Характеристика особенной части административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:56, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является формулировка характеристики особенной части административного права.
Цель работы определяет ее задачи:
1) определить, как управленческие отношения регулируются административным правом;
2) выявить структуру содержания особенной части административного права;
3) дать общую характеристику особенной части административного права.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Административному праву.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Характеристика особенной части административного права

Дисциплина: Административное право

 

 

 

 

Выполнила

студентка 2-го курса

заочной формы обучения

Богданова Анна Ивановна

Проверил

Кружилин Владимир Сергеевич

Липецк  2010

ВВЕДЕНИЕ

Административное право  представляет собой отрасль правовой системы РФ, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений, представляющую собой совокупность правовых норм, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании в процессе осуществления государственной управленческой деятельности).1 Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т. е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ. Такого ряда отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права. Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, а поэтому их обобщенно называют управленческими.

Термин латинского происхождения  «administracio» (администрация)2 – управление стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей. В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо.

Не все общественные отношения по своей природе являются управленческими и могут быть отнесены к предмету административного права. Административное право состоит из специфических норм, которые регулируют неповторимые общественные отношения, характерные именно для государственно-управленческой деятельности.

Все административное право  состоит из нескольких разделов. Среди  них выделятся раздел – особенная часть.

Целью данной работы является формулировка характеристики особенной части административного права.

Цель работы определяет ее задачи:

1) определить, как управленческие отношения регулируются административным правом;

2) выявить структуру содержания особенной части административного права;

3) дать общую характеристику особенной части административного права.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.

ХАРАКТЕРИСТИКА  ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Существует понятие  «государственное управление» в  узком смысле слова. Оно не отождествляется с понятием «управление государством». Для него характерно то, что исполнительная деятельность, являющаяся его основным назначением и составляющая важную сторону характеристики его содержания, органически связана с осуществлением непосредственного руководства в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах.

Особенности государственного управления как вида государственной деятельности состоят прежде всего в его специфическом направлении – исполнении, т.е. проведении в жизнь требований законов. Отсюда четко вырисовывается исполнительной характер такой деятельности.3

Нормы административного  права, будучи регуляторами управленческих отношений:

  • определяют правовое положение граждан в сфере управления;
  • регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, органов государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями и иными негосударственными формированиями и гражданами;
  • регулируют порядок прохождения государственной службы в органах управления и других государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях государственными служащими, определяют их обязанности и права, а также правовое положение местных органов самоуправления, общественных объединений и их служащих в сфере государственного управления;
  • устанавливают формы и методы государственного управления, процессуальный порядок его осуществления;
  • определяют способы обеспечения законности в государственном управлении;
  • регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферах, а также в межотраслевом управлении;
  • регламентируют административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов и порядок ее осуществления.

Определяя задачи административного  права, обратимся к ст. 1.2 КоАП4. Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. В связи с переходом к рыночным отношениям и принятием Конституции РФ 12.12.93 г. появилась необходимость введения новых институтов права, порождающих изменения ранее принятых общественных отношений, изменились задачи отраслей права, в том числе и административного права.

В то же время следует сказать, что большая роль в укреплении государственности принадлежит административному праву. Среди других отраслей права оно имеет наибольший удельный вес.

При определении предмета административного права необходимо учитывать:

  • сферу государственного управления, охватывающую любые проявления государственно-управленческой деятельности;
  • наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа;
  • практическую реализацию ими полномочий, предоставленных для осуществления государственно-управленческой деятельности.

По существу это те условия, при которых управленческие отношения возникают «в связи» и «по поводу» практической реализации задач и функций исполнительной власти. На этой основе закономерен вывод, что не всякое общественное отношение в сфере государственного включается в круг отношений, составляющих предмет административного права.

Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей их участников, выделяются следующие наиболее типичные виды:

  • между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);
  • между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, министерства, администрации двух областей);
  • между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны), предприятиями и учреждениями;
  • между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора);
  • между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
  • между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры);
  • между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
  • между субъектами исполнительной власти и гражданами.

