Экстрасенсы и шаманы в расследовании преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 11:42, реферат

Описание работы

С конца ХХ в. в российской литературе по криминалистике и оперативно-розыскной деятельности всё чаще стали появляться призывы использовать способности экстрасенсов для раскрытия и расследования преступлений Прежде чем оценить данные источники по «криминалистической экстрасенсорике», необходимо определиться с соответствующими понятиями. Экстрасенсорным (сверхчувственным) восприятием принято сейчас называть телепатию и ясновидение. Специалист мирового класса в области парапсихологии профессор Ч. Хэнзел приводит такие определения:

Файлы: 1 файл

Н. Н. Китаев Сконца ХХ в в российской литературе по криминалисти.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Начальник управления ФСБ РФ по республике Тыва (официально вошедшей в состав СССР только в 1944 г.) А.С. Дирчин ответил: «В архиве управления имеются сведения, что за период 1920-1950 гг. в Республике Тыва было репрессировано 18 шаманов. Какими-либо документальными материалами, подтверждающими, что некоторые из этих шаманов реально обладали необычными психическими (экстрасенсорными) способностями, архив не располагает» [56].

В.Н. Басилов, изучивший  большое количество литературных источников, доказательно отвергает сверхъестественные причины «криминалистических» способностей шаманов. Он пишет: «Состояние экстаза, должно быть, позволяет шаману сосредоточить внимание на тех сигналах органов чувств, которые обычно проходят мимо сознания. Такое объяснение делает понятным странную, казалось бы, способность шаманов находить потерявшихся где-то далеко от жилья людей и животных. Об этом умении шаманов сообщали многие авторы, но вкратце, вскользь... Эта способность шамана находить вещи и распознавать воров изумляла как соплеменников шамана, так и посторонних наблюдателей... Думается, что умение шамана обнаруживать спрятанную вещь или находить "нюхом" воров объясняется его способностью почувствовать какие-то особенности в состоянии другого человека. Для этого, видимо, необязателен экстаз, но экстаз помогает сосредоточиться на ощущениях» [45, с. 158-159].

Однако следует учесть, что такая острота чувств могла  иметь место у шаманов прошлого времени, прошедших соответствующее  культовое обучение, перенявших у  старших коллег секреты знахарства и ритуалов. Ныне после нескольких десятилетий репрессий и воинствующего атеизма в России такой преемственности шаманского мастерства давно уже нет: тайные приемы психофизиологической подготовки утеряны. Существует лишь внешняя яркая атрибутика (костюм шамана, бубен, импровизация танца), привлекающая внимание суеверных и любопытных людей [57, с. 244-245].

Сегодня, например, в республике Тыва шаманство - неплохой бизнес. «Во  время выборов многие шаманы с  удовольствием берут на себя роль политтехнологов. Именно в Тыве дважды проходили симпозиумы шаманов и шамановедов всего мира. В г. Кызыле уже несколько лет открыта платная школа, где будущие шаманы учатся премудростям своего ремесла» [58]. Точно так же ещё в 90-х годах минувшего столетия по всей России прошло модное увлечение - за плату можно было получить диплом «экстрасенса». При этом мошенники-инструкторы получали деньги, а легковерные и тщеславные «ученики» - документ об экстрасенсорном образовании.

Главным шаманом Тывы сейчас является бывший преподаватель русского и тувинского языков, старший научный сотрудник краеведческого музея Тывы, доктор исторических наук М.Б. Кенин-Лопсан 1925 г. рождения. На мой запрос он сообщил: «После 26 августа 1991 г. началась демократическая свобода для тувинских шаманов. В 1991 г. я учредил шаманское общество "Дунгур" (бубен), и ныне я - пожизненный президент шаманов республики Тыва» [59].Полагаю, что комментарии здесь излишни.

