Предупреждение и пресечение правонарушений несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное изучение деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Для реализации данной цели на решение выдвигаются следующие задачи:
1. Рассмотреть основные задачи ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
2. Выявить основные мероприятия органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних.
3. Изучить меры административно-правового воздействия, применяемые органами внутренних дел к несовершеннолетним, родителям и лицам, их заменяющим, допускающим безнадзорность в отношении несовершеннолетних.

Содержание работы

Введение
Задачи органов внутренних дел по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.
Мероприятия органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних.
Меры административно-правового воздействия, применяемые органами внутренних дел к несовершеннолетним, родителям и лицам, их заменяющим, допускающим безнадзорность в отношении несовершеннолетних.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по Адм. деятельности.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Центральное место в  государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимают комиссии по делам несовершеннолетних, которые призваны координировать действия государственных органов и общественных объединений по предупреждению безнадзорности и преступлений несовершеннолетних.

В составе указанных  комиссий включены представители органов внутренних дел, что обусловлено наличием прав применения мер принуждения для осуществления функций по предупреждению и профилактике безнадзорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних.4

Кроме прав и обязанностей более конкретно задачи служб и подразделений ОВД по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних определены в «Наставлении о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов», утвержденной приказом МВД России от 13 мая 2003 года № 323дсп. В структуре ОВД основные задачи по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних поставлены перед специальным подразделением – подразделением по делам несовершеннолетних (ПДН). Деятельность данного подразделения определена «Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», утверждена приказом МВД России от 26 мая 2000 года № 569.

Приведенные выше нормативно  правовые акты определяют задачи стоящие  перед органами внутренних дел по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних.

 

 

2. Мероприятия органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних

 

Определяя порядок деятельности по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетних необходимо отметить, что указанная деятельность имеет наиболее положительный эффект при правильном применении организационных и правовых форм.

К организационным формам могут быть отнесены:

-органы статистической  работы (учет регистрации фактов правонарушений и преступности, совершаемых несовершеннолетними);

- органы аналитической  работы включают в себя анализ количества, характера, а также обстоятельства способствующие совершению преступления несовершеннолетних, указанный анализ может осуществляться по различным направлениям, но основной его задачей является выработка и осуществление конкретных мер направленных на достижение цели по декриминализации в подростковой среде.

На основе анализа  могут разрабатываться соответствующие планы и мероприятия, а также определяется перечень субъектов участие которых будет способствовать достижению положительных результатов, кроме того на основе анализа могут применять соответствующие нормативно – правовые акты.5

Таким образом, можно  сказать, что осуществление организационных и правовых форм в своей совокупности будут способствовать положительному эффекту в деле предупреждения и пресечения несовершеннолетней преступности.

К правовой форме могут  быть отнесены:

- осуществление деятельности  субъектов профилактики по применению нормативно – правовых актов, как создание нормальных условий для развития несовершеннолетнего, так и применение мер административного и уголовного принуждения в отношении лиц, допустивших соответствующие нарушения.

Главным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике преступности несовершеннолетних является Федеральный Закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. В соответствии с этим законом в стране складывается вся система профилактики. Применение этого закона на практике обеспечивается принятием на федеральном уровне специальных программ, утверждаемых постановлениями Правительства РФ. Так, например, 25 августа 2000 г. было принято постановление № 625 “О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы”, среди которых важное место занимает “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2001-2002 годы). Профилактические функции реализуют не только нормативные акты, направленные непосредственно на профилактику преступности несовершеннолетних, но и акты в сфере образования, социальной защиты, оказания медицинской и психологической помощи, трудоустройства. Традиционное общесоциальное предупредительное воздействие оказывают нормы уголовного права.

Учитывая, что в соответствии с п. б ч. 1 ст. 72 Конституцией РФ обеспечение  законности, правопорядка относится  к совместному ведению РФ и  ее субъектов, на местном уровне принимаются законы и иные нормативные акты, регулирующие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Нужно отметить, что законодательство многих субъектов Российской Федерации в этой сфере опережает развитие федерального законодательства, как по уровню затрагиваемых вопросов, так и по соответствию происходящим в обществе изменениям.

Прежде всего, объектами  мер ее воздействия являются несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении вследствие безнадзорности, беспризорности, нахождения в обстановке, не соответствующей требованиям воспитания или содержания, а также вследствие совершения правонарушений или антиобщественных действий. Субъектами этой системы в соответствии со ст. 4 Федерального Закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, по делам молодежи, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства и службы занятости.

Система субъектов профилактики преступности несовершеннолетних, защиты их прав. Такую систему образуют комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства аппараты управления и специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения и иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.6

Отсюда видно, что органы внутренних дел хотя и, несомненно, важное, но лишь одно из звеньев государственной  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Это понятно, ибо основным содержанием  работы по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является комплекс разнообразных мероприятий социально-экономического, организационного, воспитательного характера. Правовые же меры, тем более административно-принудительные меры, должны играть лишь вспомогательную роль.

