Понятие,предмет и система административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:58, контрольная работа

Описание работы

Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования специфических (управленческих) общественных отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и администрации органов местного самоуправления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие административного права……………………………………
2. Предмет административного права…………………………………………
2.1. Объект административного права
2.2. Субъект административного права
3. Система административного права
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

АП готовое!!!.docx

— 36.44 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие административного права……………………………………

2. Предмет административного права…………………………………………

2.1. Объект административного права

2.2. Субъект административного права

3. Система административного права

Заключение

Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В демократическом государстве формирование деятельности административной ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими нормам. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы госаппарата – исполнительной власти.

Административно право – важнейшая отрасль  правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где  такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объём государственной  собственности, исторические державные  традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации  в жизни общества.

Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан  и иных невластных субъектов в  отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему госадминистрации, полномочия её структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Административное  право – одна из самых объемных по своему содержанию, поскольку регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов  исполнительной власти, а также «управленческий  разрез» всех сфер экономического и  социального развития.

Административное  право России является одной из самостоятельных  отраслей публичного права. Самостоятельность  отрасли административного права  означает, что оно имеет собственный  предмет и метод правого регулирования. Публичность означает то, что административное право регулирует общественные отношения, которые представляют в первую очередь интересы общества и государства.

1.Понятие администартивного права  

 Административное право является  одной из основных публичных  отраслей права и предназначено,  прежде всего, для регулирования  специфических (управленческих) общественных  отношений в сфере деятельности  органов исполнительной власти, государственного управления и  администрации органов местного самоуправления.

Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения  в процессе деятельности иных форм осуществления государственной  власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере  деятельности института президентства  и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля, военного управления, Счетной палаты и иных государственных органах, а также управленческие отношения, возникающие в сфере негосударственного управления, например, в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления (товарищеские суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.).

  Административное право как отрасль — это совокупность юридических норм и правил, регулирующих поведение субъектов права в процессе осуществления ими управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ и отношения управленческого характера, возникающие при реализации других форм государственной деятельности: законодательной, института президентуры, судебной, прокурорской и др. 
    Административное право как понятийная категория означает, прежде всего, государственно-управленческое право, публичную отрасль права, так как объектом регулирования его норм и правил являются управленческие отношения, складывающиеся, в основном, в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и другие управленческие отношения, в которых властным субъектом управления с одной стороны всегда выступает государственный орган исполнительной власти, государственный орган управления, их должностное лицо или законодательно уполномоченный общественный орган (товарищеские суды, различные административные комиссии органов местного самоуправления). 
 Инициативной стороной в административно-правовых отношениях, как правило, выступает субъект управления, обладающий государственно-властными полномочиями по отношению к объекту управления, обладающему правомочиями, то есть правом требовать соблюдения, исполнения и защиты своих прав, свобод и законных интересов (т.е. реализация конституционного принципа «что не запрещено, то разрешено»). Следует отметить, что термин «защита охраняемых законом интересов» уже по объему нежели «защита законных интересов». 

   По своей сущности административное право как регулятор общественных отношений в целом не отличается от других отраслей права. Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования, под которым в целом понимаются конкретные однородные общественные отношения, складывающиеся в той или иной сфере жизнедеятельности человека, а метод воздействия на эти отношения может быть заимствован у другой отрасли права. Например, административные методы воздействия используются другими отраслями права: финансовой, таможенной, налоговой, муниципальной, земельной и др.

 Административное право как  отрасль права - это совокупность  норм, правил поведения установленных  или санкционированных государством, его уполномоченными органами, должностными  лицами, обеспеченных мерами государственного принуждения в целях регулирования управленческих отношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ, а также в деятельности иных государственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции. То есть в сферу административно-правового регулирования включен однородный круг управленческих общественных отношений, возникающий в процессе практической, повседневной реализации функций и задач жизнеобеспечения личности, государства и общества в целом органами исполнительной власти, государственного управления и администрациями органов местного самоуправления.

 
  2. Предмет административного права  

  Предметом отрасли административного права принято считать управленческие общественные отношения, возникающие в процессе реализации государственно-властных функций и задач для достижения целей административно-правового регулирования органами исполнительной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ и их уполномоченными должностными лицами. Следует сразу отметить, что предмет и объект отрасли права и учебной дисциплины по содержанию — это управленческие отношения, только объект как управленческие отношения расположен по окружности предмета, то есть, по существу, предметы различных отраслей и дисциплин взаимосвязаны между собой через свои объекты.

Административное право – это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной деятельности различных государственных органов.

В предмет административного права  входят следующие группы отношений: 
 1. управление отношений

Они встречаются в сфере организации  и функционирования органов, осуществляющих хозяйственное, социально-культурное, административное и политическое строительство. 
 2. отношения, возникающие в связи с обеспечением правовой защиты прав и свобод граждан.