О несостоятельности  шаманов Тывы в сфере криминалистики вполне определенно высказался известный уроженец этой республики, кандидат филологических наук, депутат Государственной думы РФ К.А. Бичелдей: «Я действительно серьезно занимался и занимаюсь вопросами буддизма и шаманизма в Тыве. Мне не известен ни один достоверный случай, когда шаман-экстрасенс помог бы следственным органам раскрыть какие бы то ни было преступления. Скорее наоборот - у меня есть личный опыт. Когда пропал без вести один из родственников, шаманы долго уверяли моих родных, что он жив, здоров и скоро либо он сам придет, либо сами его найдете в добром здравии, но его так и не нашли вот уже 5 лет» [60].

Первый вице-президент  ассоциации коренных малочисленных  народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, главный редактор альманаха  «Мир коренных народов - живая Арктика» П.В. Суляндзига сообщил автору, что «не располагает информацией о случаях, когда шаманы Севера с помощью экстрасенсорных способностей содействовали бы раскрытию преступлений» [61].

Мною в период 2003-2004 гг. были сделаны запросы руководителям органов прокуратуры и внутренних дел тех субъектов Российской Федерации, где долгое время культивировалось шаманство (Республики: Саха-Якутия, Бурятия, Алтай, Калмыкия, Коми, Тыва, Хакасия; автономные округа: Агинский бурятский, Усть-Ордынский бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский; края: Красноярский, Приморский, Хабаровский; области: Архангельская, Иркутская, Камчатская, Магаданская, Читинская). Полученные ответы показали, что правоохранительные органы в названных регионах в основном не прибегали к экстрасенсорной помощи шаманов, а когда такое обращение имело место - отсутствовали положительные результаты.

Из ответа начальника экспертно-криминалистического центра при МВД Республики Коми А.В. Зубкова: «Шаманы-экстрасенсы использовались по инициативе потерпевших в розыске без вести пропавших, однако, официально данные случаи не регистрировались и положительных результатов не давали» [62].

Заместитель начальника УВД Чукотского автономного округа В.Н. Ряполов ответил: «В милицейской практике на территории республики Саха (Якутия) и в ряде других регионов имели место случаи обращения за оказанием помощи в раскрытии преступлений и установлении мест нахождения лиц, пропавших без вести, к экстрасенсам (шаманам). Как правило, такие обращения инициируются самими потерпевшими или их родственниками. Достоверных сведений о получении положительных результатов по раскрытию и расследованию преступлений в процессе осуществления такой деятельности - не имеется» [63].

Начальник следственного управления прокуратуры Республики Саха (Якутия) А.М. Ефимов сообщил: «В следственной практике правоохранительных органов Республики не имеется прецедентов процессуального оформления участия шаманов (экстрасенсов) в производстве следственных действий. Вместе с тем, из собеседования с рядом прокурорско-следственных работников следует, что по некоторым уголовным делам о безвестном исчезновении граждан, со слов представителей потерпевшей стороны, они действительно обращались за помощью к лицам, считающим себя "шаманами". Полученную при этом информацию они доводили до работников уголовного розыска или следователей. Однако каких-либо положительных результатов в ходе ее проверки не получено» [64].

Первый заместитель  министра внутренних дел Республики Хакасия А.Г. Бутенко сообщил: «В практике МВД Республики Хакасия случаев раскрытия преступлений с помощью экстрасенсов (шаманов) не было. На практике пытались использовать их возможности в розыске без вести пропавших граждан и отыскании мест захоронения трупов, но положительных результатов не получено» [65].

В завершение можно привести мнение известного ученого, писателя и путешественника, Президента Московской психотерапевтической академии М.И. Буянова: «Шаманы везде исполняют не какую-то необыкновенную роль, никаких чудес они не показывают, а лишь успокаивают народ, обещают всякие радости, коих у него слишком мало, просят соблюдать гигиену и т.д. - такое делают все медицинские работники. К шаманам народ вынужден обращаться не по своей воле, а только потому, что плохо с грамотностью и здравоохранением. И никто их не воспевает - это только в буржуазной России любят восхищаться шаманами, дабы противопоставить их медицине и вообще нашей цивилизации. Я общался с шаманами в разных странах, ничего сверхъестественного они не показали... В истории не зарегистрировано ни одного достоверного случая, чтобы какой-то ясновидящий указал место захоронения орудия или трупа, адрес заложника или что-то подобное» [66, с. 107-109].

