Принципы федеративного устройства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Согласно Конституции РФ (ст. 78) федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМА
ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…….4

1.1 Принципы федеративного устройства Российской Федерации……………4
1.2 Виды федерации. Федеративное устройство России ………………………8

ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ СПОСОБЫ
ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………12

2.1 Предметы ведения РФ…………………………………………………….....13
2.2 Предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации…………….15

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ………………………………..17

3.1 Правовые формы разграничения предметов ведения и
полномочий. Договоры и соглашения………………………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..24

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….…….25

Файлы: 1 файл

Курсовая КП РФ 2012.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Конституционно-договорной является федерация с элементами конституционной и договорной федеративной государственности. Федеративное государство  при этом учреждено договором  и конституцией, но приоритет (верховенство) с юридической точки зрения принадлежит договору. Если конституционная федерация создается и преобразуется в результате принятия конституции, то конституционно-договорные федерации основываются как на конституции, так и на предваряющем ее принятие договоре между субъектами федерации и федеральным центром.

Сходной с данной моделью  федерации является договорно-конституционная  федерация, т.е. такая федерация, когда  вначале заключается федеративный договор, а в последующем принимается  Конституция, закрепляющая федеративный статус государства.

Инкорпорирование (включение) норм Федеративного договора от 31 марта 1992 г. в действовавшую Конституцию  РСФСР 1978 г. означало, что Российская Федерация приобрела статус конституционно-договорной. Этот статус Россия сохранила до принятия действующей Конституции.

Сторонники признания  России конституционно-договорной федерацией исходят из того, что правовым основанием образования Российской Федерации  являются и федеральная Конституция, и федеративный договор. Конституция РФ 1993 г. действительно закрепила основную часть положений Федеративного договора в нормах действующей Конституции, одновременно признав Договор источником правового регулирования федеративных отношений. В то же время Конституция определила безусловный приоритет норм Основного Закона над положениями Федеративного договора (ст. 4, 5, 11, 15, абз. 4 ч. I Заключительных и переходных положений Конституции РФ).

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Предметы ведения - это  понятие, используемое в федеративных государствах для характеристики сферы  общественных отношений, регулирование  которой отнесено к компетенции  федерации и ее субъектов.

Круг конкретно закрепленных полномочий, которые органы государственной власти РФ и ее субъектов правомочны осуществлять в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий, образует предметы ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов. От предмета ведения следует отличать компетенцию органа государственной власти, под которой понимается совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения. В свою очередь полномочия органа государственной власти - это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.

Под способами разграничения  предметов ведения понимается предусмотренный  конституцией и федеративным договором  способ распределения полномочий между  федерацией и ее субъектами. Вопрос о том, что является прерогативами федерации, а что ее субъектов, относится к числу главных вопросов федеративного государства. Формула решения этой сложной проблемы выработана мировой практикой федерализма, в соответствии с которой в федеративном государстве компетенция подразделяется на:

1) исключительную компетенцию  федеральных органов власти (предметы  ведения федерации);

2) совместную компетенцию  органов власти федерации и  ее субъектов (предметы совместного  ведения);

3) исключительную компетенцию  субъектов федерации (предметы ведения субъектов федерации).

Такой принцип распределения  компетенции (предметов ведения) признан  Российской Федерацией. Первоначально  предметы ведения и полномочий между  РФ и ее субъектами были разграничены Федеративным договором от 31 марта 1992 г., с принятием новой Конституции - ею. Конституция РФ содержит перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении Федерации (ст. 71) и совместном ведении Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72). В остальных вопросах последние обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73) и осуществляют собственное правовое регулирование, включая собственное принятие законов и иных нормативных правовых актов. Конституция РФ предусматривает возможность перераспределения сфер ведения и полномочий между РФ и ее субъектами посредством отдельных соглашений. Конституция устанавливает, что такие соглашения возможны между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации (ч. 2 и 3 ст. 78).

 

 

2.1 Предметы ведения РФ

 

 

Предметами ведения  Российской Федерации являются закрепленные в Конституции РФ полномочия, исключительная прерогатива в осуществлении  которых принадлежит федеральным  органам государственной власти.

Предметы ведения РФ - это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к  компетентности РФ. К ведению РФ отнесено то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал. Перечень исключительных полномочий РФ, содержащийся в Конституции (ст. 71), является исчерпывающим:

  1. принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  2. федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и ее субъектами), а также территория РФ (определение состава, границ России);
  3. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  4. система федеральных законов;
  5. законодательная, исполнительная и судебная власти, порядок их организации и деятельности;
  6. федеральная государственная собственность и управление ею;
  7. установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
  8. установление правовых основ единого рынка;
  9. федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы;
  10. федеральные энергетические системы;
  11. вопросы войны и мира;
  12. оборона и безопасность;
  13. оборонное производство и др.

