Президент РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить институт Президента в Конституции России.
Задачи работы направлены на достижение поставленной цели:
- дать характеристику феномена института Президента в России;
- изучить формирование и развитие института Президента в России в период демократического реформирования;
- рассмотреть Президента как политического лидера;
-сформулировать перспективы развития института Президента в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ 6
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ 6
1.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА ПРЕЗИДЕНТА РФ 13
ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
2.1. ПРЕЗИДЕНТ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР 27
2.2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Президент РФ.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

Конституция Российской Федерации не называет наше государство  президентской республикой, однако по логике конституционного регулирования Президент РФ стоит над всеми иными государственными органами, обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие (ч.2 ст.80). Поэтому даже технически в Конституции сначала идет глава о Президенте, далее главы о Федеральном Собрании, Правительстве РФ, судебной власти.

Касательно формы правления, для России, равно как и для Франции, Казахстана, Украины, Польши, Ливана и др., характерна полупрезидентская республика, суть которой сводится к тому, что президент обладает сильной властью, осуществляемой в условиях несколько меньшей степени разделения властей, чем в чисто президентских республиках. Глава государства не обязательно является единоличным носителем исполнительной власти, а зачастую делит эти полномочия с премьер-министром, который, в свою очередь, является главой правительства.

Наиболее типичная картина  с полупрезидентской республикой  складывается в политической системе  Франции. Формирование в Пятой республике именно смешанной республики обосновано тем, что была необходимость соединить силу и эффективность государственной власти с демократическими институтами, что и было реализовано через ряд факторов: сильный и независимый глава государства, назначающий с согласия парламента правительство; двуглавость исполнительной власти, разделенной между президентом и премьер-министром; рационализация парламентского строя.

1.2. Конституционные  особенности статуса Президента  РФ

 

Феномен российской президентской  власти имеет свои особенности.

Во-первых, Президент РФ - глава государства вне ветвей власти, но с определенными полномочиями от каждой. Являясь главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина Президент Российской Федерации не относится ни к одной из ветвей государственной власти, однако он тесно взаимодействует с ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации  обладает конституционными полномочиями, позволяющими ему участвовать в осуществлении законодательной власти, в формировании и определении деятельности органов исполнительной власти, в формировании органов судебной власти, поэтому вполне закономерно Президент Российской Федерации поставлен в тексте Конституции России на первое место в перечне федеральных органов, осуществляющих государственную власть8. При этом особенности конституционного статуса Президента Российской Федерации, его роль в осуществлении государственной власти таковы, что дают основание при характеристике системы государственной власти выделять президентскую форму осуществления власти9.

Президент РФ занимает особое положение в системе федеральных  институтов власти.

Наиболее типичными полномочиями президента являются следующие:

- в области представительства страны (вовне и внутри) президент олицетворяет ее в отношениях с другими государствами и международными органами и организациями, подписывает международные договоры, участвует в решении вопросов войны и мира, назначает и отзывает дипломатических представителей, принимает верительные грамоты послов других государств;

- может иметь своих представителей в регионах страны (в субъектах федерации), выступать в качестве арбитра во взаимоотношениях различных ветвей власти, их органами, субъектами федерации в интересах обеспечения единства и стабильности, обращаться к стране, ее народу по важнейшим общегосударственным проблемам и т.д. То есть президент является высшим представителем страны на внутренней и международной арене.

- в области осуществления исполнительной власти президент либо самостоятельно, либо по представлению лидера партии (блока партий) парламентского большинства назначает премьер-министра, принимает его отставку, назначает и смещает министров по собственной инициативе или по предложению премьер-министра, назначает ряд других высших должностных лиц10.

Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами, председателем совета национальной безопасности, назначает высшее военное руководство, присваивает высшие воинские звания. Ему принадлежит право объявления чрезвычайного, военного или осадного положения с последующим утверждением такого решения парламентом, право введения президентского правления и осуществления федерального вмешательства. Президент награждает знаками отличия, присваивает почетные звания, решает вопросы приема в гражданство страны и выхода из него, предоставления убежища иностранным лицам, помилования и др.

Ежегодно Президент  выступает с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации и  гражданам,  которое является краткосрочным программным документом, определяющим основные направления развития страны в целом и содержит следующие разделы (порядок и наименование разделов могут изменяться):

  • макроэкономическая политика;
  • институциональные преобразования;
  • инвестиционная и структурная политика;
  • аграрная политика;
  • экологическая политика;
  • социальная политика;
  • региональная экономическая политика;
  • внешнеэкономическая политика.

Так,  в Послании – 2010 особый акцент сделан на главные,  по мнению Президента России В.В. Путина,  проблемы современного государственного развития РФ: демографию, здоровье населения и состояние боеспособности российской армии11.

Рассматривая институт Президента в России, необходимо, думается, рассмотреть рейтинг Президента как показатель его качества и одобрения населением.

О статусе Президента России говорит также следующий  факт. Первое после вступления в  должность Послание Президента России Федеральному Собранию РФ содержало специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу. Исходя из Послания Президента, Правительство РФ разрабатывает программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

В Конституции (Основном законе) Российской Федерации –  России Президент характеризовался как высшее должностное лицо, глава исполнительной власти. Таким образом, Президент был включен в систему органов исполнительной власти; фактически не участвовал в присущей принципу разделения властей системе «сдержек и противовесов». Так, он не имел права роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета, не участвовал в назначении судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, прокурора, председателя Центрального Банка. Он был обязан представлять не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов о выполнении принятых Съездом и Верховным Советом социально-экономических и иных программ, причем съезд мог потребовать внеочередного доклада. Указы и распоряжения Президента мог отменить Съезд, а на основании заключения Конституционного Суда и Верховный Совет. Совет Министров - Правительство было подотчетно Съезду, Верховному Совету и Президенту, а Съезд и Верховный Совет осуществляли контроль за деятельностью подотчетных им органов. Съезд был уполномочен принимать решение об отставке Правительства. Президент же мог принимать такие решения с согласия Верховного Совета12.

