Принципы федеративного устройства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Согласно Конституции РФ (ст. 78) федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМА
ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…….4

1.1 Принципы федеративного устройства Российской Федерации……………4
1.2 Виды федерации. Федеративное устройство России ………………………8

ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ СПОСОБЫ
ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………12

2.1 Предметы ведения РФ…………………………………………………….....13
2.2 Предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации…………….15

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ………………………………..17

3.1 Правовые формы разграничения предметов ведения и
полномочий. Договоры и соглашения………………………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..24

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….…….25

Файлы: 1 файл

Курсовая КП РФ 2012.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Языком договора о  разграничении полномочий является русский язык. По договоренности сторон договор о разграничении полномочий может быть составлен и подписан на русском языке и государственном языке республики в составе Федерации.

Порядок подготовки и  предварительного согласования проекта  договора о разграничении полномочий федеральными органами государственной власти определяется Президентом РФ в соответствии с федеральным законом. Порядок подготовки проекта договора о разграничении полномочий исполнительными органами государственной власти субъекта Федерации до его внесения в федеральные органы государственной власти определяется высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) в соответствии с федеральным законом.

Проект договора о разграничении полномочий, подготовленный и согласованный в установленном порядке, представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) для одобрения.

Проект договора о  разграничении полномочий одобряется или отклоняется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, принимаемым большинством голосов от установленного числа депутатов. Высшее должностное лицо субъекта (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) сообщает о результатах рассмотрения проекта договора о разграничении полномочий в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации Президенту РФ.

Орган государственной  власти субъекта Федерации, не являющийся стороной договора о разграничении  полномочий, вправе получить по своему запросу проект данного договора до одобрения его проекта и внести в него свои предложения и замечания.

В случае внесения изменений  и (или) дополнений в одобренный законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта Федерации проект договора о разграничении полномочий или отклонения его отдельных положений проект договора о разграничении полномочий подлежит повторному предварительному согласованию и одобрению.

На подготовительный проект федеральные органы исполнительной власти не позднее чем в месячный срок обязаны представить свои замечания и предложения. До процедуры подписания Президентом РФ проект договора направляется для рассмотрения в законодательный орган субъекта РФ и в Совет Федерации. В Совете Федерации проект договора рассматривается в течение 3 месяцев со дня получения сообщения о результатах его рассмотрения законодательным органом субъекта РФ. Результаты рассмотрения проекта договора в Совете Федерации имеют рекомендательный характер и учитываются при решении вопроса о подписании договора. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» (п. «б», «в» ст. 3) договоры между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а равно между органами государственной власти субъектов подлежат правовой оценке Конституционного Суда на предмет их соответствия федеральной Конституции.

Договор о разграничении  полномочий подписывается Президентом  РФ и высшим должностным лицом  субъекта Федерации (руководителем  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Президент РФ в течение  десяти дней после подписания договора о разграничении полномочий вносит в Государственную Думу проект федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий.

Договор о разграничении  полномочий вступает в силу со дня  вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении  полномочий, если федеральным законом  не установлено иное.

Договор о разграничении  полномочий имеет силу федерального закона и может быть изменен, его действие может быть приостановлено только путем внесения в него изменений и (или) дополнений.

Срок действия договора о разграничении полномочий не может  превышать десять лет.

Досрочное прекращение действия договора о разграничении полномочий возможно по взаимному согласию сторон или на основании решения суда.

В отличие от договора соглашение предусматривает:

1) передачу федеральными  органами исполнительной власти  осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти субъекта РФ, если такая процедура не противоречит Конституции РФ и федеральным законам;

2) передачу органами  исполнительной власти субъекта  РФ осуществления части своих  полномочий федеральным органам  исполнительной власти.

Соглашение может быть заключено на основании федерального закона по предметам совместного  ведения или договора. При этом предметами соглашения могут быть:

а) передача осуществления  части полномочий;

б) условия и порядок  передачи осуществления части полномочий;

в) материально-финансовая основа передачи осуществления части  полномочий;

г) формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения;

д) иные вопросы, связанные  с исполнением положений соглашения.

Как и в договоре, в  соглашении определяются сроки его действия, условия и порядок досрочного прекращения действия. Ответственность по соглашению сторон, процедура подготовки соглашения идентична описанным правилам, применяемым к договорам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключение можно сделать следующие выводы:

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Федерации по предметам ведения субъектов Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации.

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями.

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

Федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и  соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, а также должны соответствовать другим требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

 

 

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Конституция Российской  Федерации. Принята Всенародным  голосованием 12.12.1993. «Российская газета»,  № 237, 25.12.1993.

 

2. Федеральный закон  от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений  и дополнений в Федеральный  закон «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации» (с изменениями и дополнениями на 22 июля 2008 года).- СПС «Кодекс», www.kodeks.ru

 

3. Уставы субъектов  РФ: Центральный федеральный округ  / сост. А.П. Любимов. – М. : Изд-во  Гос. Думы, 2001. – Ч. 2 – 792 с.

 

4. Постатейный комментарий  к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007.

 

5. Садовникова Г.Д.  Комментарий к Конституции Российской  Федерации (постатейный) / Г.Д. Садовникова.  – 3-е изд., испр и доп. –  М. : Юрист, 2005. – 188 с.

 

6 Любимов А.П. Комментарий к Конституции Российской Федерации: толкование и истолкование Конституции РФ в решениях Конституционного Суда РФ / А.П. Любимов. – М. : Экзамен, 2005. – 655 с.

 

7. Баглай М. В. Конституционное  право Российской Федерации: Учебник.  Издание 6-е, исправ. и доп. М., Норма, 2007.

 

8. Козлова Е. И., Кутафин О.Е.  Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп.  – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

 

9. Конституционализм. Исторический  путь России к либеральной  демократии: сб. документов / сост.: А.В. Гоголевский, Б.Н. Ковалев. – М. : Юрист, 2000. – 624 с.

 

10. Хабриева Т.Я. Теория современной  конституции / Т.Я. Хабриева. –  М.: Норма, 2005. – 319 с.

 

11. Хрестоматия по российскому  конституционному праву / сост. Е.М.  Ковешников. – М. : Просвещение, 2001. – 784 с.

 


Информация о работе Принципы федеративного устройства Российской Федерации