Причины коррупции в системе государственной и муниципальной власти и методы борьбы с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:41, реферат

Описание работы

Преступность как социальный феномен имеет определенные исторические корни, ее рост особенно заметен в условиях кризисных явлений в экономике и социальной сфере, ослабления роли государства; сращивание преступных элементов с должностными лицами приводит к коррупции. В действующей Концепции национальной безопасности РФ криминализация общественных отношений, рост организованной преступности названы в качестве основных факторов, создающих широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 10 мая 2006 г. указывалось: «…несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития — коррупцию»

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Коррупция: причины возникновения, понятие 4
1.Причины возникновения коррупции 4
2.Понятие коррупции 5
Глава 2. Причины возникновения коррупции и методы борьбы 9
2.1 Причины возникновения 9
2.2 Методы борьбы с коррупцией 13
Заключение 16
Источники информации 17

Файлы: 1 файл

Система ГМУ (коррупция) готово.docx

— 210.51 Кб (Скачать файл)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

 

Факультет Государственной  службы и финансов

 

Специальность: Государственное  и муниципальное управление

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Система  государственного управления и местного самоуправления в России»

 

«Причины коррупции в системе государственной и муниципальной власти и методы борьбы с ней»

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Коррупция: причины  возникновения, понятие 4

    1. Причины возникновения коррупции       4
    2. Понятие коррупции          5

Глава 2. Причины возникновения  коррупции и методы борьбы 9

2.1 Причины возникновения 9

2.2 Методы борьбы с коррупцией 13

Заключение 16

Источники информации 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Преступность как социальный феномен имеет определенные исторические корни, ее рост особенно заметен в  условиях кризисных явлений в  экономике и социальной сфере, ослабления роли государства; сращивание преступных элементов с должностными лицами приводит к коррупции. В действующей  Концепции национальной безопасности РФ криминализация общественных отношений, рост организованной преступности названы  в качестве основных факторов, создающих  широкий спектр внутренних и внешних  угроз национальной безопасности страны. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 10 мая 2006 г. указывалось: «…несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития — коррупцию»

Различные источники определяют ежегодный объем взяток госчиновникам  в пределах $15 млрд.[4] Коррупция подрывает  доверие населения к власти, ее органам и представителям.

Формируя принципиальные начала антикоррупционной кадровой политики, Платон идеалистически полагал, что из стражей в правители  «надо выбирать таких людей, которые  … целью всей своей жизни поставили  самое ревностное служение государственной  пользе и ни в коем случае не согласились  бы действовать вопреки ей». Он считал опасным появление у стражей  и правителей земли, домов, денег, поскольку  это обстоятельство повлечёт их перерождение в землевладельцев и собственников. Аристотель борьбу с коррупцией рассматривал как основу обеспечения политической стабильности: «Самое главное при  всяком государственном строе –  это посредством законов и  остального порядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

Проблема борьбы с коррупцией неизменно остается актуальной, поскольку  человеческие слабости мало зависят  от эпохи или места жительства людей. Не случайно первыми попытками подкупа считаются ритуалы жертвоприношения богам.

 

Глава 1. Коррупция: причины возникновения, влияние  и методы борьбы

Причины возникновения  коррупции

«Руки их обращены к тому, чтоб уметь делать зло;

 начальник требует  подарков, и судья судит за  взятки,

а вельможи высказывают злые хотения

души своей и извращают  дело»

Книга пророка Михея, 7:3

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно  эволюции государства происходила  эволюция коррупции. Если на заре становления  государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась  как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали  официально получать только фиксированный  доход – что означало переход  взяток в область теневой экономики.

Первое упоминание о коррупции (и, соответственно, борьбе с ней) можно  отнести ко второй половине XXIV в. до н. э., когда Урукагина – царь древнего шумерского города Лагаша на территории современного Ирака – реформировал государственное управление, дабы пресечь многочисленные злоупотребления своих чиновников и судей. Однако борьба с коррупцией в Древнем мире обычно не приносила желаемых результатов, особенно в восточных деспотиях. По мнению автора древнеиндийского трактата «Артхашастра[1]», «легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников». Своего апогея коррупция достигла в эпоху упадка античности в Римской империи – и стала одной из причин ее крушения. Само слово «коррупция» имеет латинское происхождение – corrumpere означает «растлевать, портить, повреждать».

