Предприятия и учреждения как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы работы определяет следующие задачи:
1. Определение понятия, видов, полномочий субъектов административного права в целом;
2. Изучение сущности предприятий и учреждений как субъектов административного права;
3. Исследование основ административно-правового положения предприятий и учреждений.

Содержание работы

Содержание
Введение………………………………………………………………………….2
Понятие и круг субъектов административного права………………………..3
Предприятия и учреждения как субъекты административного права. Понятие и их виды……………………………………………………………..7
Основы административно-правового положения предприятий,
учреждений……………………………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

контр работа по АП.docx

— 41.41 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….2 

Понятие и круг субъектов административного  права………………………..3 

Предприятия и учреждения как субъекты административного  права. Понятие и их виды……………………………………………………………..7 

Основы  административно-правового положения  предприятий,

учреждений……………………………………………………………………..11 

Заключение………………………………………………………………………15 

Список  литературы………………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Субъект административного права — это  участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с  необходимостью реализации своих жизненных  потребностей. В административном праве  его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными  объединениями и другими, которые  и являются субъектами административного  права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.  

Права и обязанности субъекта административного  права образуют в совокупности его  правовой статус.  

Правовой  статус субъектов административного  права образуют нормы, общие для  всех субъектов, например, нормы о  соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного  права объединяет нормы, которые  реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или  только к охотникам. Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного  права могут быть классифицированы на группы и виды.  

В контрольной  работе мною рассмотрены такие субъекты административного права как предприятия и учреждения. 

Цель  контрольной работы работы определяет следующие задачи:

     1. Определение понятия, видов, полномочий  субъектов административного права  в целом;

     2. Изучение сущности предприятий  и учреждений как субъектов  административного права;

     3. Исследование основ административно-правового  положения предприятий и учреждений. 
 
 
 

Понятие и круг субъектов  административного  права 

        В административно-правовых отношениях, как и во всех иных отношениях, урегулированных правовыми нормами, участвуют конкретные носители соответствующих прав, обязанностей и ответственности. Эти носители прав и обязанностей являются участниками административно-правовых отношений, которые складываются в сфере государственной исполнительной власти. Они выступают в качестве субъектов административного права, т.е. таких участников правовых отношений, которые осуществляют определенные права, исполняют возложенные на них обязанности и несут установленную законом ответственность в сфере реализации государственной исполнительной власти. 

        Иными словами, субъект административного права — это такой потенциальный участник административно-правовых отношений, который в силу особенностей своего правового статуса и комплекса социальных предпосылок (условий) своего функционирования способен быть носителем административных полномочий, обязанностей и ответственности. 

        К таким особенностям правового статуса и социальных условий (предпосылок) функционирования субъектов административного права относятся:  во-первых, социальное признание возможности участия в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю персонифицированного субъекта; во-вторых, юридическое признание административно-правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей в сфере реализации государственной исполнительной власти, т.е. быть потенциально возможным участником административно-правовых отношений.

Наличие этих двух предпосылок формирует  административную правоспособность субъекта административного права, т.е. его  способность иметь субъективные права и обязанности в сфере  реализации государственной исполнительной власти. Административная правоспособность появляется у субъектов административного  права с момента их возникновения, т.е. у физических лиц — с момента  их рождения, а у организаций (учреждений, предприятий, государственных органов  и т.п.) — с момента их государственной  регистрации. Соответственно прекращение  административной правоспособности —  осуществляется с момента исчезновения субъекта (упразднения государственного органа, ликвидации предприятия или организации, смерти физического лица и т.п.).

      Административная правоспособность как потенциальная возможность быть участником административно-правовых отношений дополняется административной дееспособностью субъектов административного права, т.е. признанной административно-правовыми нормами способностью субъекта самостоятельно, своими осмысленными действиями реализовать предоставленные ему права, исполнять возложенные на него обязанности и нести ответственность в сфере реализации государственной исполнительной власти. 

      В совокупности административная правоспособность и административная дееспособность образуют административную правосубъектностъ соответствующих физических лиц, органов и организаций как субъектов административного права, которые являются носителями конкретных субъективных прав и обязанностей в сфере реализации государственной исполнительной власти. При этом конкретные субъективные права субъектов административного права представляют собой предоставленную и гарантированную государством путем закрепления в нормах административного права меру возможного (дозволенного) поведения в правоотношениях с другими субъектами административного права, на которых возлагаются корреспондирующие обязанности. К этим правам относятся, в частности:  

а) возможность  определенного нормами административного  права поведения субъекта; 

б) удовлетворение предусмотренных законом интересов  и потребностей субъекта; 

в) реализация соответствующих функций и полномочий с целью решения возложенных  на субъекта задач; 

г) возможность  участвовать в конкретных правоотношениях  и совершать действия, определенные нормами административного права; 

д) возможность  получить гарантию реализации предоставленных  прав, обеспеченную государственным  принуждением, применяемым к недобросовестному  носителю корреспондирующей обязанности. 

