Причины коррупции в системе государственной и муниципальной власти и методы борьбы с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:41, реферат

Описание работы

Преступность как социальный феномен имеет определенные исторические корни, ее рост особенно заметен в условиях кризисных явлений в экономике и социальной сфере, ослабления роли государства; сращивание преступных элементов с должностными лицами приводит к коррупции. В действующей Концепции национальной безопасности РФ криминализация общественных отношений, рост организованной преступности названы в качестве основных факторов, создающих широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 10 мая 2006 г. указывалось: «…несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития — коррупцию»

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Коррупция: причины возникновения, понятие 4
1.Причины возникновения коррупции 4
2.Понятие коррупции 5
Глава 2. Причины возникновения коррупции и методы борьбы 9
2.1 Причины возникновения 9
2.2 Методы борьбы с коррупцией 13
Заключение 16
Источники информации 17

Файлы: 1 файл

Система ГМУ (коррупция) готово.docx

— 210.51 Кб (Скачать файл)

 

Методы борьбы с коррупцией

Если мы ликвидируем государство,

 мы ликвидируем коррупцию.

Гэри Стэнли Беккер, экономист,

лауреат Нобелевской премии

по экономике 1992 года

 

На эту тему написано столь  великое количество работ, что сложно выделить какие-либо определенные «рецепты»  против коррупции, тем более что пакет мер по борьбе с этим явлением зависит прежде всего от специфики страны (вспомним модель коррупции, приведенную во второй главе) – ее уровня экономического благосостояния, институциональных, исторических, географических, культурных факторов. Автор считает целесообразным привести примеры удачных стратегий по борьбе с коррупцией – и извлечь из них определенные уроки.

I. Сингапурская стратегия.  Получив независимость в 1965 г., Сингапур оказался страной с  одним из высочайших уровней  коррупции во всем мире. Для  борьбы с коррупцией были предприняты  следующие шаги:

Строгая регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических  процедур, жесточайший надзор над  соблюдением высоких этических  стандартов

Создано автономное Бюро по расследованию случаев коррупции (CPIB). Его основные функции:

1.     получать  и расследовать жалобы, содержащие  обвинения в коррупции в общественных  и частных сферах;

2.     расследовать  случаи халатности и небрежности,  допущенные государственными служащими;

3.     проверять  деятельность и операции, проводимые  государственными служащими с  целью минимизировать возможность  совершения коррумпированных действий.

Ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным  статусом судей), введены экономические  санкции за дачу взятки или отказ  от участия в антикоррупционных  расследованиях, а также предприняты  жёсткие акции вплоть до поголовного  увольнения сотрудников таможни  и других госслужб.

Дерегулирование экономики

Повышение зарплат чиновников и подготовка квалифицированных  административных кадров.

Примечательно, что коррупционеры, помимо исполнения обычного судебного  приговора, обязаны возместить стоимость  полученной взятки. Для тех, кто не в состоянии произвести полное возмещение, выносится более строгий судебный приговор. Если же обвиняемый в коррупционных  отношениях уже умер, конфискуется его имущество.

Благодаря этой стратегии  Сингапур стал одним из наименее коррумпированных государств мира – 4е место в Corruption Perception Index 2008, недавно опубликованным Transparency International.

Однако что же было движущей силой, обеспечившей столь высокую  эффективность антикоррупционных  реформ? Ответ прост: политическая воля[14].

II. В шведской стратегии  акцент был перенесен на систему  стимулов, побуждающих население  к противодействию коррупции.  Ее отличительные черты:

Основные инструменты  – налоги, льготы и субсидии

Свободный доступ к внутренним государственным документам

Независимая и эффективная  система правосудия

Установление высоких  этических стандартов для государственных  чиновников

Высокие зарплаты госслужащим

Спустя всего несколько  лет после начала антикоррупционной  кампании честность стала социальной нормой среди чиновников. Что же касается высоких зарплат, то поначалу они превышали зарплату рабочих в 12—15[15] раз, однако со временем эта разница снизилась до 2-3 раз.

На сегодняшний день Швеции присвоен первый ранг в Corruption Perception Index. Секрет стратегии кроется в выполнении следующих задач: повышение экономического благосостояния, достижение социального равенства, борьба с бедностью и, что также немаловажно – восприятие честности как нормы поведения чиновника.