Мир менялся, менялись и масштабы коррупции. Глобализация и становление  мирового хозяйства позволили коррупции  выйти на международный уровень  и стать одним из наиболее массовых и опасных явлений современности[2]. В наше время коррупция является одной из серьезнейших проблем во всем мире: по словам Даниэля Кауфманна, директора Глобальных программ в Институте Всемирного банка, в 2007 году объемы взяток составили более триллиона долларов[3] – более 2% от мирового ВВП[4]. О том, что же представляет из себя коррупция, каковы ее причины и влияние на государство, общество и экономику, и возможно ли успешно с ней бороться в XXI веке – обо всем этом пойдет речь в данной работе.

 

Понятие коррупции

По определению Transparency International[5], коррупция – это злоупотребление доверенной властью в частных интересах[6] [7]. В Федеральном законе РФ «О противодействии коррупции» дается максимально четкое определение: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды».

Организация Объединенных наций  рассматривает коррупцию как  «сложное социальное, культурное и  экономическое явление, затрагивающее  все страны[8]», не давая при этом более детализированного объяснения термина. Примечательно, что даже текст  «Конвенции ООН против коррупции» (UNCAC) не содержит определения того, с чем призваны бороться страны-участницы. Впрочем, это объясняется тем, что феномен коррупции слишком сложен и многогранен, чтобы можно было дать всеобъемлющее и в то же время достаточное подробное определение. По мнению автора, более полное и верное представление о коррупции можно получить, если классифицировать все коррупционные явления по различным критериям. Критерии можно сформулировать в виде вопросов – кто, как, зачем и как часто?

Первый критерий – вид  деятельности коррупционера (схема 1 - кто).

Схема 1. Типология коррупционных  отношений по виду деятельности коррупционера

Второй критерий – формы  коррупционных отношений (как и  зачем):

взяточничество, подкуп, получение  незаконных доходов (вымогательство, «откаты»);

воровство и приватизация государственных ресурсов и средств;

незаконное присвоение (подделка, подлог, фальсификация, хищение; присвоение денег, имущества обманным путем), злоупотребления  при использовании государственных  фондов, растраты;

непотизм или кумовство, фаворитизм (назначение на посты и  должности родственников и друзей);

продвижение личных интересов, сговор (предоставление преференций  отдельным лицам, конфликт интересов);

принятие подарков для  ускорения решения проблем;

защита и покрывательство («крышевание», лжесвидетельство);

злоупотребление властью (запугивание  или пытки);

манипуляции регулированием (фальсификация выборов, принятие решений  в пользу одной группы или человека);

электоральные нарушения (покупка  голосов, подтасовка результатов выборов);

поиск ренты – вымогательство (госслужащие противозаконно устанавливают  плату за услуги или искусственно создают дефицит);

клиентелизм и патронаж (политики предоставляют материальные услуги в обмен на поддержку граждан);

незаконные взносы в выборные кампании (передача подарков для оказания влияния на содержание проводимой политики).

Третий критерий – насколько  часто возникают коррупционные  явления (схема 2 – как часто)

 

Схема 2. Типология коррупционных  отношений по степени распространенности

Поняв сущность коррупционных  отношений, вкратце обозначим подходы  к интерпретации этих явлений (таблица 1). Эти концепции, впрочем, являются скорее не альтернативными, а взаимодополняющими.

Концепция

Краткое содержание

Рациональный  подход (экономика преступности)

Индивид  взвешивает все  издержки и блага своих преступных действий и рационально решает идти на преступление, если ожидаемая полезность подобных действий выше, чем если бы он остался честным и потратил свое время и ресурсы иным образом.

Теория рентоориентированного поведения

Экономическая рента - плата  за ресурсы сверх максимальной величины альтернативных издержек при немонопольном  использовании этих ресурсов. Рентоориентированное поведение -  усилия, направленные на осуществление государственного вмешательства в рыночное распределение ресурсов с целью присвоения искусственно создаваемых таким образом доходов в виде ренты. Под коррупцией понимается форма нелегального рентоориентированного поведения

Институциональный подход

Коррупция - контрактное  взаимодействие между экономическими агентами с целью злоупотребления  позицией ради частных выгод.

Модель «принципал-агент

Коррупция существует благодаря  ассиметричности информации и высоким издержкам мониторинга за деятельностью агента-чиновника

Теория оппортунистического  поведения

Коррупция – частный случай оппортунистического поведения

Классический  либерализм

Коррупция как провал государства  и как провал рынка, как «общественное  антиблаго», которое наносит ущерб всем членам общества (отрицательные экстерналии).


