Характеристика преступности мигрантов на территории Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является характеристика преступности мигрантов на территории Российской федерации.
Задачи, которые мы должны рассмотреть в процессе исследования:
исследовать детерминанты преступности мигрантов;
расчёт показателей преступности на территории Российской федерации;
охарактеризовать личность преступника мигранта;
проанализировать существующие меры профилактики.

Файлы: 1 файл

Криминологическое исследование.docx

— 47.85 Кб (Скачать файл)

По данным на 2004 год «иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 48927 преступлений, что на 20,6% больше, чем за январь-декабрь 2003 г., в том числе гражданами государств-участников СНГ – 45098 преступлений (+20,9%), их удельный вес составил 92,2%».

По данным на 2005 год «иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 51,2 тыс. преступлений, что на 4,7% больше, чем за январь – декабрь 2004 г., в том числе гражданами государств-участников СНГ – 46,6 тыс. преступлений (+3,2%), их удельный вес составил 90,9%».

По данным на 2006 год «иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 53,0 тыс. преступлений, что на 3,5% больше, чем за январь-декабрь 2005 г., в том числе гражданами государств-участников СНГ - 47,5 тыс. преступлений (+2,0%), их удельный вес составил 89,6%.»

По данным на 2007 год «иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 50,1 тыс. преступлений, что на 5,4% меньше, чем за январь - декабрь 2006 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ – 45,3 тыс. преступлений (-4,5%), их удельный вес составил 90,4%».

По данным на 2008 год «иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 53,9 тыс. преступлений, что на 7,5% больше, чем за январь - декабрь 2007 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ – 48,8 тыс. преступлений (+7,6%), их удельный вес составил 90,6%».

По данным на 2009 год «Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 58 тыс. преступлений, что на 7,6% больше, чем за январь - декабрь 2008 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ – 53,1 тыс. преступлений (+8,8%), их удельный вес составил 91,6%».

По данным на 2010 год «иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 49 тыс. преступлений, что на 15,5% меньше, чем за январь - декабрь 2009 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ – 44,6 тыс. преступлений (16,0%), их удельный вес составил 91,0%».

По данным на 2011 год «иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 45 тыс. преступлений, что на 8,2% меньше, чем за январь - декабрь 2010 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ – 40,5 тыс. преступлений (9,2%), их удельный вес составил 90,1%».

По данным на 2012 год «Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 42,7 тыс. преступлений, что на 5,1% меньше, чем за январь - декабрь 2011 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ – 37,3 тыс. преступлений (‑7,8%), их удельный вес составил 87,5%».

По данным на 2013 год «Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 43,3 тыс. преступлений, что на 10,2% больше, чем за январь - ноябрь 2012 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ – 37,2 тыс. преступлений (+8,0%), их удельный вес составил 86,0%».(См.Приложение)

По статистике Прокуратуры РФ, в России в 2013 году иностранные граждане совершили 3,7 (мужчины) и 2,2 (женщины) процента преступлений.

Так же анализируя статистику преступлений, совершенных мигрантами  на территории Челябинской области, можно сделать вывод о том, что чаще всего совершаются преступления по статье 327 Уголовного Кодекса Российской Федерации – подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков. Данные преступления составляют 60 % от общего числа преступлений, совершаемых мигрантами.

 Показатели  преступности мигрантов тесно  связаны с социальным благополучием  в стране и регионе: резкий  их рост наблюдается в периоды  социальных кризисов, так что  миграционная преступность начинает  оказывать существенное влияние  на криминальную ситуацию в  целом.

Преступность мигрантов высоколатентна: в соответствующую статистику преступление попадает лишь, если преступление раскрыто, установлено совершившее его лицо. Это осложняет и изучение преступности мигрантов.

 

  1. Личность преступника мигранта

 

Личность преступника-мигранта выражается склонностью к частой смене места жительства, отсутствию постоянных источников доходов, принадлежностью к одной из этнических группировок, отличающихся сплочённостью, конспиративностью.

