Характеристика особенной части административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:56, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является формулировка характеристики особенной части административного права.
Цель работы определяет ее задачи:
1) определить, как управленческие отношения регулируются административным правом;
2) выявить структуру содержания особенной части административного права;
3) дать общую характеристику особенной части административного права.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Административному праву.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Министерство (ведомство) in corpore — это совокупность госслужащих центрального аппарата, а также федеральных служб, федеральных агентств, публичных организаций и учреждений, входящих в его систему.

Таким образом, неверно отождествлять  федеральное министерство (ведомство) с одним из элементов системы, например с центральным аппаратом. Любой федеральный орган исполнительной власти, создавая территориальные органы в субъектах Федерации, действует на всей территории Федерации. Тем самым наличие у министерства (ведомства) Российской Федерации системы подчиненных органов организаций, учреждений является неотъемлемым атрибутом любого федерального министерства (ведомства).

Положения о министерствах (ведомствах) Российской Федерации предусматривают различные методы управленческого воздействия, основанные на сочетании коллегиальности и единоначалия6.

Принятие управленческого  решения на основе консенсуса является желаемым условием коллегиального обсуждения, однако его наличие отнюдь не обязательно. Руководители министерств (ведомств), являющиеся по должности руководителями коллегий, координационных и совещательных органов вправе отклонить проект решения, даже если он был поддержан большинством или всеми членами коллегии. В этом случае министр или руководитель ведомства принимает решение на основе единоначалия, руководствуясь предоставленными ему властными полномочиями высшего должностного лица в системе данного федерального органа исполнительной власти. Таким образом, коллегиальность доминирует в процессе обсуждения того или иного решения органа исполнительной власти, тогда как единоначалие является преобладающей формой его осуществления.

Законность является одним из важнейших принципов деятельности Российского государства. Она представляет собой точное и неуклонное соблюдение действующего законодательства всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Принцип законности является конституционным и закреплен в ст. 15 Конституции РФ. Законность обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм как управляющими, так и управляемыми субъектами. Она является объективным условием эффективности управления. Эффективность управления зависит не только от уровня должности, но и от дисциплины участников управленческого процесса, которая заключается в неукоснительном исполнении законов, а также нормативных актов вышестоящих органов.

Дисциплина выполняет  важную роль в формировании высокой  организованности и согласованности действий всех участников управленческой деятельности. Являясь важным фактором управления, дисциплина формируется и совершенствуется под воздействием требований правовых норм, закрепленных в законах и подзаконных актах.

Это означает, что, с одной  стороны, законность и дисциплина являются самостоятельными категориями, с другой — они находятся в неразрывной связи, взаимодействии друг с другом. Их взаимосвязь заключается в том, что законность является способом защиты дисциплины, так как основные требования дисциплины оформляются в виде норм, содержащихся в правовых актах. Следовательно, роль и задача законности состоит в том, чтобы поддерживать и укреплять дисциплину. В свою очередь, без соблюдения дисциплины невозможна и строгая законность.

В тесном единстве с законностью  находится целесообразность, т. е. соответствие действий, прежде всего, органов исполнительной власти, а также других участников управленческой деятельности тем целям, которые стоят перед ними, управлением. Законы и подзаконные акты, ставя перед органами исполнительной власти, должностными лицами задачи и цели, не всегда в полной мере определяют их конкретные действия и условия, при которых они должны совершаться. Им дается возможность и право в пределах своей компетенции самостоятельно выбирать наиболее целесообразные пути и конкретные меры по решению поставленных перед ними задач. Однако целесообразность только тогда может приносить пользу гражданам, обществу, государству, когда она не противоречит законности.

В РФ существует система  специальных способов обеспечения  законности и дисциплины в государственном управлении, которая включает контроль (Президента РФ; контроль органов законодательной власти; контроль органов исполнительной власти; контроль органов судебной власти), проверку исполнения и надзор.

Существуют различные  виды контроля. В зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют общий и специальный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта. Специальный контроль применяется при осуществлении проверки деятельности подконтрольного объекта по четко определенному вопросу. По стадиям проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Проверка исполнения четко связана с контролем  и является его составной частью. Это деятельность, которая позволяет выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствующего решения вышестоящего органа управления. Надзорная деятельность, в зависимости от субъектов ее осуществляющих, делится на два вида: а) общий надзор прокуратуры; б) административный надзор.

Первый вид связан с деятельностью органов прокуратуры за соблюдением законов в сфере управления (общий надзор).

Суть административного  надзора состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, правила оборота оружия, нормы санитарии и др.).

Наиболее характерные  черты надзора сводятся к следующему:

  • органы надзора (в том числе и прокурорского) осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы же контроля – в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении не подчиненных объектов;
  • в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;
  • по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.

Контрольные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти обусловлены его конституционным статусом как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80).

Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах: непосредственный контроль Президента РФ и президентский контроль через соответствующие президентские структуры.

Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет прежде всего  в области подбора и расстановки  кадров на федеральном уровне. Например, в соответствии со ст. 83 Конституции РФ он по представлению Председателя Правительства РФ назначает на должность федеральных министров, председателя государственных комитетов, руководителей федеральных служб и других органов федеральной исполнительной власти; назначает высшее командование Вооруженных Сил и др.

Президент РФ, решая вопросы  о назначении на должность, одновременно контролирует деятельность должностных лиц, осуществляющих подбор кандидатур на соответствующие должности.

Осуществляя контроль за деятельностью Правительства РФ, Президент РФ имеет право отменять постановления и распоряжения Правительства РФ, если они противоречат Конституции РФ, принимать решения об отставке Правительства РФ. Президенту РФ подчинен и подотчетен ряд федеральных органов исполнительной власти (например, Министерство внутренних дел РФ, Министерство обороны РФ и др.).

Значительную роль в  осуществлении президентского контроля играет Администрация Президента РФ. В соответствии со ст. 6 Положения об Администрации Президента РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 02.10.96 г. № 1412, она осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ. Важные функции и полномочия по обеспечению конституционных контрольных полномочий Президента РФ осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ. Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 16.03.96 г. № 383. В соответствии с данным Положением (ст. 4) Главное контрольное управление организует контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций и их руководителей. На него возложены контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ, Руководителя Администрации Президента РФ, а также контроль за деятельностью подразделений Администрации Президента РФ (ст. 3,4 Положения).

Для реализации своих  задач и функций Главное контрольное  управление вправе создавать комиссии, к работе которых могут привлекаться представители правоохранительных, контролирующих органов, специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. Такие комиссии образуются для проведения проверок и принятия в ходе их необходимых мер по оперативному устранению выявленных нарушений и их предупреждению.

В процессе проведения проверок Главное контрольное управление имеет право требовать от федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, от организаций документы, объяснения и другую информацию, необходимую для проведения проверок; вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений и неисполнения федеральных законов, указав, распоряжений и поручений Президента РФ.

При обнаружении нарушений  Управление вправе ставить перед  соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных государственных служащих, в том числе о временном отстранении таких лиц от исполнения должностных обязанностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время  все административное право условно разделено на Общую и Особенную. Для того чтобы детализировать и обосновать административно-правовые нормы, содержащиеся в Конституции РФ, четко определить организацию управленческих отношений в сферах жизнедеятельности общества и государства, в административном праве и предусмотрена особенная часть.

Особенная часть административного права – административно-правовая организация отраслевого и межотраслевого управления.

Структура содержания особенной части административного права обусловлена отдельными сферами государственного управления. В частности, выделяют:

  • управление экономической сферой, которая, в свою очередь, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью; управление промышленностью; управление сельским хозяйством; управление транспортом; управление связью; управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.;
  • управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.;
  • управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление иностранными делами; управление в области юстиции.

Особенная часть административного  права рассматривает компетенцию и организационно-правовые формы деятельности федеральных министерств и ведомств в отраслях и сферах управления. Этот раздел раскрывает особенности государственного управления в сферах промышленности (хозяйственной деятельности), социального и культурного строительства, административно-политической деятельности и межотраслевого регулирования.

В особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ, гл. 5-21) содержатся характеристика противоправных деяний и административная ответственность за совершенные административные правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье, благополучие населения и общественную нравственность, частную собственность, на институты государственной власти; против порядка управления, также в области охраны окружающей природной среды, в промышленности, строительстве и энергетике, в сельском хозяйстве, ветеринарии, в области дорожного движения, связи и информации, финансов, налогов и сборов, предпринимательской деятельности, и многих других охраняемых законом правовых норм.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2007. – 34 с.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 15 ноября 2004 года). – Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2004. – 314 с.
  3. Административное законодательство Российской Федерации: сборник нормативных правовых актов / институт государства и права РАН; под ред. Н. Ю. Хаманевой. – М.: Юрист, 2000. – 830 с.
  4. Административное право: учебное пособие / Е. М. Аникин, С. С. Бородин, И. В. Бородушко, П. П. Глущенко и др. – СПб.: Питер, 2005. – 252 с.
  5. Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 984 с.
  6. Административное право России: курс лекций / К. С. Бельский, А. А. Гришковец, В. Н. Медведев, М. В. Пучкова и др.; под ред. Н. Ю. Хаманевой. – М.: Проспект, 2007. – 704 с.
  7. Конин Н. М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие / Н. М. Конин – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. – 806 с.
  8. Старилов Ю. Н. Институт государственной службы: содержание и структура. // Государство и право. – 1996. – № 5. – С. 17.
  9. Проблема реализации прав и свобод человека и гражданина // Тематический номер ж-ла «Юриспруденция». – М.: РГГУ, 2003. № 3. – 287 с.
  10. Татарян В. Г. Права и свободы человека и гражданина и проблемы кодификации административно-деликтного законодательства: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук в виде научного доклада. – М.: Европейская академия экономики, управления и права, 1998. 56 с.

Информация о работе Характеристика особенной части административного права