Проблемы взаимодействия общественных объединений с государственными органами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие, на основе анализа нормативно-правовых актов, взаимоотношения общественных объединений и государственных органов, а также сформулирование предложения по совершенствованию законодательства об общественных объединениях. В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие теоретические и практические задачи:
1)Раскрыть сущность, виды и роль общественных объединений в жизни страны.
2)Исследовать основы правового регулирования общественных объединений.
3)Выявить особенности взаимодействия государственных органов и общественных объединений в процессе их создания, а также контроля и надзора за их деятельностью.
4)Проанализировать правовые институты приостановления и запрета деятельности общественных объединений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ -------------------------------------------------------------------------- 3-4
Глава 1. Теоретико-правовая характеристика статуса общественных объединений -------------------------------------------------------------------------- 5-13
1.1 Правовое регулирование деятельности общественных
объединений -------------------------------------------------------------------------- 5-7
1.2 Понятие и виды общественных объединений ----------------------------- 7-11
1.3 Роль общественных объединений в жизни страны ----------------------- 11-13
Глава 2. Проблемы взаимодействия общественных объединений с государственными органами ------------------------------------------------------ 14-22
2.1 Государственный контроль и надзор за деятельностью общественных объединений --------------------------------------------------------------------------- 14-15
2.2 Приостановление и запрет деятельности общественных
объединений --------------------------------------------------------------------------- 15-17
2.3 Направления совершенствования законодательства об общественных объединениях ------------------------------------------------------------------------- 17-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ---------------------------------------------------------------------- 23
Список использованной литературы -------------------------------------

Файлы: 1 файл

Общественные объединения граждан и государственное управление.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости  от территориальной сферы деятельности можно также говорить о таких  видах общественных объединений  как общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения (по ФЗ «Об общественных объединениях»).

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

 

1.3 Роль  общественных объединений в жизни  страны

 

Система обеспечения  национальной безопасности России, как  известно, функционирует на государственном  и негосударственном уровне. Государственный  уровень включает деятельность всех государственных органов, организаций и учреждений, должностных лиц, прямо или косвенно участвующих в защите жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Основой же негосударственного уровня является формирующиеся в  России гражданское общество в лице его разнообразных общественных структур – неправительственных некоммерческих организаций, создаваемых в различных организационно-правовых формах, в том числе общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, фондов, а также религиозных организаций.

Негосударственные организации составляют общественную подсистему обеспечения национальной безопасности, которая действует  в тесном взаимодействии с государственными структурами. Это проявляется в  том, что, с одной стороны, само общество испытывает потребность в самоорганизации, в выражении своих интересов через неправительственные гражданские институты, которые должны быть признаны государством и защищены правом. С другой стороны, создающееся демократическое государство выступает в роли реформатора, стремится преобразовать общественные отношения, что можно осуществить, лишь опираясь на общественную поддержку, в сотрудничестве с гражданским обществом, когда его институты и структуры выступают заинтересованными партнерами государства в решении социальных задач.

Почему  возникло понятие негосударственной  системы обеспечения безопасности? По ряду причин. Во-первых, в отличие от прошлых лет негосударственный сектор – общественные объединения все активнее заявляют о себе. Это мощная динамичная сила, которую необходимо эффективно использовать в решении проблем национальной безопасности.

Во-вторых, многие годы потребность в национальной безопасности определялась факторами внешней агрессии, угрозами вторжения или наличием внутренней противостоящей политической силы. Сейчас появились новые угрозы, новые вызовы. И этим угрозам подчас эффективнее противостоят негосударственные структуры, общественные объединения. Например, после разрушения старой единой государственной системы патриотического воспитания именно общественные организации взяли на себя груз ответственности за формирование у подрастающего поколения соответствующих установок.

В-третьих, меняющийся мир требует развития альтернативных моделей решения государственно важных задач, в том числе и в сфере безопасности. Общественные объединения, консолидируя общество, создают важные предпосылки для этого.

В-четвертых, право на безопасность жизни, здоровья, собственности – неотъемлемое право человека. Никто не защитит права человека лучше, чем те, кто находятся к нему ближе всего – неправительственные организации, понимающие важность повседневных нужд рядовых граждан.

Важна политическая деятельность партий и  общественных движений, выборность, народовластие, многопартийность – они раскрепощают человеческий фактор, создают определенную социальную динамику в обществе, несут конструктивное, созидательное начало. Одну из ключевых ролей в сохранении общественной безопасности играет духовная безопасность. В этом плане духовная безопасность – это защита духовной экологии человека. Она совсем иная в России, чем, скажем, в Италии, Франции или Америке. Вот эти культурные, духовные особенности страны и стараются уничтожить за счет псевдорелигиозной интервенции, псевдокультуры, псевдопрогресса, псевдореформ и псевдочеловеческих ценностей. В условиях глобализации духовность, религию стараются сделать публичным явлением.

Роль государства  заключается в том, чтобы помочь наиболее здоровым и активным силам общества противостоять натиску разрушительного воздействия на культуру и общественное самосознание.