Большую часть преступлений совершают те рабочие-иностранцы, которых строительные компании, экономя на квалифицированной рабочей силе, нанимают за небольшую заработную плату. Если у нормального рабочего целый список обязательных требований к работодателю – запись в трудовой книжке, жильё, страховка, гарантированная зарплата, отпуск, больничный, то в случае с мигрантом дело обстоит гораздо проще. Суточный заработок таких рабочих составляет от 200 до 500 рублей, а спят и едят они прямо на стройке. Отвечать за травмы, которые мигрант получает на стройке, работодателю не выгодно, поэтому изувеченного работника выбрасывают на улицу. Большинство из них пополняют ряды этнических организованных преступных групп.[7, с.39]

Для преступников-мигрантов характерно совершение преступлений, требующих наличия криминальных профессиональных навыков, участие в организованных преступных группах. Отмечается, что преступники-мигранты, являющиеся российскими гражданами, совершают более тяжкие преступления, чем иностранцы.

Преступность мигрантов-иностранцев имеет ряд особенностей, связанных с социальным статусом преступников, их гражданством, территориальным распределением. Наивысшую криминальную активность проявляют нелегальные мигранты из Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Грузии, Вьетнама, т.е. преобладают иностранные граждане из экономически неблагополучных стран ближнего зарубежья с безвизовым режимом.[2, с.25]

Изучение личности преступников-мигрантов показало, что среди них основную долю, в сравнении с преступниками – местными жителями, составляют мужчины – 94,6%. Женская преступность мигрантов-иностранцев выражена в основном в совершении мошенничества.

Мигранты преступники в возрасте от 25-30 лет совершают большей части корыстные преступления против собственности (кража, мошенничество) и преступления анархического типа (хулиганство). Причём представители указанной возрастной группы, специализирующиеся на кражах, как правило, «воры карманники» и «домушники». Жертвами их преступлений чаще всего оказываются люди из близкого им круга общения (работающие в одной бригаде и т.п.). Анализ уголовных дел свидетельствует, что совершаемые представителями указанной возрастной группы преступления менее профессиональны, чем совершаемые мигрантами более старших возрастных групп, и сравнительно легко выявляемы.

В России в криминальном плане наиболее активна группа мигрантов в возрасте 30-45 лет. Их доля в общей преступности мигрантов составляет 80%. Как правило, представители половозрастной группы совершают наиболее опасные деяния, такие как: преступления против жизни и здоровья, корыстные и корыстно-насильственные преступления против собственности, в сфере экономической деятельности и против общественной опасности (сбыт оружия, терроризм).

Вместе с тем выделяется группа преступников мигрантов старшего возраста (старше 45 лет), чьи преступления более интеллектуальны и менее. Представители этой группы совершают, как правило, такие преступления, как сбыт или контрабанда наркотиков или оружия, незаконное изготовление и сбыт поддельных документов, организации незаконной миграции.

Анализ психологических черт личности субъектов миграции в РФ показывает, что в наибольшей степени криминальная деформация личности свойственна нелегальным мигрантам. Они либо приезжают в Российскую Федерацию со сформировавшейся ярко выраженной криминальной установкой (стремление заработать любыми средствами, в том числе и криминальными, негативным агрессивным отношением к представителям правоохранительных органов, отчуждение от коренного населения), либо она формируется у них в ходе пребывания на территории Российской Федерации.

Осложняет криминальную обстановку увеличение потока незаконной миграции из Вьетнама, Узбекистана, Таджикистана, а также из других стран с нестабильной социально экономической и политической обстановкой. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо установить жёсткий режим регламентированного посещения России мигрантами, которые хуже адаптируются в Российской Федерации и создают криминальные общины.

По данным [11] на октябрь 2006 года в Челябинской области насчитывалось 80 000 мигрантов, большая часть которых приходилась на приехавших из стран СНГ, в частности Таджикистана (31 %) и Китая (25%). Далее следуют Узбекистан 15% и 2% до 9% составляют граждане Вьетнама, КНДР, Казахстана, Азербайджана, Кыргызстана и Армении. Как сообщает начальник УФМС России по Челябинской области А.О. Дамерт, из них только 8 000 подали официальное заявление на трудовую деятельность. 53,4 % мигрантов, легально приехавших в Челябинскую область, заняты в сфере общественного питания и торговли. На стройплощадках занято ещё 38,7 % от общего числа трудовой миграции. Всего же с начала года работодателями приглашено 2 734 иностранных граждан. Однако лишь 3% мигрантов указывают трудоустройство как цель въезда в регион.

