Правовое регулирование деятельности высших органов власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотреть процесс формирования высших органов власти.
Задачи: рассмотреть предпосылки принятия Конституции РФ, выявить ее структуру, рассмотреть высшие органы власти и их правовое регулирование.
Объектом курсовой работы является высшие органы власти по Конституции РФ 1993г.
Предметом данной работы является Конституция РФ 1993г.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………. 3
1. Исторические аспекты формирования российской Конституции ……………… 4
1.1 Предпосылки принятия Конституции РФ 1993 г ………………………………. 4
2. Высшие органы власти по Конституции РФ …………………………………….. 9
3. Правовое регулирование деятельности высших органов власти ………………12
3.1 Основы конституционно-правового статуса Президента РФ ………………... 12
3.2 Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ…………….. 16
3.3 Совет Министров РФ …………………………………………………………….21
Заключение ……………………………………………………………………………24
Список использованной литературы ………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.69 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение ………………………………………………………………………………. 3

1. Исторические аспекты формирования российской Конституции ……………… 4

1.1 Предпосылки принятия Конституции РФ 1993 г ………………………………. 4

2. Высшие органы власти по Конституции РФ …………………………………….. 9

3. Правовое регулирование деятельности высших органов власти ………………12

3.1 Основы конституционно-правового статуса Президента РФ ………………... 12

3.2  Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ…………….. 16

3.3 Совет Министров РФ …………………………………………………………….21

Заключение ……………………………………………………………………………24

Список использованной литературы ………………………………………………..25

 

 

 

Введение

 

Данная курсовая работа рассматривает понятие Конституции РФ, ее общую характеристику и структуру. Само понятие Конституция РФ означает - основной закон государства, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправление, права и свободы человека и гражданина.

Чтобы полноценно раскрыть сущность конституции Российской Федерации нужно ознакомиться с историей ее становления и принятия. До 1993 г. в стране действовала Конституция, принятая в 1978 г. Верховным Советом РСФСР в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного государства. Права и свободы граждан закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям «коммунистического строительства».

12 мая 1993 г. Президент РФ  издал Указ № 669 «О мерах по  завершению подготовки новой  Конституции РФ», согласно которому для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось Конституционное совещание. Конституционное совещание было задумано как широкий форум, сочетающий представительство всех высших органов государственной власти и общественности.

Изменению системы высших органов власти

Цель: рассмотреть процесс формирования высших органов власти.

Задачи: рассмотреть предпосылки принятия Конституции РФ, выявить ее структуру, рассмотреть высшие органы власти и их правовое регулирование.

Объектом курсовой работы является высшие органы власти по Конституции РФ 1993г.

Предметом данной работы является Конституция РФ 1993г.

 

 

1. Исторические  аспекты формирования российской  Конституции

1.1 Предпосылки принятия Конституции РФ 1993

 

Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г.

На 1 Съезде народных депутатов была образована Конституционная комиссия,

председателем которой стал Б.Н. Ельцин. В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий (102 человека). Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже через четыре месяца проект новой Конституции был не только подготовлен, но и опубликован для всеобщего обсуждения. Пробудившиеся общественные круги стали выдвигать один за другим альтернативные проекты и различные поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался на пятом Съезде народных депутатов, затем снова дорабатывался и снова был опубликован в печати. Шестой Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию конституционной реформы. Верховному Совету и Конституционной комиссии было поручено после доработки внести проект на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов.

Однако два последующих Съезда оказались не в состоянии принять Конституцию вследствие острых противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти. Седьмой съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но восьмой Съезд отменил это решение.

Возникшие разногласия практически не затрагивали положений о правах и свободах человека и гражданина, но приобрели острый характер по ключевым вопросам разделения полномочий двух властей. Постепенно оппозиционное большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические интересы, твердо заняло позицию недопущения сильной исполнительной власти. Обстановку развившегося глубокого экономического кризиса использовали левые силы, все решительнее противодействуя реформам и с этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной власти за всеми действия ми Президента. Со своей стороны Президент все решительнее ставил вопросы о необходимости укрепления исполнительной власти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений проекта. Работа Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.

В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека  гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. Принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления.

Выдвигая по политическим соображениям идею парламентаризма, но, игнорируя отсутствие для него условий в современной России, авторы проекта упорно утверждали ведущую роль парламента в системе высших органов государственной власти. Явно в нарушение принципа разделения властей Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней политики России. Верховный Совет приобрел право не только принимать федеральный бюджет, но и контролировать его исполнение. Среди членов Правительства, которые могли назначаться только президентом исключительно с согласия Верховного Совета, были не только Председатель и его заместители, но также министры экономики, финансов, внутренних дел, иностранных дел, обороны, безопасности [10, c. 15].

Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ. Подчиненное Президенту Правительство также обязывалось ежегодно представлять отчет Верховному Совету. Эти и ряд других положений существенно ограничивали права Президента и исполнительной власти, закладывали своеобразную «мину» под отношения двух властей.

Решившись на принятие Конституции на основе своего проекта, оппозиционное большинство Верховного Совета назначило для этого дату созыва Съезда народных депутатов и начало подготовку к его проведению. В самом Верховном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении Президента от власти, что планировалось осуществить на предстоящем Съезде. Это был открытый вызов Президенту и очевидный поворот к отказу от проведения демократических реформ. Оппозицию не остановило даже то, что в ходе референдума, проведенного 25 апреля 1993 года, большинство избирателей, принявших в нем участие, поддержали легитимность Президента.