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы взаимодействия общественных объединений с государственными органами

2.1 Государственный  контроль и надзор за деятельностью общественных объединений

В соответствии со статьей 38 ФЗ «Об общественных объединениях»  надзор за соблюдением законов общественными  объединениями осуществляет прокуратура  Российской Федерации. Орган, принимающий  решения о государственной регистрации общественных объединений, реализует контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе:

  1. запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
  2. направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
  3. не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
  4. запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  5. в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

2.2 Приостановление  и запрет деятельности общественных объединений

В соответствии со ст. 42 ФЗ «Об общественных объединениях»  в случае нарушения общественным объединением положений Конституции и законодательства РФ уполномоченный федеральный или территориальный орган (Генеральный прокурор или подчиненный ему прокурор) передает в руководящий орган этого объединения представление об указанных нарушениях и сроках их устранения.

Если  после получения данного представления указанные нарушения не были устранены или исправлены общественным объединением в установленные сроки, то соответствующий федеральный орган (прокурор) имеет право приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности объединения может быть обжаловано в суде до рассмотрения судом заявления о его ликвидации или запрете деятельности.

Во  время приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается проводить демонстрации, митинги и иные массовые акции и мероприятия, участвовать в выборах, и использовать банковские вклады за исключением хозяйственных расчетов и выплат по трудовым договорам, возмещения убытков и уплаты штрафов.

В соответствии со ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях»  федеральный орган или Генеральный  прокурор РФ имеют право осуществить  запрет деятельности общественного  объединения в случае нарушения  им законодательства России. Точными основаниями запрета его деятельности являются следующие:

  1. нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
  2. неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
  3. неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Заявление в суд о запрете деятельности международного или общероссийского  общественного объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или федеральным органом государственной регистрации. Заявление в суд о запрете деятельности межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

2.3 Направления совершенствования  законодательства об общественных  объединениях

 

В связи  с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и последовавшего за ним ФЗ от 25 июля 2002г. «О внесении изменений и дополнений в законодательные  акты в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» рассматриваемые правовые институты претерпели значительные изменения. Этим изменениям предшествовала дискуссия в научных, политических и общественных кругах. Противники принятых законодательных решений, в частности, высказывали опасения, что новая законодательная трактовка данных правовых институтов чревата превращением правовых процедур в политическое оружие, используемое властью против своих политических оппонентов. Однако, осуществленная законодателем корректировка правовых институтов приостановления и запрета деятельности общественных объединений, скорее всего, обусловлена актуальными потребностями в выработке более эффективных правовых средств противодействия усиливающейся экстремистской угрозе и в принципе заслуживает поддержки.

Следует все же отметить, что нормативно-правовое качество данных законодательных нововведений имеет целый ряд недоработок. Рассмотрим действующие положения  приостановления и запрета деятельности общественных объединений под этим углом зрения.

Приостановление деятельности общественного объединения.

Это средство государственного принуждения означает временный запрет на осуществление  определенной деятельности данного  объединения в случае нарушения  им закона на основании решения компетентного  органа власти. Такая мера воздействия к нарушителям закона предусмотрена не только законодательством об общественных объединениях, но является элементом целого ряда иных правовых институтов. Например, ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ст. 13 рассматривает приостановление лицензии как одно из средств административного воздействия на нарушителей закона.

Согласно  многим юристам приостановление  деятельности общественного объединения - это прежде всего санкция за нарушение законодательства, которая имеет превентивное значение. Реформирование института приостановления деятельности общественного объединения, осуществленное в связи с принятием ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», выразилось в упрощении процедуры приостановления: судебный порядок уступил место административному. Кроме того, теперь органы юстиции не связаны, как ранее, необходимостью вынесения двух предупреждений общественным объединениям в случае нарушения последними законодательства. Предупреждения, выносимые общественным объединениям ранее - до инициирования вопроса о приостановлении их деятельности, в ФЗ «Об общественных объединениях» заменены однократным представлением, а согласно ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» представления вообще не требуется. Сформировавшаяся в результате такого подхода правовая конструкция процедуры приостановления в целом соответствует целям укрепления правовой основы противодействия общественным объединениям, осуществляющим противоправную деятельность. Недостатком же этой схемы является то обстоятельство, что в ФЗ «Об общественных объединениях» не указан срок, в течение которого общественные объединения должны исправить допущенные нарушения. Правда, в тех случаях, когда такое представление вносится органами прокуратуры, действуют соответствующие нормы ФЗ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которым в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих (п. 1 ст. 24). Однако открытым остается вопрос о сроке, в течение которого общественные объединения обязаны устранить нарушения, послужившие основанием для вынесения представления со стороны органов юстиции. Такая ситуация создает потенциальную опасность административного произвола со стороны органов юстиции, поскольку допускает возможность установления срока, в течение которого невозможно исправить допущенные нарушения.

Информация о работе Проблемы взаимодействия общественных объединений с государственными органами