При этом в Челябинской области растёт число мигрантов, использующих поддельные документы. В Челябинской области в 2006 году возбуждено 61 уголовное дело, связанное с подделкой миграционных карт. По итогам оперативно-профилактических мероприятий «Нелегальный мигрант – 2006» в административном порядке за пределы Российской Федерации выдворено 85 нелегальных мигрантов, возбуждено 9 уголовных дел, связанных с незаконной миграцией (ст. 322 УК РФ). Сотрудники линейных отделов милиции отмечали рост количества преступлений, совершённых иностранцами. Почти четверть от общего числа выявляемых преступлений совершались иностранными гражданами. Но если раньше это были дела общеуголовной направленности – незаконный оборот наркотиков, контрабанда, то с 2005 года возросло количество дел по части 3 статьи 327 УК РФ «Использование заведомо подложных документов».

 Наибольшей  криминальной активностью в Челябинской  области отличались жители Казахстана. Ими за период с января по сентябрь 2006 года совершено 101 преступление. Гражданами Таджикистана совершено 66 преступлений. Гражданами Узбекистана за тот же период совершено 43 преступления, Кыргызстана – 30 преступлений. Граждане Азербайджана и Армении совершили 20 преступлений, Грузии – 15 преступлений. Всего по Челябинской области за указанный период иностранными гражданами совершено 436 преступлений. Из них основная часть преступлений это кражи (128) и незаконный оборот наркотиков (90). Общий вес изъятых наркотических средств составляет 321157 г. 
4. Особенности борьбы с преступностью мигрантов и её профилактика

 

Сложности борьбы с преступностью мигрантов определяются, прежде всего, разнородностью контингента мигрантов. Общие меры безопасности населения, применяемые повсеместно, призваны обеспечить правопорядок, охрану прав и законных интересов любых  граждан, находящихся на территории страны. Поэтому чем выше уровень безопасности населения, тем соответственно выше и уровень защищённости приезжих, иностранцев и других подобных лиц. Интересы борьбы с преступностью и её профилактики требуют специфических подходов к разным контингентам населения, в том числе к мигрантам.

Борьба с преступностью  зависит в первую очередь от проведения эффективной политики реформ в России, а уже затем от состояния специально-предупредительной и правоохранительной деятельности.

Не исключено признание важности специальных межгосударственных миграционных программ. Именно они способны обеспечивать разрешение большинства проблем, связанных с миграцией.

Сегодня в основу специально предупредительных мер,  направленных на оказание всесторонней помощи мигрантам и осуществление контроля за их пребыванием, составляет административно- правовая деятельность подразделений полиции общественной безопасности и паспортно-визовый контроль службы внутренних дел.

Большое профилактическое значение имеет проведение такой службой совместно с другими подразделениями органов внутренних дел различных комплексных мероприятий: рейдов, патрулирования, целевых оперативно-поисковых мероприятий по выявлению иностранцев, у которых отсутствуют законные основания пребывания в России, проверки соблюдения паспортного режима и т.д. Основная задача данного мероприятия: выявление иностранцев, не соблюдающих порядок регистрации, проживающих по просроченным или недействительным документам, не соблюдающих порядок передвижения и выбор места жительства, и другим тому подобных категорий.

Сила профилактического воздействия на преступность во многом зависит от совместной согласованной деятельности субъектов профилактики. Единство системы профилактики диктует необходимость их взаимодействия как по вертикали – с вышестоящим звеном системы, так и по горизонтали – с аналогичными и другими органами в различных регионах, не являющимися вышестоящими. Именно второй вид координации и взаимодействия заключает в себе наиболее широкие неиспользованные в практике возможности борьбы с преступностью приезжих. Весьма важным в этом отношении будет проведение совместных мероприятий, обмен оперативной и иной информацией, проведение координационных и иных совещаний с целью выработки единых согласованных действий. Особое значение в борьбе с преступностью мигрантов играет, например, взаимодействие правоохранительных органов со службой внешней разведки, миграционной службой, радом других государственных органов.

Информация о работе Характеристика преступности мигрантов на территории Российской Федерации