Таков неутешительный итог нашего исследования по теме «Шаманы России и правоприменительная деятельность». Традиционные культовые психотехники эпохи каменного века нельзя считать «нетрадиционными», новаторскими и полезными приемами современной криминалистики и оперативно-розыскной деятельности.

 

Литература

1. См.: Жбанков В. А. Свойства личности и их использование для установления лиц, совершивших таможенные преступления. М., 1999. С. 15; Лаврухин С.В. Раскрытие умышленных убийств. Саратов, 1996. С. 45–46; Гришина Е.П. Нетрадиционные (неклассические) формы использования специальных знаний: современное состояние и перспективы применения // Современное право. 2005. № 11. С. 58; Тимонина И. Информационная модель при расследовании заказных убийств // Законность. 2006. № 9. С. 53; Малеина М.Н. Правовой взгляд на проявление нетрадиционных способностей (качеств) человека // Государство и право. 1994. № 2. С. 122-129; Марфицин П.Г., Климова О.О. Использование нетрадиционных видов познаний в уголовном судопроизводстве. Омск, 1998; ГримакЛ.П. и др. Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений. М., 1999.

2.Хэнзел Ч. Парапсихология. М., 1970.

3.Леонтьев  Д.А. Самая обыкновенная парапсихология // Психологический журнал. 1995. № 1.

4. О возможности использования  нетрадиционных средств и методов в борьбе с преступностью и розыске пропавших граждан: Докладная записка на имя первого заместителя министра внутренних дел СССР т. Ерина В.Ф. ВНИИ МВД СССР, 1991.

5. Панасенко С. Экстрасенсы находят убийц // Труд. 1989. 16 сент.

6.  Скорченко П. Новое в практике выявления и раскрытия преступлений // Записки криминалистов. М., 1994. Вып. 4.

7. ЛазебныйА.А., Шишкин В.М. Об использовании экстрасенсов в раскрытии преступлений // Нетрадиционные методы в раскрытии преступлений. М., 1994.

8. Шахматов А. Экстрасенсы преступлений не раскрывали // Родная земля (г. Иркутск). 2004. 16 дек.

9. Письмо прокурора  Ставропольского края № 27-11-04 от 25 февраля 2004 года. Личный архив  автора, 2004 г.

10. Письмо начальника  УУР УВД Смоленской области  № 2/520 от 29 марта 2004 года. Личный архив автора, 2004 г.

11. ГримакЛ.П., СкрыпниковА.И., ЛаговскийА.Ю., ЗубриловаИ.С. Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений. М.: ВНИИ МВД РФ, 1999.

12. Рыбъянов М. Гипнотизеры грабят банки и насилуют школьниц // Комсомольская правда. 1999. 18 июня.

13. Письмо начальника  КМ ГУВД Пермской области №  24/82 от 17 февраля 2004 г.; Письмо командира ОМОНа при ГУВД Пермской области № 12/133 от 8 апреля 2004 г.; Письмо зам. командира ОМОНа при ГУВД Пермской области № 12/к-2 от 13 мая 2004 г.

14-15. Письмо М. автору  от 16 июня 2004 г. Личный архив автора, 2004 год.

16. Письмо начальника  Октябрьского РУВД г. Екатеринбурга  № 26/3-7к от 27 февраля 2006 г. Личный  архив автора, 2006 г.

17. Звонников В.М. Психология и психофизиология экстрасенсорных явлений // Психологический журнал. 1993. № 6.

18. Львов В.Е. Фабриканты чудес. Л., 1974.