12 мая 1993 г. Президент РФ издал указ № 669 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ», согласно которому для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось Конституционное совещание. Неделей позже (Указ от 20 мая 1993 г. № 718) был определен состав Конституционного совещания. Оно включало представителей федеральных органов государственной власти РФ; органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; местного самоуправления; политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и религиозных концессий, товаропроизводителей и предпринимателей.

Предусматривалось, что в состав Конституционного совещания также должны войти народные депутаты РФ, члены Конституционной комиссии Съезда народных депутатов, Президента и Правительства, Конституционного Суда, Высшего арбитражного суда, Генеральной прокуратуры РФ [10, c. 19].

Таким образом, Конституционное совещание было задумано как широкий форум, сочетающий представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности. Он таким фактически и получился, хотя ряд приглашенных членов Конституционной комиссии, народных депутатов, а также политических партий участия в его работе не приняли. 24 июня 1993 г. Верховный Совет отказался сотрудничать с Конституционным совещанием под предлогом причастность к делам о коррупции некоторых его координаторов и участников.

Президент внес на обсуждение Совещания свой проект Конституции, но призвал участников к выработке компромиссного текста на базе этого проекта и проекта Конституционной комиссии. Многие положения президентского проекта были подвергнуты критике участниками Конституционного совещания.

Президент по проекту обладал чрезмерными правами по роспуску Государственной Думы. Были и другие основания, вызывавшие обоснованную критику проекта. Однако в отношении механизма власти этот проект в целом выдерживал принцип разделения властей и устанавливал определенный баланс законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики президентского типа. В нем содержался ясный отказ от бесплодного советского парламентаризма в пользу сильной исполнительной власти.

Именно поэтому созванное Верховным Советом в конце мая – начале июня совещание двух тысяч депутатов Советов всех уровней полностью отвергло президентский проект, а 4 июля, за день до созыва Конституционного совещания, Верховный Совет предложил свой порядок согласования и принятия проекта Конституции, который снова ставил в центр всей работы Конституционную комиссию.

Конституционное совещание работало больше месяца. В его адрес поступило более 50 тысяч замечаний и предложений. В результате их обсуждения в первоначальный проект было внесено свыше пятисот поправок, около четырех десятков принципиально новых норм – фактически все статьи были изменены.

В разработанной Совещанием проект вошли многие статьи из проекта Конституционной комиссии. 12 июля 1993 года проект был Совещанием одобрен [10, c. 23].

К числу особенностей Конституции Российской Федерации следует отнести то, что она принималась одновременно с выборами депутатов Совета Федерации и Государственной Думы - палат Федерального Собрания. Причем, их избрание осуществлялось не на основе Конституции. Ведь она еще не была принята, а в соответствии с Указом Президента от 1 октября 1993 г. утвердившего "Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году" и на основе его же Указа от 11 октября 1993 г. "О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993г. является специфика формы правления, которую она закрепляет. Ограничиваясь лишь указанием на то, что Российская Федерация - есть "демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" она обходит молчанием вопрос о разнородности Российской республики. То, что Российская Федерация не является парламентарной республикой - это настолько очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентской в собственном смысле нельзя, ибо президент наделен такими полномочиями, которые не вписываются в классическую модель президентской формы правления. Это, прежде всего, подтверждается следующими правовыми аргументами. Согласно статье 110 Российской Конституции, "исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации". Стало быть, Президент РФ выведен Конституцией за пределы исполнительной власти. Но вместе с тем он оказывает мощное воздействие на нее, ибо "председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы"

Кроме того, Председатель Правительства определяет основные направления его деятельности, не только руководствуясь Конституцией, федеральными законами, но и указами президента.

Особое положение Президента Российской Федерации в системе властных структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в п. 3 статьи 80 Конституции РФ, согласно которой, Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства".

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Конституция РФ имела специфический, особенный способ принятия и установления. Она отлична от Конституций иных государств, что выводит институт власти Российской Федерации и устройства государственного аппарата, особенностей территориальной целостности на новый уровень, как для самого государства, так и для других стран.

 

2. Высшие органы  власти по Конституции РФ

 

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (Конституция РФ 1993 год. Ст. 10). Федеральное Собрание, Правительство РФ и судебные органы действуют в пределах своей компетенции, установленной Конституцией РФ и принимаемыми в ее развитие конституционными законами, не подменяют друг друга, устанавливая взаимный контроль с помощью разного рода сдержек и противовесов.

Как глава государства Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Вся деятельность Президента, в какой бы сфере она не проявлялась, в конечном счете, направлена на охрану Конституции, обеспечение ее неукоснительного действия. Особо важной является задача создания такого правового режима, при котором ни один орган государства, ни одно должностное лицо не нарушали бы Конституции, не принимали противоречащих ей актов и не нарушали прав и свобод личности и гражданина. В число других первостепенных задач, решаемых Президентом РФ входит охрана суверенитета РФ, обеспечение согласованных действий органов государственной власти, определение основных направлений внутренней и внешней политики, представление РФ внутри страны и в международных отношениях (Конституция РФ 1993 год. Ст. 80) [2, c. 4].

Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть, принимает федеральные законы, а также решает иные вопросы, отнесенные Конституцией к комᴨетенции представительных органов государственной власти.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации (Конституция РФ 1993 год. Ст. 95, ч. 1). Наличие двух палат обусловлено многонациональным составом РФ. При этом Государственная Дума представляет и выражает интересы страны в целом. В Государственной Думе работает 450 депутатов, избранных населением в ходе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Совет Федерации состоит из 178 членов. В эту палату Федерального Собрания входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов власти. Образованный подобным образом Совет Федерации призван выражать интересы субъектов РФ. Палаты заседают раздельно и наделяются равными полномочиями.

Информация о работе Правовое регулирование деятельности высших органов власти