Предмет и признаки административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

Административное право, являясь профилирующей (фундаментальной) отраслью, составным звеном системы права Республики Казахстан, выступает гораздо большим явлением, чем обычная форма реализации воли исполнительной власти.
Проблемы развития административного права заключаются в проработке концепции сферы действия данной отрасли во взаимосвязи с правами, свободами, обязанностями человека и гражданина.

Содержание работы

Административное право
Предметы административного права
Источники административного права
Признаки административного правонарушения
Характерные существенные особенности административного процесса
Субъекты административного процесса
Список литературы

Файлы: 1 файл

Суб.админ права.docx

— 32.85 Кб (Скачать файл)

-          Лишение специального права – состоит в лишении правонарушителя предоставленного ему права за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом, применяется судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет (ст.51 Ко АП РК).

-          Лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) либо приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий – налагается судьей, приостановление действия лицензий на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий или временное лишение специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) устанавливается на срок до шести месяцев (ст.52 Ко АП РК).

-          Приостановление либо запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица – производится в судебном порядке по заявлению органа (должностного лица) уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.53 Ко АП РК).

-          Принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения налагается в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Ко АП РК (ст.54).

-          Административный арест – устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима ЧП – до 30 суток, применяется судьей. Не применяется к беременным женщинам и женщинам , имеющим детей в возрасте до 14 лет, и лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам 1 и 2 группы, а также к женщинам в возрасте свыше 58 лет и к мужчинам свыше 60 –лет. Срок административного задержания включается в срок административного ареста (ст.55 Ко АП РК).

-          Административное выдворение за пределы РК иностранца или лица без гражданства, выдворение налагается судьей (ст.56 Ко АП РК).

8. Правила наложения административных взысканий закреплены в главе 7 Ко АП РК. Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативными актами, предусматривающими ответственность за совершенное правонарушение в соответствии с законодательством РК об административных правонарушениях, кодексом и другими актами об административных правонарушениях.

Административное  взыскание может быть наложено:

-          соответствующими органами или должностными лицами в пределах их компетенции.

-          если в действиях виновного содержатся состав административного проступка (т.е. налицо совокупность признаков, при наличии которых деяние считается административным проступком).

-          если данный состав закреплен соответствующей нормой Ко АП РК или иным нормативным актом, регулирующим административные правоотношения.

-          если санкция данной статьи предусматривает ответственность за совершенное правонарушение (проступок).

-          с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (ст.61 ч.1, ст.62 Ко АП РК).

9.  Срок административного ареста исчисляется сутками, а лишение специального права, предоставленного физическому или юридическому лицу, а также лишения лицензии специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановления ее действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий – годами, месяцами или календарными днями.

Лицо, на которое  наложено административное взыскание  за административное правонарушение, считается подвергнутым данному  взысканию в течение года со дня  окончания исполнения постановления  о наложении административного  взыскания.

10. Административный процесс есть совокупность последовательных действий для достижения какого либо результата, совершаемых в определенном порядке.

Административный  процесс как совокупность действий, имеющих целью реализацию материальных административно-правовых норм – это  урегулированная административно-процессуальными  нормами деятельность органов исполнительной власти, а в предусмотренных законом  случаях и иных органов и их должностных лиц по принятию нормативных  управленческих актов и применению норм материального права.

Характерные существенные особенности административного  процесса.

  1. Неразрывная связь с государством поскольку процесс есть специфический способ реализации власти. Основу его составляет деятельность уполномоченных властных органов, хотя процесс предполагает участие в его осуществлении и многих других сторон.
  2. Это исполнительно  юридическая, а не любая деятельность по управлению, что выражается в социальном назначении процесса – обеспечить реализацию материальных норм различных отраслей права.
  3. Направлен на разрешение определенных управленческих дел.
  4. Юридически результативная деятельность, т.е. такой правовой порядок, посредством которого только может быть достигнут требуемый результат.
  5. Обязательное оформление результатов деятельности (промежуточных или окончательных) в процессуальных документах.
  6. Вызывает объективную потребность в процессуальной регламентации (большой или меньшей степени).

Принципы административного  процесса:

-          Законность – никто не может быть подвергнут административному взысканию, мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке установленным КоАП РК.

-          Исключительность компетенции суда – пределы его юрисдикции, порядок осуществления им производства по делам об административных правонарушениях определяются законом и не могут быть произвольно изменены.

-          Равенство граждан перед законом – лица совершившие административные правонарушения подлежат административной ответственности, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, убеждений, пола, языка, отношение к религии и характера занятий, местожительства, принадлежности к общественным объединениям.

-          Презумпция невиновности – физическое лицо, считается не виновным пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа (должностного лица), рассмотревшего в пределах своих полномочий дело. Никто не обязан доказывать свою невиновность.

-          Принцип вины – физическое лицо подлежит административной ответственности, в отношении которых установлена его вина.

-          Недопустимость повторного привлечения к административной ответственности – никто не может быть дважды подвергнут административному взысканию за одно и то же правонарушение.