19. Калинин С. Сколько стоит напустить порчу //Аргументы и факты. 1998. №20.

20.  Скорченко П. Новое в практике выявления и раскрытия преступлений // Записки криминалистов. М., 1994. Вып. 4.

21. Буянов М.И. От одиночества к общению или контактология. М., 1998.

22. Буянов М.И. Один. М., 2002.

23. Буянов М.И. Обретение воли, или как взрослеют люди и народы. М., 1998.

24. Письмо № 3/1381 от 24 февраля 2004 г. Личный архив автора, 2004 год.

25. «Аргументы и факты». 1998. № 20.

26. Письмо № 3/1-725 от  19 февраля 2004 г. Личный архив  автора,

2004 год.

27. См. ссылку [12].

28. Асаулова Л. Экстрасенс вычисляет маньяка // Милиция. 2000. № 9.

29. Делая данные запросы, автор стремился сопоставить полученные результаты с исследованиями Г УУР МВД РФ, проведенными в 1993 г., о которых упоминается в настоящей публикации.

30. Письмо № РА 4.4-1.11/5886 от 21 января 2005 г. Личный архив  автора,

2005 год.

31.  Письмо № 1Д  -52 от 5 января 2005 г. Личный архив  автора, 2005 год.

32.  Письмо № 3/210 от 3 августа 2004 г. Личный архив  автора, 2004 год.

33. Письмо № 4/1-2634 от 15 сентября 2004 г. Личный архив  автора, 2004 год.

34. R. Wiseman, D. West. An experimental test of Psychic Detection // The Police Journal, January, 1997, 19-25 LXX, № 1.

35. Палладин А. Вашингтонский парапсихоз // Огонек. 1984. № 32.

36. См.: Китаев Н.Н. Неправосудные приговоры к смертной казни: системный анализ допущенных ошибок. СПб., 2004.

37. Протопопов А.Л. Расследование серийных убийств. СПб., 2006.

38. Ларин А.М. Нетрадиционные методы раскрытия преступлений // Государство и право. 1995. № 9.

39. Шнейкерт Г. Тайна преступника и пути к ее раскрытию. М., 1925.

40. См.: Гроф С. Психология будущего. М., 2001.

41. См.: Мирча Элиаде. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.

42. Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика. М., 1996; Шнейкерт Г. Тайна преступника и пути к ее раскрытию. М., 1925.

43. Рицль М. Парапсихология: факты и мнения. М., 1999.

44. Марфицин П.Г., Климова О.О. Использование нетрадиционных видов познаний в уголовном судопроизводстве. Омск, 1998.

45. Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984.

46. Михайловский   В.М.   Шаманство   (сравнительно-этнографические очерки). 1892.

47. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984.

48. Михайлова Т.М., Хороших П.П. Бурятский шаманизм: Указатель литературы (1774-1971 гг.). Улан-Удэ, 1973.

49. Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. М.; Л.,  1965. С. 225.

50. Косвен М.О. Преступление и наказание в догосударственном обществе. М.; Л., 1925. С. 15-39; Фрэзер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.,1983. С. 209-237; Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 259; Мосс М. Общества.Обмен.Личность. М., 1996. С. 16.

51. Шавров В. О шаманах остяцких // Московитянин. М., 1844. Ч. 1, № 1.

52.  Соколова З.П. Новые данные о погребальном обряде северных хантов // Полевые исследования Института этнографии. 1974.

53. Шаманы и шаманизм  в Якутии // Еженедельник советской юстиции. 1927. № 2; Балабан К. Борьба с пережитками родового быта и вызванными ими преступлениями // Рабочий суд. 1928. № 20; Богачев Б. Преступления родового быта и борьба с ними // Еженедельник советской юстиции. 1929. № 38; Гурторов П. Шаманская организация в селе Карага // Тайга и тундра. 1932. № 1 (4).

Информация о работе Экстрасенсы и шаманы в расследовании преступлений