Президент Российской Федерации: конституционно-правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы определить конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции.

Файлы: 1 файл

Президент Российской Федерации.docx

— 50.48 Кб (Скачать файл)

Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления их в силу.

В том случае, если не соблюден порядок  подписания и обнародования закона, такой закон не имеет юридической  силы.

В Конституции России установлено, что Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о  положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти послания не имеют силу закона, они носят характер установочных документов.

Послания Президента рассматриваются  на совместных заседаниях палат парламента.

Представительские функции Президент  осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты Российской Федерации (это и есть право представительства «внутри  страны»), и эти представители  наделены полномочиями от имени всего  государства. Выступая в сфере международных  отношений, Президент Российской Федерации  ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести  при нанесении официальных визитов  в другие государства. Любые международные  обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства  без поручения Президент Российской Федерации, могут быть дезавуированы (объявлены недействительными).

 

 

II.2 Разрешение Президентом спорных вопросов.

Президент имеет право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной  власти, как Российской Федерации, так  и ее субъектов. Президент может  применять согласительные процедуры, как по собственной инициативе, так  и по инициативе законодательного или  исполнительного органа государственной  власти. В процессе проведения согласительных процедур, переговоров или иных форм согласования спорных вопросов Президент использует не только свои властные полномочия, но и свой авторитет. В ходе согласительных процедур стороны вырабатывают согласованное решение.

В случае не достижения в ходе согласительных процедур, переговоров согласованного решения Президент может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президенту Российской Федерации  дано конституционное право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если эти акты противоречат Конституции, Федеральным законам и международным обязательствам России. Такие акты не будут действовать до решения вопроса соответствующим судом.

Сфера деятельности Президента в области  внешней политики очень широкая  и многоплановая. Президент полномочен вести переговоры и подписывать  международные договоры на территории своей страны, так и во время  пребывания в иностранном государстве. При этом глава государства не нуждается в специальных полномочиях, т.к. Президент обладает ими по должности.

В данном случае необходимо знать, что  международные договоры Российской Федерации подлежат ратификации  Федеральным собранием (т.е. обе палаты принимают федеральный закон). Ратификация  международного договора правомочным  органом государства подтверждается ратификационной грамотой. Ратификационные  грамоты нашего государства подписывает  Президент и министр иностранных  дел. Если в подписании договора участвуют  две стороны - его участники обмениваются ратификационными грамотами. Как глава  государства Президент принимает  верительные и отзывные грамоты  дипломатических представителей. Верительная грамота - это документ, который удостоверяет назначение определенного лица дипломатическим представителем. Грамота выдается и подписывается Главой посылающего государства и адресуется Главе Российского государства. Дипломатический представитель считается приступившим к выполнению своей работы с момента вручения верительной грамоты.

Отзывная грамота направляется Президенту Российской Федерации главой государства, дипломатический представитель  которого отзывается.

 

 

II.3 Президент - Верховный Главнокомандующий. Полномочия Президента по введению чрезвычайного положения.

Статус Президента включает полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президент определяет основные направления  военной политики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями и организациями. К полномочиям  Президента относятся издание указов на военную службу, а также утверждение  плана гражданской обороны Российской Федерации, им также утверждаются планы  дислокации Вооруженных Сил и  других войск, размещение военных объектов. Президент ведет переговоры и  подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности. Как Верховных Главнокомандующий  Вооруженными Силами Президент в  пределах своих полномочий издает приказы  и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.

Президент Российской Федерации вводит своим Указом военной положение  на всей территории страны или в  отдельных местностях и незамедлительно  сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о введении военного положения подлежит утверждению  Совета Федерации, который подтверждает юридическую силу Указа.

Военное положение вводится Президентом  в случае агрессии против России или  непосредственной угрозы агрессии и  представляет собой особый правовой режим жизнедеятельности государства. Во время военного положения органы государственной власти и местного самоуправления наделяются особыми  полномочиями.

Введение военного положения связано  с определенными ограничениями  прав граждан, государственная власть сосредотачивается в руках военных. В период действия на всей территории Российской Федерации военного положения  Государственная Дума не подлежит роспуску.

Целью введения чрезвычайного положения  является обеспечение безопасности граждан и защита конституционного строя. Порядок введения чрезвычайного  положения определен Законом  Российской Федерации от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» Закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ/#»Собрание законодательства»  №23 ст 2277 от 04.06.2001..

. Чрезвычайное положение вводится  Указом Президента России в  случаях попытки насильственного  изменения конституционного строя,  межнациональных конфликтов, массовых  беспорядков, стихийных бедствий  и др. С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу все акты, принятые в связи с введением чрезвычайного положения.