В современных условиях управленческие отношения в административно-правовом аспекте могут быть классифицированы также с учетом государственного устройства РФ. По этому критерию можно выделить следующие основные управленческие отношения:

  • между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов федерации, т. е. республик, краев, областей, автономных областей, округов, городов федерального значения. Это, например, отношения между правительством РФ и правительствами республик, администрациями краев и областей;
  • между органами исполнительной власти различных однопорядковых субъектов федерации (например, между правительствами двух республик, администрациями двух областей);
  • между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов федерации (например, между администрациями края и входящего в его состав автономного округа).

Управленческие отношения  можно классифицировать также в  зависимости от конкретных целей их возникновения и соответственно административно-правового регулирования. По этому критерию выделяются две группы таких отношений:

1) внутренние, или внутриорганизационные, внутрисистемные, где сторонами выступают соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, а также должностные лица;

2) внешние, связанные  непосредственным воздействием  на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры).

Изложенные позиции, относящиеся к общей характеристике управленческих отношений, составляющих предмет административного права, нуждаются в некоторых дополнениях.

Но первых, в соответствии с действующим законодательством РФ5 или подзаконными административно-правовыми нормами в управленческих отношениях субъект исполнительной власти может отсутствовать. Но он в подобной ситуации обязательно заменяется равнозначной по юридическому смыслу стороной, которая наделена необходимым объемом полномочий, имеющих юридически-властный характер. Эта сторона получает тем самым возможность выступать уже и от имени государства.

Сейчас происходит огромная по масштабу нормотворческая деятельность органов законодательной и исполнительной власти. Создаются новые и изменяются старые нормативные акты. В период перехода России к новой социально-экономической формации и новой политической системе появилось много новых субъектов, которые раньше не были известны административному праву. Среди них:

  • новые общественные организации;
  • коммерческие банки;
  • предприниматели;
  • предприятия-банкроты;
  • казенные предприятия;
  • различные координационные органы, в том числе в рамках СНГ и т.д.

В связи с появлением дополнительных субъектов административного права необходимо законодательно урегулировать общественные отношения в области административного права, определить меры взыскания к данным субъектам в рамках данной отрасли права, их правовой статус.

Незаконные акты глав администрации и других должностных лиц исполнительной власти — повсеместное явление. Наряду с предприятиями в суд обращаются и граждане-предприниматели. Поэтому требуется расширение административного регулирования в этой сфере, более четкое разделение административных и гражданских дел в арбитражных судах.

Для того чтобы детализировать и обосновать административно-правовые нормы, содержащиеся в Конституции РФ, четко определить управленческие отношения, в административном праве предусмотрена особенная часть.

В четырех подотраслях  особенной части объединены нормы, регулирующие:

1) обеспечение безопасности  граждан, общества, государства,  административно-политическую деятельность;

2) организационно-хозяйственную  деятельность государственной администрации;

3) социально-культурную деятельность  государственной администрации;

4) деятельность государственной  администрации по организации  политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних  
связей).

Особенная часть административного  права рассматривает компетенцию и организационно-правовые формы деятельности федеральных министерств и ведомств в отраслях и сферах управления. Этот раздел раскрывает особенности государственного управления в сферах промышленности (хозяйственной деятельности), социального и культурного строительства, административно-политической деятельности и межотраслевого регулирования.

Источниковедческую базу Особенной части административного права составляют в основном подзаконные акты: положения о федеральных министерствах и ведомствах, — указы Президента РФ и постановления федерального правительства. Правовое положение отдельных федеральных органов исполнительной власти, прежде всего в сфере административно-политической деятельности, определяется и в федеральных законах ("Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "О внешней разведке" и др.). Однако положения о федеральных министерствах и ведомствах по-прежнему остаются преобладающей разновидностью источника права. Статус любого федерального органа исполнительной власти должен быть определен специальным положением. Структурные элементы положений во многом идентичны. Методика и юридическая техника их составления совпадают. В положениях определяются функции и полномочия органа исполнительной власти и организационные формы деятельности: права и обязанности его руководителя (федерального министра, руководителя (директора) федеральной службы и федерального агентства, статус коллегии, советов и других совещательных органов. Совокупность вышеуказанных элементов – функций, полномочий и организационно-правовых форм длительности — составляет компетенцию министерства (ведомства).

Информация о работе Характеристика особенной части административного права