 

 

Глава 2. Причины возникновения коррупции

 

«Корни этого явления [коррупции] лежат в том,

что значительная часть населения 

просто плюет на соблюдение законов»

Д.А. Медведев, Президент  РФ

 

Неуважение к закону –  лишь один из факторов, определяющих развитие в стране коррупции. Причин же тому множество – и мы попробуем  рассмотреть как основные, так  и второстепенные. Итак, в чем  же корни коррупции?

Некоторые исследователи  дают на этот вопрос лаконичный и остроумный ответ. Одним из первых это сделал профессор Роберт Клитгаард, создатель знаменитой «формулы коррупции»

К = М + П - О,

где К – коррупция, М  – власть монополий, П – произвольность решений, О – ответственность.

Иными словами, коррупция  определяется степенью монопольной

власти и права принимать  произвольные решения, которыми наделены государственные чиновники, а также  мерой их ответственности за свои действия.

Другая, не менее интересная модель коррупции [9]выглядит так:

где I – страна, t – год.

По схожей формуле вычисляются такие индексы, как CPI (Corruption Perception Index) в Transparency International или WGI (Worldwide Governance Indicators) в World Bank.

Проанализируем формулу:

1) Во-первых, чем выше уровень  экономического благополучия (ВВП  на душу населения), тем меньше  склонность чиновников прибегать  к незаконным методам получения  прибыли, тем строже антикоррупционные  меры и тем сильнее гражданское общество.

2) Во-вторых, чем больше  развита демократия, тем больше  у чиновника риск потерять  свое место и тем больше  возможностей у органов по борьбе с коррупцией.

3) В-третьих, развитость  судебной системы также препятствует  экспансии коррупционных процессов.

4) В-четвертых, чем больше  и сложнее бюрократический аппарат,  тем больше возможностей открывается  для коррупции. Важную роль  играет централизация государства:  в большинстве жестко централизованных  империй коррупция достигала  немыслимых масштабов, как в  Римской и Византийской империях. С другой стороны, не все  эксперты склонны считать децентрализацию  залогом низкого уровня коррупции.

5) В-пятых, хотя до недавнего  времени исследователи пренебрегали  историческими факторами, автор  считает необходимым рассматривать  и эту группу причин. Например, в «старых» государствах коррупционные  механизмы отлажены многолетней  практикой и являются в большей  степени социокультурным феноменом  – как, например, в Российской  империи[10]. С другой стороны, в  «молодых государствах» широкомасштабная  приватизация и неразвитость  государственных механизмов предоставляют  почти безграничные возможности  для коррупции – и лучшей  иллюстрацией тому будет не  только Российская Федерация,  но и практически все страны  бывшего социалистического лагеря.

6) Роль географических  факторов (в сочетании с фактором  централизации власти) может наглядно  проиллюстрировать та же Римская  империя. Огромные размеры страны  неизбежно влекут за собой  трудности в управлении и контроле  над деятельностью чиновников  на местах (вспомним комедию «Ревизор»  Н.В. Гоголя). Кроме того, государственный  контроль над природными ресурсами[11] (которые тоже причисляются к  географическим факторам) открывает  для чиновников одно из наиболее  прибыльных направлений коррупционной  деятельности, причем как в форме  вымогательства, так и в форме взятки.

Хотелось бы отдельно отметить, что феномен российской «откатономики» имеет в своей основе как раз исторические и географические факторы, и это лишний раз подчеркивает необходимость их рассмотрения при анализе причин коррупции.

Абстрагируясь от приведенной  выше модели, можно условно поделить все причины коррупции на шесть больших групп (таблица 2):

Таблица 2. Факторы коррупции

Группа факторов

Факторы

Фундаментальные

Несовершенство экономических  институтов и экономической политики; несовершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство  в экономику, монополизация отдельных  секторов экономики, контроль государства  над ресурсной базой, низкий уровень  развития гражданского общества, неэффективность  судебной системы,

Правовые

Слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и  слишком частое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих  субъективную трактовку нормативных  актов

Организационно-экономические

Слабость системы контроля над распределением государственными (в особенности – природными) ресурсами, трудности управления большой  территорией, громоздкий и неэффективный  бюрократический аппарат, относительно низкая оплата труда служащих, дискриминация  в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры), прочие формы дискриминации

Информационные

Непрозрачность государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы слова  и печати, наличие оффшорных зон, отсутствие исследований проблемы коррупции

Социальные

Клановые структуры, традиции непотизма, эксплуатация «дружеских связей», блат, традиция «дарения» подарков-взяток, низкий уровень грамотности и  образования

Культурно-исторические

Сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное  отношение к коррупции; особенности  исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести

Информация о работе Причины коррупции в системе государственной и муниципальной власти и методы борьбы с ней