Право Президента вводить на территории Российской Федерации или отдельных  местностях чрезвычайное положение  сопряжено с его обязанностью немедленно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о чрезвычайном положении подлежит утверждению Совета Федерации.

 

 

II.4 Полномочия Президента на издание правовых актов. Полномочия Президента по вопросам гражданства.

Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые  по своим правовым свойствам делятся  на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся указы и распоряжения - содержащие правовые нормы, будучи обнародованными, они приобретают государственно-властный характер, т.е. становятся обязательными для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами. Правовые нормы представляют собой общие правила поведения людей, т.е. относятся не только к тому или иному случаю, а предлагают возможность своего неоднократного применения.

К индивидуальным относятся указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений или лиц. Например, указы Президент о присвоении различных почетных званий конкретным деятелям науки, искусства и так далее. Такого рода указы не содержат каких-либо общих правил, т.е. юридических норм. Указы и распоряжения Президент Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России. Издаваемые Президентом правовые акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Акты Президента, носящие нормативный  правовой характер вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, если при  принятии акта не установлен иной срок.

Президент уполномочен решать вопросы  гражданства Российской Федерации. Под гражданством понимают устойчивую политико-правовую связь человека с  государством, в силу, которой на человека распространяется суверенитет  этого государства, и он пользуется его защитой, и может участвовать  в управлении государственными делами. Эта связь с государством создает  взаимные права, обязанности и ответственность, а также основывается на признании  и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Согласно Закону «О гражданстве  Российской Федерации» Закон «О гражданстве  Российской Федерации» от 31 мая 2002 года №62-ФЗ/ «Собрание законодательства РФ» 03.06.2002 №22 ст 2031, «Парламентская газета» №104 05.06.2002, «Российская газета» №100, принят ГД ФС РФ 19.04.2002.ст29 Президент решает вопросы:

приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц  без гражданства;

принимает решения по вопросам восстановления гражданства;

дает разрешение на выход из гражданства;

разрешает гражданину Российской Федерации  иметь двойное гражданство.

До решения указанных вопросов Президентом они предварительно рассматриваются в Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

В компетенцию Президента входит также  решение вопросов предоставления политического  убежища, которое является суверенным правом государства-субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право предоставления политического убежища.

Президент осуществляет высшую форму  государственного поощрения - награждение  государственными наградами России. Президент также присваивает  почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и  положения о медалях, издает указы  об учреждении государственных наград и награждения ими.

Президент Российской Федерации присваивает  воинские звания маршалов, генералов  и адмиралов. Для предварительного рассмотрения данных вопросов при Президенте создана комиссия по государственным  наградам.

Президенту предоставлено право  помилования. Помилование - это акт  верховной власти, который полностью  или частично освобождает осужденного  от наказания или заменяет наказание  на более мягкое. Актом помилования может быть снята судимость с лиц, уже отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.

 

 

II.5 Неприкосновенность Президента. Процедура отрешения Президента от власти.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

неприкосновенность Президента связана  с тем, чтобы создать ему все  гарантии в течении срока его полномочий, т.е. в период своих полномочий Президент не может быть задержан, арестован и подвергнут обыску и личному досмотру;

неприкосновенность также распространяется на жилье и служебные помещения, которые Президент занимает, на используемые личные и служебные транспортные средства, вещи;

Президент не может подвергаться уголовной, административной и гражданской  ответственности за правонарушения. Таким образом Конституция предоставляет Президенту абсолютную неограниченную неприкосновенность.

Президент Российской Федерации вступает в должность с момента принесения торжественной присяги и, как  правило, прекращает осуществление  своих полномочий с истечением срока, на который был избран.

Конституцией предусмотрена возможность  досрочного прекращения исполнения полномочий Президента в случаях:

отставки (по инициативе самого Президента);

стойкой неспособности по состоянию  здоровья осуществлять свои полномочия (по причине не зависящей ни от какой воли);

отрешения от должности (по инициативе Федерального Собрания).

При отставке Президента Российской Федерации или досрочном прекращении  его полномочий выборы нового Президента России должны состояться не позднее  трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. Досрочные  выборы Президента должны проводиться  на основе федерального закона о выборах  Президента. В тех случаях, когда  Президент не в состоянии выполнять  свои обязанности, их временно исполняет  Председатель Правительства Российской Федерации. Сюда можно отнести длительную болезнь Президента (которая признана достаточным основанием для досрочного прекращения им своих полномочий), смерть Президента. Исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства  ограничена сроком на три месяца - до избрания нового Президента. Объем прав и обязанностей Председателя Правительства меньше, чем у законно избранного Президента. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Информация о работе Президент Российской Федерации: конституционно-правовой статус