История свидетельствует, что власть в России вне зависимости  от смены режимов традиционно  носит авторитарный характер, что  логично приводит к выводу о том, что сильная власть (здесь –  президентская) традиционна для  России и соответствует менталитету и политической культуре российских народов. Все это вкупе предопределило становление и характер установившегося института президентства.

Сегодня иерархию актов, регулирующих вопросы, связанные с  организацией и деятельностью Президента Российской Федерации возглавляет Конституция Российской Федерации.  По действующей Конституции Президент как глава государства напрямую не входит ни в одну из ветвей законодательной, исполнительной и судебной власти. На это указывает и само место главы о Президенте. Однако нельзя делать вывод о том, что Президент стоит над этими ветвями власти. Органы каждой из ветвей власти самостоятельны; как и Президент действуют в рамках своих конституционных полномочий, обладают правовыми мерами воздействия на Президента вплоть до отрешения его от должности. При этом, будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет конституционный контроль.

В соответствии с Конституцией России Президент является главой государства (п.1 ст.80)13, гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. В порядке, установленном Конституцией, он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п.2 ст.80). Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией России и федеральными законами, представляет Россию внутри страны и в международных соглашениях14.

Приведенная выше статья 80 Конституции РФ в обобщенной форме  определяет функции Президента. Его  полномочия конкретизированы в последующих  статьях гл. 4 Конституции, в других главах, а также в федеральных  законах. Общерегулятивные нормы ст.80, определяющие основы правового положения Президента отдельными исследователями интерпретировались как некие «общие полномочия, подразумевающие неопределенное количество конкретных полномочий» - «скрытые полномочия». Эти статутные положения Конституции о главе государства, в ряде Постановлений Конституционного Суда РФ (КС РФ), называются достаточными основаниями для принятия т.н. законозамещающих указов. Так, в Постановлении КС РФ от 30 апреля 1996 г. №11-П сформулирована позиция общего характера о том, что, поскольку Президент является гарантом Конституции и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, то, следовательно, издание им указов, восполняющих пробелы в законах, не противоречит Конституции РФ. При этом введены ограничительные рамки – указы не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а действовать они могут только до принятия по данному вопросу законодательных актов.

Конституционный Суд фактически признал, что глава государства обладает открытым перечнем полномочий, в отличие от других государственных органов, для которых, по мнению Конституционного Суда, перечень конституционных полномочий является закрытым15. На основании проверки конституционности некоторых указов Президента, дав расширительное толкование конституционного статуса Президента РФ, Конституционный Суд выдвинул собственную концепцию применения Президентом конституционных норм.

Согласно позиции КС РФ, в случае, когда законодательная  база несовершенна (пробельно, противоречиво, устарело (в данном случае КС РФ констатировал несовершенство законодательства об обеспечении обороны и безопасности страны), отсутствие в РФ надлежащей законодательной основы использования Вооруженных Сил РФ и других войск для обеспечения гарантий конституционного строя «существенно увеличивается значимость прямого применения конституционных норм», закрепленного в ст. 15 (ч.1) Конституции РФ.

На наш взгляд, принцип  прямого действия Конституции Российской Федерации в соответствии с положениями ее статьи 15 (ч.1) не означает произвольного толкования положений Конституции, приводящих к нарушению других конституционных принципов и норм.

Как отмечает Л.А.Окуньков, статус и полномочия Президента сформулированы в Основном законе России так, что на первое место выдвинуты цели и задачи укрепления государства, обеспечения конституционного правопорядка, согласованной работы всех органов государственной власти, а не только исполнительной вертикали власти16. Это предопределяет особое значение для Президента функций главы государства, они весомей и объемней, чем у федерального Правительства. Безусловно, одним из главных по значимости полномочий Президента является формирование политического курса государства. То есть, Президент выступает активным проводником политических реформ в рамках защиты конституционного строя.

Президентом инициируются федеральные законы, издаются указы, направленные на реформирование государственной  власти, укрепление федеративных отношений, защиту прав и свобод граждан, развитие институтов гражданского общества.

Определяя статус Президента как главы государства, Конституция  коренным образом изменила его место  в системе федеральных органов  государственной власти.

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким  кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Эти полномочия затрагивают по сути дела все стороны государственной деятельности. Их можно обобщить по следующим сферам: полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти; участием в законотворчестве; в функционировании исполнительных органов государственной власти; с обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации; с внешней политикой и обороной; иными сферами государственной деятельности.

Такого рода классификация  полномочий Президента вытекает из содержания статей 83-89 Конституции. В ст. 83 закреплены в основном полномочия, связанные с участием Президента в формировании федеральных органов государственной власти и иных государственных органов. Значительный объем полномочий Президента в этой сфере объясняется рядом факторов. Прежде всего, он обусловлен действием принципа разделения властей с присущей ему системой «сдержек и противовесов», которая предполагает участие законодательной власти в формировании Правительства как органа исполнительной власти; участие Президента в формировании органов государственной власти (в частности, судебных) органами законодательной власти.

Информация о работе Президент РФ