических лиц, не являющихся подчиненными или подчиненными органу государственной власти;

- осуществлении контроля и надзора;

- обеспечении сохранности государственной тайны.

     В процессе выполнения государственно-управленческих функций и задач государственные служащие показывают разные результаты, поскольку отличаются друг от друга по профессиональными знаниями, квалификацией, опытом, деловыми и человеческими качествами. Именно от этого должно зависеть служебная карьера определенного государственного служащего.

     С целью повышения эффективности работы государственных служащих, ответственности за порученное дело и оценки количественных и качественных показателей их служебной деятельности ежегодно проводится оценка выполнения государственными служащими возложенных на них задач и обязанностей, а один раз в три года - аттестация государственных служащих, при которой оцениваются результаты работы, деловые и профессиональные качества, проявленные служащими при исполнении служебных обязанностей, определенных типичными профессионально-квалификационными характеристиками должностей и отраженных в должностных инструкциях. Порядок аттестации регулируется рядом нормативно-правовых актов.

     Ежегодная оценка выполнения государственными служащими возложенных на них задач и обязанностей производится непосредственно руководителями структурных подразделений, где работают государственные служащие, во время подведения итогов работы за год. Ежегодные оценки межаттестационный период учитываются при проведении периодической аттестации.

     Периодическую аттестацию государственных служащих можем определить как коллегиальную проверку уровня соответствия служащих должностям, которые они занимают. Целью аттестации является выявление потенциальных возможностей государственных служащих, создание прозрачных условий для повышения достойных, стимулирование повышения квалификации и качества служебной деятельности.

 

     Аттестованными считаются государственные служащие, признанные комиссией соответствующими занимаемой должности или соответствуют занимаемой должности при определенных условиях. [20, с. 142]

     С прохождением государственной службы связан ряд законодательных ограничений прав служащих, в том числе частичное ограничение трудовых прав государственных служащих по сравнению с другими категориями работников.

     Так в частности, государственные служащие (в отличие от большинства наемных работников) не имеют права:

- участвовать в забастовках и других действиях, препятствующих нормальному функционированию государственных органов;

- заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно или через третьих лиц;

- работать по совместительству (кроме научной, преподавательской, медицинской, творческой деятельности).

     Также государственные служащие не имеют права содействовать, используя свое служебное положение, физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности, а также в получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот с целью незаконного получения за это материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ.

 

     2.1 Прием на государственную службу

 

     Граждане Украины пользуются равным правом доступа к государственной службе, а также к службе в органах местного самоуправления.

     Законом Украины "О государственной службе" что конституционную тезис детализировано такой нормой: "Право на государственную службу имеют граждане Украины независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений, места жительства, получившие соответствующее образование и профессиональную подготовку и прошли в установленном порядке конкурсный отбор, или по другой процедуре, предусмотренной Кабинетом Министров Украины "(ст. 4), которой: подтверждено равные права граждан Украины на доступ к государственной службе; закреплено профессиональный характер службы требованием о соответствующего образования и профессиональной подготовки; зафиксировано специальный отбор на нее требованием о конкурсного отбора и других процедур. Этим же законом установлены некоторые, уже приведенные нами в предыдущем разделе, ограничения относительно принятия на государственную службу лиц, которые: признаны недееспособными; имеют судимость, несовместимую с должностью; которые будут непосредственно подчинены близким родственникам; подпадающие под другие ограничения, прямо предусмотренных законами Украины (ст. 12).

     Порядок принятия на государственную службу несколько отличается от общего порядка приема на работу, предусмотренного действующим трудовым законодательством. Основные особенности таковы:

- отбор и прием на государственную службу по специальным процедурам;

- присяги государственным служащим;

-  присвоения государственному служащему соответствующего ранга.

     Отбор и прием на государственную службу по специальным процедурам, включают различные способы, процедуры отбора и принятия на государственную службу и существенно отличаются в зависимости от типа и категории вакантной должности.

     Окончательное решение о принятии на государственную службу (назначение на должность), или зачисление в кадровый резерв, или проведения повторного конкурса (если конкурсная комиссия не рекомендовала ни одной кандидатуры) осуществляется приказом руководителя органа по предложению конкурсной комиссии. Приказ должен быть издан в течение одного месяца после завершения конкурса и принятия решения конкурсной комиссией.

     Действующим законодательством предусмотрена возможность при принятии на государственную службу испытание сроком до шести месяцев с целью проверки соответствия профессиональных знаний, умений и деловых и человеческих качеств работника должности и работе, которая ему поручается. [21]

     Граждане Украины, которые впервые зачисляются на государственную службу, письменно принимают Присягу.

     При приеме на государственную службу служащему присваивается ранг в пределах соответствующей категории должностей. [22]

     Гражданин, который был принят на государственную службу, составил и подписал присягу и получил соответствующий ранг, приобретает статус государственного служащего и субъекта публично-правовых отношений с государством (в отличие от частноправовых отношений между наемным работником и частным работодателем). Эти публично-правовые служебные отношения реализуются при прохождении государственной службы. [23, с. 159]

 

2.2 Ответственность государственных служащих

 

     Невыполнение государственным служащим своих обязанностей - влечет применение к нему юридической ответственности в виде одного из четырех ее видов.

     1) Дисциплинарная ответственность. Согласно статье 14 Закона Украины "О государственной службе" к государственным служащим применяются дисциплинарные взыскания за: ". Неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, превышение своих полномочий, нарушение ограничений, связанных с прохождением государственной службы, а также за поступок, который порочит его как государственного служащего или дискредитирует государственный орган, в котором он работает ". К служащим, кроме дисциплинарных взысканий, предусмотренных действующим законодательством о труде Украины, могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия: предупреждение о неполном служебном соответствии; задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на высшую должность и т.п.

     Законодательная база дисциплинарной ответственности такова: типовые правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, уставы и специальные положения о дисциплине работников отдельных отраслей управления (начальствующий состав Вооруженных Сил, Службы безопасности, внутренних дел, транспорта, судьи, прокуроры и т.д.). [24, с. 215]

Информация о работе Прохождение государственной службы в украине: административно - правовой аспект