-          Принцип гуманизма – обеспечивает безопасность человека, не может своей целью иметь причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

-          Неприкосновенность личности – никто не может быть подвергнут административному задержанию, приводу, доставлению в орган внутренних дел (полицию) или другие государственные органы, личному досмотру и досмотру находящихся при физическом лице вещей иначе, как на основаниях и в порядке установленных КоАП РК.

-          Уважение чести и достоинства личности – запрещаются решения и действия, унижающие честь или умаляющие достоинство лица, участвующего в деле, не допускается сбор, использование и распространение сведений о частной жизни, а равно сведений личного характера, которые лицо считает необходимым сохранить в тайне, для целей, не предусмотренных КоАП РК.

-          Неприкосновенность частной жизни. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

-          Частная жизнь граждан, личная и семейная тайна находится под охраной закона.

-          Неприкосновенность собственности – гарантируется законом. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда.

-          Независимость судей – судья при отправлении правосудия независим и подчиняется Конституции РК и закону.

-          Язык производства – ведется на государственном языке, при необходимости наравне с государственным употребляется русский язык или другие языки.

-          Освобождение от обязанности давать свидетельские показания – никто не обязан давать показания против себя самого, супруга (супруги) и своих близких родственников. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди.

-          Обеспечение прав на квалифицированную юридическую помощь – каждый имеет право на получение в ходе административного производства квалифицированной юридической помощи в соответствии законом.

-          Гласность производства по делам об административных правонарушениях. – суды, органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, осуществляют производство по этим делам открыто.

-          Обеспечение безопасности в ходе производства -  производство происходит в условиях, обеспечивающих нормальную работу суда, органов (должностного лица) и безопасность участников производства.

-          Свобода обжалования процессуальных действий и решений – действия и решение суда, органа (должностного лица) могут быть обжалованы в порядке, установленном КоАП РК.

-          Судебная защита прав, свобод и законных интересов лица – каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.

11. Субъектами административного процесса могут быть физические (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства) и юридические (независимо от характера, организационно- правовой формы собственности) лица. Названные субъекты обладают правосубъектностью и в установленном порядке вступают в административно-правовые отношения. Учитывая характер подобных правоотношений, следует осознавать, что обязательными участниками (стороной) могут быть уполномоченные органы (лица), представляющие интересы государственной власти (руководители исполнительных органов, судьи, прокуроры). Участие же других сторон определяется специальными процедурами.

В отличие от других отраслей права, где главным образом, участие сторон в деле, процессе выступает как общая абстрактная  правовая возможность, в административном праве доминируют отраслевая и специальная  правосубъектность характеризующая положение участников правоотношений (например, водителя транспортного средства, военнообязанного, государственного служащего).

В оценке административно-процессуальной правоспособности необходимо исходить из следующих положений:

  1. Субъект может быть стороной административного процесса, если предусмотрено законодательством РК и затрагиваются его права, обязанности и охраняемые законом интересы.
  2. Стороной или участником процесса он становится, когда, используя правовые возможности, субъект проявляет юридическую заинтересованность в исходе дела.

Исполнительные  органы являются обязательными участниками (сторонами) административного процесса. Все участники процесса обладают равными правовыми возможностями (до момента вынесения властным субъектом  решения по конкретному административному  делу), равны перед законом и  должен действовать в строгом  соответствии с ним.

Определенными правомочиями в административном процессе обладают прокуроры. Их правовой статус регламентируется Законом РК » О прокуратуре  РК» от 21 декабря 1995 г. и Ко АП РК. Сторонами административного процесса выступают органы общественных объединений граждан и их должностные лица, поскольку во взаимоотношениях между ними и государством в лице его органов возникает немало ситуаций, требующих разрешения в административном порядке.

Участниками и сторонами  административного процесса могут  выступать иные государственные  и негосударственные  организации (объединения) и их должностные лица , а также местные представительные и исполнительные органы.

Полноправными субъектами (стороной) административного процесса являются граждане РК.

Субъектами многих производств за изъятиями, выступают  такие находящиеся на территории Казахстана иностранные граждане и  лица без гражданства.

По общему правилу  они пользуются в процессе теми же правами и гарантиями и на них  возложены те же обязанности, что  и на граждан республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Д.Н. Бахрах. Административное право. М., 1993.

2. Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. М., 1992.

3. Ю.М. Козлов Советское административное  право. М., 1984.

4. А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. Административное  право. 1994.

5. Конституция РК

6. Общая теория права . Т1, Алексеев С.С., Москва, 1981 г., стр.245.

7. Закон РК «О государственной  службе»

8. Указ Президента Республики  Казахстан, имеющий силу закона, от 21декабря 1995 г. N 2709 О Прокуратуре Республики Казахстан

9. Указ Президента Республики  Казахстан, имеющий силу конституционного  закона от 20 декабря 1995 года N 2694 О судах и статусе судей в Республике Казахстан (внесены изменения конституционными законами РК от 1.07.97 г. N 143-1; N 91-1 от 11.04.97 г.; N 128-1 от 17.06.97 г.; N 348-1 от 12.03.99 г.; от 16.11.99 г. N 478-1)

Информация о работе Предмет и признаки административного права