По предметам ведения  РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти. Указанные в ст. 71 Конституции РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию.

 

 

2.2 Предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации

 

 

Предметы совместного  ведения образуют круг полномочий, в осуществлении которых могут  принимать участие органы государственной  власти Федерации и ее субъектов.

Предмет совместного  ведения - это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ. К совместному ведению РФ и ее субъектов Конституция относит те вопросы, по которым Федерация и субъекты координируют свои усилия и солидарно несут ответственность за состояние дел (ст. 72).

Перечень таких вопросов также является исчерпывающим (ст. 72 Конституции РФ):

  1. обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам;
  2. защита прав и свобод человека и гражданина;
  3. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  4. разграничение государственной собственности;
  5. природопользование;
  6. охрана окружающей среды;
  7. общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  8. координация вопросов здравоохранения;
  9. защита семьи, материнства, отцовства и детства;
  10. установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
  11. административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство;
  12. законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  13. кадры судебных и правоохранительных органов;
  14. адвокатура, нотариат и др.

В соответствии с Федеральным законом от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, издаются федеральные законы, определяющие основные (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, а также федеральные Законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

До их принятия субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. По предметам совместного ведения  РФ и ее субъектов издаются федеральные  законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ

 

 

Основополагающие принципы, предъявляемые к основаниям и процедурам заключения договоров между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий и соглашений между этими органами о передаче друг другу части своих полномочий, закреплены Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ».

К ним отнесены:

1) принцип конституционности,  в соответствии с которым договоры  и соглашения не могут передавать, исключать или иным образом  перераспределять предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, установленные соответственно ст. 71 и 72 Конституции РФ;

2) принцип верховенства  федерального права, означающий, что в случае несоответствия  положений договоров, соглашений  положениям Конституции РФ, федеральным  законам действуют положения федеральных правовых актов;

3) принцип равноправия  субъектов РФ при разграничении  предметов ведения и полномочий, в том числе гарантирующий  равноправие субъектов РФ при  подготовке и заключении договоров  и соглашений;

4) принцип недопустимости ущемления интересов, прав и свобод субъектов РФ, означающий, что при разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимо ущемление прав и интересов других;

5) принцип согласования  интересов РФ и интересов субъектов РФ, согласно которому при заключении договоров и соглашений (а равно принятия законов) необходимо осуществлять согласование интересов РФ и ее субъектов в порядке, установленном законом.

В частности, порядок  предполагает: проекты федеральных  законов по предметам совместного ведения после рассмотрения их в первом чтении направлять в месячный срок в органы государственной власти субъектов РФ; право представителей субъектов РФ принимать участие с правом совещательного голоса в работе над проектами таких законов в комитетах и комиссиях Государственной Думы и др.;

6) принцип добровольности  заключения договоров и соглашений, предполагающий, что заключение  договоров и соглашений осуществляется  на добровольной основе и гласно.

 

 

3.1 Правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий. Договоры и соглашения

 

 

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» в качестве таких правовых форм называет договоры и соглашения. Закон определяет основания и порядок заключения договоров и соглашений.

Договор представляет разновидность  двусторонних внутригосударственных  договоров, заключенных между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам регулирования имущественных отношений и собственности, внешнеэкономической деятельности и межгосударственных связей, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, бюджетных взаимоотношений, регулирования социально-трудовых вопросов занятости.

Такой договор юридически узаконивает признание Федерацией круга вопросов, по которым она  не вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование в сфере  совместного ведения и без  участия заинтересованного субъекта РФ, а также закрепление круга полномочий субъекта Федерации.

Договор может быть заключен в случаях:

а) прямого указания в  федеральном законе по предмету совместного  ведения на допустимость его заключения;

б) отсутствия федерального закона по предмету совместного ведения, но при условии, что в случае принятия федерального закона договор будет приведен в соответствие с ним.

Кроме того, договор может  конкретизировать предметы совместного  ведения с учетом политических, экономических, социальных, географических и иных особенностей субъектов РФ.

Предметами договора могут быть:

а) конкретизация предметов  ведения и полномочий, установленных  Конституцией РФ и федеральными законами;

б) условия и порядок  осуществления разграниченных договором  полномочий;

в) формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора, а также иные вопросы, связанные с реализацией договора.

Договором может устанавливаться  ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение положений  договора. В частности, может предусматриваться одностороннее расторжение договора, обязанность возмещения ущерба.

Заключение договоров  о разграничении полномочий допускается  только в случае, если это обусловлено  экономическими, географическими и  иными особенностями субъекта Федерации, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий. В договоре о разграничении полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Федерации, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта Федерации, определяются условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действия договора о разграничении полномочий и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного расторжения договора о разграничении полномочий.

Информация о работе Принципы федеративного устройства Российской Федерации