Президент Российской Федерации: конституционно-правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы определить конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции.

Файлы: 1 файл

Президент Российской Федерации.docx

— 50.48 Кб (Скачать файл)

Президент Российской Федерации избирается непосредственно народом. В его  выборе участвую граждане России на основе всеобщего равного права при  тайном голосовании. Назначаются выборы Президента России Советом Федерации. Ныне действующая Конституция установила срок полномочий Президента Российской Федерации - 4 года. По Конституции 1978 года глава государства избирался  на 5 лет. Исчисление четырехлетнего срока  начинается со дня избрания Президента. Действующий Президент Российской Федерации исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента, которое происходит на тридцатый день со дня официального объявления центральной избирательной комиссией Российской Федерации о результатах выбора Президента России.

Президентом Российской Федерации  может быть избран только гражданин  России, достигший 35 лет, постоянно  проживающий в Российской Федерации  не менее 10 лет. Это вполне объяснимо:

Во-первых, лицо, претендующее на самый  высокий пост в государстве должно иметь определенный жизненный опыт и в то же время быть достаточно молодым. Максимальный возраст по Конституции 1993 года не устанавливается;

Во-вторых, требование постоянного  проживания в течении 10 лет на территории России обусловлено необходимостью знать и понимать специфику условий жизни в нашей стране.

В Конституции содержится положение  о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Данное ограничение  направлено против установления власти одного человека на продолжительный  срок, т.е. против авторитарного режима. Но в то же время Конституция не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост Президента неоднократно, но с перерывом - после пребывания на данном посту два срока подряд.

Порядок избрания президента детально изложен в федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995г., который содержит общие  положения проведения избирательной компании, вопросы предвыборной агитации, финансирования выборов, порядок вступления в должность Президента Российской Федерации.

«Президент РФ при вступлении в  должность приносит народу следующую  присягу:

Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права и свободы человека и  гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет  и независимость, безопасность и  целостность государства, верно служить народу». Wikipedia-Internet

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Конституционно – правовой статус президента Российской Федерации.

II.1 Полномочия Президента.

В статьях 83 и 84 Конституции изложена часть полномочий Президента Российской Федерации, ряд других его прав и  обязанностей указаны в ст. 85-90 настоящей  главы. В статье 83 определены полномочия Президента по отношению к Правительству:

Президент в соответствии с Конституцией назначает Председателя Правительства  Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Представление  Президента по данному вопросу вносится в Государственную Думу не позднее  двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства  либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства  Государственной Думой;

Президент имеет право председательствовать на заседания Правительства, т.е. вести  заседания Правительства, высказываться  на них, он также определяет основные направления внутренней и внешней  политики государства, в данном случае Президент выступает как глава  исполнительной власти;

Президенту принадлежит право  принятия решения об отставке Правительства  в случаях: подачи Правительством заявления  об отставке, выражения недоверия  Правительству Государственной  Думой, отказа Государственной Думы в доверии Правительству. Президент  имеет право по собственной инициативу принять решение об отставке Правительства, в таком случае не требуется согласия Государственной Думы на освобождение Председателя Правительства.

При подаче Правительством заявления  об отставке Президент может не согласиться  с этим заявлением и поручить ему  продолжить выполнение обязанностей. «… одним из наиболее важных результатов принятия в 1993 г. КРФ стало формирование новой системы высших органов государственной власти в нашей стране. При этом в ст.11 КРФ закреплено, что гос. власть в РФ осуществляет Президент РФ и Правительство РФ; тем самым, опровергая так называемую американскую модель президентской республики, при которой Президент является и главой государства, и главой правительства, что исключает наличие поста премьер-министра. В России же выбор сделан в пользу разграничения функций и полномочий между главой государства, т.е. Президентом и главой Правительства, т.е. Премьер-министром. Такое разделение можно назвать атрибутом так называемой французской модели, получившей свое воплощение в Конституции Пятой Республики во Франции. Но означает ли это, что современная политическая система РФ развивается по французскому пути? Или же Президент России, невзирая на наличие должности премьера, фактически сосредоточил в своих руках все основные полномочия исполнительной власти?... Часто обвиняют Б.Н.Ельцина в том, что он подмял под себя Правительство и фактически стал верховным правителем всей страны. С этих позиций многие депутаты в Гос. Думе Федерального Собрания РФ настаивают на необходимости ограничения полномочий Президента и расширение полномочий Правительства. Кроме того, к ныне действующей Конституции нередко предъявляются претензии на том основании, что она выводит Президента за рамки системы Разделения властей и тем самым придает легитимность его всевластию. При этом утверждается, что конституционный статус Президента позволяет ему возвышаться над всеми ветвями Гос. власти». Сахаров Н.А. «Президент - Правительство - исполнительная власть: российская модель» - М.:

Президенту дано право не согласиться с решением Государственной Думы о выражении недоверия Правительству или об отказе в доверии, но при повторном недоверии Государственной Думы Правительству Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу;

В особую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные в этой статье, назначать и освобождать должностных  лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне:

назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Центрального банка Российской Федерации, членов Совета директоров Центробанка  производится Государственной Думой.