Диалектической  противоположностью правам субъектов  административного права являются их обязанности, т.е. установленная  государством, и закрепленная нормами  административного права мера должного поведения в административных правоотношениях, обеспеченная возможностью применения государственного принуждения. К субъективным обязанностям субъектов административного  права относятся: 

а) требование надлежащего поведения, предусмотренного соответствующими нормами административного  права; 

б) осуществление  действий, корреспондирующих правам других субъектов конкретных административно-правовых отношений; 

в) реализация функций и задач в пределах, определенных нормами административного  права в интересах других участников административно-правовых отношений; 

г) соблюдение меры, формы и содержания должного поведения; 

д) несение  ответственности и других неблагоприятных  последствий, наступающих вследствие неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязанностей. 

Субъективные  права и обязанности субъектов  административного права существуют и проявляются в конкретных правоотношениях, составляя фактическое содержание последних. Они всегда связаны с  практическим осуществлением определенных действий в сфере реализации государственной  исполнительной власти. Поэтому участниками  административно-правовых отношений  и, следовательно, субъектами административного  права могут быть раз личные физические лица, органы и организации, интересы которых в силу предписания административно-правовых норм так или иначе связаны  с осуществлением функций государственной  исполнительной власти и нуждаются  для своего удовлетворения в соответствующих  действиях исполнительно-распорядительного  характера. Среди этих субъектов  выделяются органы государственной  исполнительной власти и их подразделения; государственные предприятия, учреждения и организации; негосударственные объединения граждан; административные коллективы; граждане, лица без гражданства и иностранцы. 

В зависимости  от организационных особенностей и  социальных признаков конкретных субъектов  административного права их можно  разделить на две группы, обособив: а) индивидуальные субъекты административного  права и б) коллективные субъекты административного права. Каждая из этих групп субъектов в свою очередь  дифференцируется в зависимости  от особенностей административно-правового  статуса, социальной роли, конкретных задач, прав и обязанностей в сфере  государственной исполнительной власти. В частности, среди коллективных субъектов административного права  могут быть выделены органы государственной  исполнительной власти, административные коллективы, учреждения, государственные  и негосударственные организации, предприятия, структурные подразделения  государственных органов и организаций  и т.п. В свою очередь в группе индивидуальных субъектов выделяются граждане, лица без гражданства, иностранцы, лица, имеющие специальные административно-правовые статусы и т.д. 

В зависимости  от содержания и особенностей функций, которые осуществляются субъектами административного права, среди  них можно выделить тех субъектов, которые осуществляют и защищают публичные интересы (например, органы государственной исполнительной власти), и тех, которые реализуют частные  интересы (например, граждане). Очень  близко к такой группировке примыкает  деление субъектов административного  права по признаку наличия у них  государственно-властных полномочий. При этом из всей совокупности субъектов  административного права могут  быть выделены властные субъекты, т.е. носители государственно-властных полномочий, отношения между которыми являются, как правило, внутриаппаратными. И  невластные субъекты (чаще всего граждане, лица без гражданства, иностранцы), между которыми не могут складываться внутриаппаратные административно-правовые отношения. Иначе говоря, условием возникновения  не внутриаппаратных, а внешних административно-правовых отношений, направленных на реализацию задач и функций в сфере  государственной исполнительной власти, является обязательное взаимодействие властных и невластных субъектов  административного права, когда  обязательным участником любого административно-правового  отношения является субъект —  носитель государственно-властных полномочий, который представляет и реализует  государственный, публичный интерес и обязан содействовать в реализации прав и законных интересов невластных субъектов (граждан, лиц без гражданства и иностранцев). 

Предприятия и учреждения как  субъекты административного  права. Понятие и их виды 

Предприятия и учреждения относятся к субъектам  административного права, но только в определённых правом случаях и  в соответствующем качестве, поскольку они, в отличие от органов исполнительной власти, не осуществляют функций руководства, а выполняют экономические, социально-культурные и другие задачи и функции в целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства. 

Предприятия и учреждения отличаются друг от друга  по их назначению. 

   Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, коммерческая организация1. Она занимается производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

   Учреждение  — некоммерческая организация2, выполняет социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения и др.). Различия между предприятиями и учреждениями коренятся в содержании и результатах их основной деятельности. Вместе с тем деятельности предприятий часто сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и, наоборот, учреждения могут выполнять работу, характерную для предприятий (например, в научно-исследовательских учреждениях часто функционируют экспериментальные и другие заводы, различные производственные подразделения).

Информация о работе Предприятия и учреждения как субъекты административного права