Речь идет о так называемой административной юстиции. Она представляет собой  систему судебных и иных органов, рассматривающих споры между  гражданами и исполнительной власти.

3. административно-принудительные отношения.

Возникают в сфере обеспечения  общественной безопасности и общественного  порядка.

4. управленческие отношения внутриорганизационного  характера, возникающие в процессе  функционирования субъектов представит., судебной власти и прокуратуры.

5. отношения. которые возникают  при осуществлении общественными  организациями делегированными  им государством специальных  государственно-властных полномочий.

Для всех указанных отношения характерны является то, что они возникают  в области государственного управления и местного самоуправления.

 Кроме этого, нормами административного  права охраняются общественные  отношения, регулируемые другими  отраслями права, например, земельного, горного, водного, финансового, таможенного, налогового, муниципального, жилищного и др.

 

 

2.1.  Объект административного права

Объектом административно-правового регулирования является широкий круг общественных отношений, складывающийся в сфере осуществления функций и задач органов исполнительной власти, государственного управления, деятельности администраций органов МСУ, других органов государственной власти (законодательной, судебной), их аппаратах, иных государственных органов, а также санкционированных государством видов деятельности, реализуемых негосударственными органами (ДНД, товарищеские суды, профсоюзы, различные административные комиссии при органах МСУ). Следовательно, объект административного права шире его предмета и является как бы «пограничным» рубежом и средством взаимодействия с другими отраслями права.

Объектом административного права  являются также административно-процедурные  и другие организационно-правовые отношения  в сфере деятельности аппаратов  исполнительной власти, государственного управления, а также внутриорганизационные управленческие отношения в аппаратах, обслуживающих институт президентуры, органы законодательной власти, суда, прокуратуры, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии и др.

Здесь работает такой принцип: если сильно сужать предмет отрасли права, то сама отрасль обедняется, многое теряет; если расширять границы предмета до границ объекта, то можно утратить самостоятельность предмета самой отрасли права, так как она смыкается с предметами других отраслей права. Административный метод — это властный метод, осуществляемый от имени государства; в нашем случае он осуществляется органами исполнительной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ их уполномоченными должностными лицами; гарантируется и обеспечивается его реализация государственными мерами убеждения и принуждения. В определенных случаях законодательством этот властный метод может делегироваться иным, не государственным, органам, на основании и в порядке, определенном законом.  
    Кроме административного (властного) метода в административном праве широко используются методы административно-договорные, например, заключение контракта о прохождении военной службы или иной специализированной службы в государственных органах. Во время заключения административного договора действует принцип равноправия сторон, когда же договор о контрактной службе подписан сторонами, то в действие вступает метод властиподчинения (приказ начальника обязателен для исполнения подчиненным). Однако есть исключение, когда заключается равноправный административный договор между органами исполнительной власти субъектов РФ или между органом исполнительной власти субъекта РФ и Федеральным органом исполнительной власти. Здесь реализуется характер равенства сторон, участников административно-правовых отношений. В органах исполнительной власти, государственного управления могут возникать горизонтальные управленческие отношения (согласования, коллегиального обсуждения, использование компромиссов при выработке и принятии управленческих решений и др.). В административном праве используются и методы стимулирования управленческой деятельности, различные поощрения (моральные и материальные), налоговые льготы и др.  Значительно реже используются методы административного принуждения, так как это дорогостоящие методы и не всегда эффективны. Методы государственного управления и регулирования в новых экономических условиях претерпевают серьезные изменения в соответствии с условиями и действиями факторов внешней среды, уровня правосознания граждан и должностных лиц государства, как субъектов административно-правовых отношений.

 

2.2. Субъект административного права

Субъект административного  права — это участник общественных отношений, обладающий определенными  правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его  нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями  и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного  права.

Права и обязанности субъекта административного права образуют в совокупности его правовой статус.

Правовой статус субъектов  административного права образуют нормы общие для всех субъектов, например, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного  права объединяет нормы, которые  реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или  только к охотникам. Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного  права могут быть классифицированы на группы и виды.

По своему административно-правовому  статусу субъекты административного  права делятся на две группы: физические лица и организации. Физические лица в свою очередь охватывают три  вида субъектов: гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства. В основу этой классификации принята степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей конкретного лица.

Организации как субъекты административного права прежде всего надо разделить на государственные  и негосударственный организации.  Различие их состоит в том, что государственные организации: 1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, 2) они базируются на государственной собственности, 3) управляются государством. К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата — представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации — производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.

Организации негосударственные  отличаются тем, что они не выполняют  задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного  государственного управления. К таким  организациям можно отнести объединения  граждан — профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные  организации и т.д., а также  коммерческие организации — частные, кооперативные, акционерные, смешанные  и др.

Информация о работе Понятие,предмет и система административного права