При этом Председатель Центрального банка назначается и освобождается  по представлению Президента. При  отклонении кандидатуры, предложенной на должность Председателя Центрального банка, Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься  более двух раз;

назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных  министров, хотя эти лица и назначаются  по предложению Председателя Правительства, но Президент оставил за собой  все права персонального назначения лиц, входящих в состав Правительства.

Президент представляет Совету Федерации  кандидатуры на должность судей  Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации. Назначение этих должностных лиц осуществляет Совет Федерации. Он же по представлению  Президента может освободить от должности  Генерального прокурора. Президент  России самостоятельно назначает судей  других федеральных судов;

Президент формирует администрацию  Президента, которая представляет собой  государственный орган, создаваемый  в целях обеспечения деятельности Президента. В Администрацию входят Руководитель Администрации, первые заместители, заместители Руководителя, помощники  Президента, главные управления, полномочные  представители Президента, аппараты Совета Безопасности и Совета Обороны, иные подразделения. Администрация  Президента осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России;

в соответствии с Конституцией Президент  назначает и освобождает от должности  полномочных представителей Президента, которые представляют интересы Президента в федеральных органах государственной  власти, органов государственной  власти субъектов федерации, органов  местного самоуправления, а также  в российских иностранных и международных  организациях;

Президент Российской Федерации, являясь  Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает  высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных  округов и др.);

Президенту дано конституционное  право назначать и отзывать дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Назначению или отзыву дипломатических представителей предшествуют консультации с комитетами и комиссиями Федерального Собрания, которые Президент может учитывать, но обязательного характера они не носят. По данному вопросу Президент издает Указ.

Одной из главных задач Президента нашей страны является охрана суверенитета Российской Федерации, ее целостности  и независимости. При выполнении своих полномочий в решении этих вопросов Президент опирается на Совет Безопасности, статус которого определен Федеральным законом (Закон  «Закон о безопасности» от 5 марта 1992г.). Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента в  области обеспечения безопасности, рассматривает вопросы внутренней, внешней и военной политики и  иные виды безопасности (экономической, общественной, экологической и др.). Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом  Российской Федерации по представлению  Секретаря Совета Безопасности, который  назначается на должность, и освобождается  от должности Президентом. По важнейшим  вопросам решений Совета Безопасности издаются Указы Президента России.

Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Основные положения военной доктрины Российской Федерации представляют совокупность официальных взглядов по военным  вопросам, в том числе по вопросам предотвращения войн, военных конфликтов, защиты жизненно важных интересов нашего государства. Предложения по военной  доктрине разрабатываются Генеральным  Штабом Вооруженных Сил. Основные положения  военной доктрины гарантируют неукоснительное  соблюдение Россией Устава ООН, международных  норм, принципов и имеют оборонительную направленность.

Статья 84 устанавливает полномочия Президента, которые относятся к  его взаимоотношениям с законодательной  властью.

Президент Российской Федерации как  глава государства с целью  непрерывной работы государственной  власти назначает выборы Государственной  Думы. В Конституции определен  срок полномочий Государственной Думы - четыре года. Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения Президентом выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев.

Президент Российской Федерации назначает  выборы депутатов Государственной  Думы лишь в случаях, определенных самой  Конституцией в статьях 111 и 117. Необходимо иметь ввиду, что Президент вправе распускать только одну палату Федерального Собрания. Роспуск другой палаты - Совета Федерации - Конституцией вообще не предусмотрен.

Весьма сложной и ответственной  является функция Президента Российской Федерации по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран (Франция и др.) Президент Российской Федерации не называется в Конституции Российской Федерации «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент Российской Федерации и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент Российской Федерации вправе прибегать к согласительным процедурам и другим методам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов Российской Федерации и между различными субъектами Российской Федерации.

В полномочия Президента входит и  назначение референдума, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа. Общие положения проведения референдума, порядок его назначения, процедуры  голосования и другие вопросы  определяются федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года. Закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года №5-ФКЗ / «#G0Собрание законодательства РФ» 05.07.2004 №27 ст 2710

Президент обладает правом законодательной  инициативы, ему принадлежит право  вносить законопроекты в Государственную  Думу, причем, если законопроект носит  срочный характер, он подлежит внеочередному  рассмотрению на заседаниях Думы.

Президент Российской Федерации наделен  правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России.

На Президента возложена обязанность  подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации, который в течение четырнадцати дней должен подписать и обнародовать закон. Президент вправе отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение. В силу Конституции Президент не вправе отказаться подписать и обнародовать федеральный конституционный закон.

Информация о работе Президент Российской Федерации: конституционно-правовой статус