Меры по борьбе с коррупцией, перечисленные в этих примерах, в  той или иной форме нашли отражение  и в стратегиях других государств. Не вдаваясь в дальнейшие детали, отметим, что наиболее эффективными являются комбинированные методы «кнута и  пряника»; применяемые по отдельности, они вряд ли приведут к значительным результатам, если и вовсе не ухудшат  ситуацию. Об этом надо помнить и  российским борцам с коррупцией –  особенно учитывая, что в этом году страна опустилась на 147-е место в  индексе восприятия коррупции Transparency International. Одними лишь благими намерениями, к сожалению, обойтись не удастся – и пакет антикоррупционных законов, разработанный Президентским советом по противодействию коррупции, явное тому подтверждение

 

Заключение

«Возможно управлять страной с плохими

законами, но невозможно управлять  страной 

с недисциплинированными  чиновниками»

Канцлер Германской империи 

Отто Фон Бисмарк 

 

Несмотря на то, что коррупцию  часто сравнивают с гидрой, существуют достаточно эффективные методы борьбы с этим явлением, о чем успешно свидетельствует мировая практика. Не бороться с коррупцией – значит поддерживать ее, а учитывая, какие разрушительные последствия такого бездействия возникают во всех сферах жизни общества, проблема противодействия этому «внутреннему врагу» стоит в любом государстве. Поэтому столь важно изучение причин коррупции – ведь надо бороться не только с самим сорняком, но и с его семенами. Понимая, что из себя представляет коррупция, исследуя это явление и опыт других стран по сопротивлению ему, мы получаем знание – а знание, как известно, сила. Главное, чтобы эта сила нашла себе должное применение – для этого необходима не только политическая воля, но и поддержка со стороны всего общества. Иначе бой против коррупции будет проигран.

 

Источники информации

1. B. Begovic «Corruption: concepts, types,causes and consequences», CADAL, 2005

2. Carlos Leite, Jens Weidmann, “Does Mother Nature Corrupt? Natural Resources, Corruption, and Economic Growth”, IMF working paper, 1999

3. Douglas A. Houston, “Can corruption ever improve an economy?”, The Cato Journal, 2007

4. Global Corruption Report 2008, Cambridge University Press

5. Ian Senior, “Corruption—the World’s Big C: Cases, Causes, Consequences, Cures” , Institute of Economic Affairs, 2006

6. Lindbeck A. Swedish lessons for post-socialist countries. — Institute for International Economic Studies, Seminar Paper No. 645, Stockholm, 1998, p.4

7. Pranab Bardhan, “Corruption and Development: A Review of Issues”, Journal of Economic Literature Vol. XXXV (September 1997), pp. 1320–1346

8. Rajeev K. Goel and Michael A. Nelson, “Causes of corruption: History, geography and government”,  BOFIT Discussion Papers, Helsinki, 2008

9. Shang-Jin Wei, “Corruption in Economic Development:Beneficial Grease, Minor Annoyance, or Major Obstacle?”, Harvard University and National Bureau of Economic Research

10. U Myint, “Corruption: Causes, Consequences, and Cures”, Asia-Pacific Development Journal Vol. 7, No. 2, December 2000

11. “United Nations Convention Against Corruption”

12. Wayne Sandholtz, William Koetzle, “Accounting for Corruption:  Economic Structure, Democracy, and Trade”, 2000, International Studies Quarterly, 44, pp. 31-50

13. Бондаренко И. А., «Коррупция: экономический анализ на региональном  уровне» СПб.: “Петропослис” 2001 г., c. 23-45

14. Бродман Г. и Риканатини Ф., «Корни коррупции. Важны ли рыночные институты?», World Bank, 2008 г.

15. Номоконов В.А., «Организованная преступность: тенденции, перспективы борьбы», Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998 г.

16. Полтерович В.М., «Факторы коррупции», М., 1998

17. «Россия и коррупция:  кто кого?», аналитический доклад  фонда «Индем», М. 2008

18. Юридическая газета. 1999. № 37

19. Аристотель. Сочинения: В 4-х томах. – М., 1983. Т. 4. С. 547

20. «Мировое и национальное хозяйство» Издание МГИМО (У) МИД России, «Лучшие доклады на научной студенческой конференции «Социальная ответственность государства, бизнеса и гражданского общества» МГИМО-Университет, 5 декабря 2008 года» А. Наумов http://www.mirec.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=110

21. «АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук» Музалевская Е.А. Москва 2006 http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/abstract/Muzalevskaja_EA/


Информация о работе Причины коррупции в системе государственной и муниципальной власти и методы борьбы с ней