Центральное место в  государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимают комиссии по делам несовершеннолетних. В соответствии с названным выше Указом Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации, комиссии по делам несовершеннолетних при главах исполнительной власти субъектов федерации, при городских, районных (в городе) администрациях призваны координировать действия государственных органов и общественных объединений по предупреждению безнадзорности и преступлений несовершеннолетних. Согласно положению о комиссиях к их ведению также относятся:

а) устройство и охрана прав несовершеннолетних;

б) рассмотрение дел о  правонарушениях несовершеннолетних;

в) осуществление государственного контроля за условиями содержания и  проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях  МВД, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждениях.

Большую роль в деле предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних призваны играть специализированные учреждения (службы) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаваемые в структуре органов социальной защиты населения. Эта же цель реализуется деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений (СУВУ) органов образования для детей и подростков с девиантным поведением. К ним относятся специальные общеобразовательные школы и специальные профессионально-технические училища. В СУВУ открытого типа принимаются несовершеннолетние в возрасте от 8 до 18 лет, имеющие устойчивое противоправное поведение либо подвергшиеся любым формам психологического насилия, либо отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения и испытывающие трудности в общении с родителями. В СУВУ закрытого типа (в них установлен специальный режим) по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних направляются несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, совершившие общественно опасные деяния, нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения и требующие специального педагогического подхода.

В соответствии со ст. 11 названного закона Комиссии по делам несовершеннолетних (далее - КДН), образуемые органами местного самоуправления, являются одним из основных институтов, обеспечивающих защиту прав и интересов несовершеннолетних. Основная задача КДН – предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий этой возрастной группы населения. Эта задача должна достигаться путем организации контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, применения мер воздействия в отношении несовершеннолетних и их законных представителей. На практике основное время в работе КДН уделяется рассмотрению дел о правонарушениях несовершеннолетних, подготовке материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, рассмотрению представлений органов образования об исключении несовершеннолетних из учреждения общего образования7. Социальные функции КДН заключаются в оказании помощи в трудовом и бытовом устройстве, социальной реабилитации несовершеннолетних, нуждающихся в государственной помощи. Необходимо отметить, что сами комиссии не имеют прямых полномочий в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних и свои функции они выполняют, прежде всего, посредством осуществления координации с другими организациями, занимающимися “неблагополучными” подростками, которые были поставлены на учет комиссией по делам несовершеннолетних. Вторым элементом системы органов профилактики преступности несовершеннолетних являются органы социальной защиты– это территориальные центры социальной помощи, психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи (телефоны доверия). Главная особенность этих органов заключается в том, что они в большей степени нацелены на проведение индивидуальной содержательной профилактической работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними, с теми, кто оказался в трудной жизненной ситуации. В эту работу входит и бесплатное оказание социальных услуг, тесное сотрудничество с семьей, помощь в организации досуга несовершеннолетних и т.д. Нормативную основу деятельности органов социальной защиты составляют Федеральный Закон от 10 декабря 1995 г. 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", постановления Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 52, 53, 54 об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственных (муниципальных) учреждений "Центр социальной помощи семье и детям", "Центр психолого-педагогической помощи населению", "Центр экстренной психологической помощи по телефону".

Третьим элементом системы  профилактики являются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Особенность этих учреждений заключается в том, что они оказывают срочную экстренную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации преимущественно на “стационарной” основе. К таким учреждениям относятся а) социально-реабилитационные центры, б) социальные приюты, обеспечивающие временное проживание детей, в) центры помощи детям, оставшиеся без попечения родителей. Деятельность этих учреждений помимо Закона “Об основах системы профилактики…” регулируется постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896, утвердившего примерные положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, о социальном приюте для детей и о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Следующим элементом  профилактики являются учреждения образования и органы управления образованием. К компетенции этих институтов относится: введение и реализация методик, направленных на формирование законопослушного поведения; проведение комплексных психолого-медико-педагогических обследований для определения необходимых форм обучения и воспитания; выявление детей, пропускающих занятия, и помощь по получению образования; помощь семьям в воспитании и обучении детей; организация отдыха и досуга несовершеннолетних. Нормативными актами, регулирующими деятельность органов и учреждений образования являются Федеральный Закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "Об образовании", Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства от 19 марта 2001 г. № 196, Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1204.

К учреждениям образования, ответственным за профилактические функции также относятся детские  дома и школы-интернаты для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения. Их деятельность регулируется ст. ст. 145-150 Семейного кодекса РФ, Типовым  положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676. Особенную роль среди учреждений образования в деле индивидуальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних имеют специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов8. В открытые учебно-воспитательные учреждения принимаются дети по постановлениям КДН в целях проведения их психолого-медико-педагогической реабилитации. В учреждения же закрытого типа, имеющие более строгий режим, принимаются несовершеннолетние, которые за совершение общественно-опасных деяний были освобождены от наказания в порядке ст. 92 УК РФ, или не достигли возраста уголовной ответственности, либо в силу отставания в психическом развитии не могли в полной мере сознавать общественную опасность своих действий (бездействий) и руководить ими. В учреждениях закрытого типа также проводится психолого-медико-педагогическая реабилитация несовершеннолетних. Деятельность данных учреждений регулируется Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденным постановлением Правительства от 25 апреля 1995 г. № 420.

Информация о работе Предупреждение и пресечение правонарушений несовершеннолетних