Формы реализации административно-правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 22:58, контрольная работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении реализации административно-правовых норм.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие административно-правовых норм;
2. рассмотреть способы реализации административно-правовых норм.
Объект исследования - реализация административно-правовых норм.

Содержание работы

Введение.
Основная часть.
Способы реализации административно правовых норм.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Административное право контрольная работа.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

 

Тольяттинский филиал

 

Направление подготовки: Юриспруденция

Кафедра Права

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине Административное право

Тема:  Формы реализации административно-правовых норм.

 

 

 

Выполнила  студентка

1  курса  09101.272 группы

Заочной формы обучения

 

 

 

 

                                                                                                                                         

Проверил:

Преподаватель

                Варфоломеева  Н.  П.        

                                                                                                                                                  (Ф.И.О.)

__________________________

                                                                                                                       (оценка)

__________________________

                                                                                                                                                  (подпись преподавателя)

 

 

 

Тольятти

2014 г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

  1. Основная часть.
  2. Способы реализации административно правовых норм.
  3. Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Социально-политическую ситуацию в нашем государстве нельзя назвать простой, а потребность в правовом регулировании и разрешении назревших проблем требует немедленных, результативных действий. Теоретические споры о принципах, методах исследования и преобразования административно-правовой среды, на первый взгляд, не столь важны и могут быть отложены до лучших времен.

Однако при решении практических задач субъекты властной управленческой деятельности быстро убеждаются, что успех их действий зависит от наличия и степени разработанности методологических предпосылок, при отсутствии которых их усилия оказываются бесполезными, а возможно даже противоположными поставленным целям. Реальность системы реализации норм административного права во многом зависит от критического переосмысления многих устоявшихся в юридической науке и правоприменительной практике стереотипов понимания форм и методов ее функционирования.

Длительный эффект методологического монополизма не преминул сказаться на развитие правовых средств познания административно-правовой среды. Так, наличие жесткого идеологического контроля просматривается в трудах отечественных ученых, посвященных реализации норм административного права. Результатом пренебрежения к методологическим проблемам явилось многолетняя интерпретация одних и тех же научных взглядов, что фактически вело к отсутствию приращения научного знания.

Административно-правовое регулирование предполагает воплощение в действиях физических и юридических лиц предписаний действующего административного законодательства. Характер правовых требований в нормативно-правовых актах позволяет выделить четыре основные формы реализации норм административного права: соблюдение, использование, исполнение и применение. Понятие реализации норм административного права и классификация его форм не сопряжены с преодолением существенных разногласий во взглядах отечественных административистов.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении реализации административно-правовых норм.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. дать понятие административно-правовых  норм;

2. рассмотреть способы реализации  административно-правовых норм.

Объект исследования - реализация административно-правовых норм.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением реализации административно-правовых норм.

 

Основная часть.

Формы реализации административно-правовых норм.

В теории права принято различать несколько форм (способов) реализации правовых норм. Существуют четыре формы реализации норм административного права:

1) соблюдение;

2) исполнение;

3) использование;

4) применение.

Соблюдение как способ реализации административно-правовых норм по содержанию достаточно близок к исполнению. При соблюдении субъект (участник) административно-правовых отношений обязан воздерживаться от совершения деяний, запрещенных данными нормами. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Здесь имеет место как бы пассивное исполнение: субъект может не предпринимать активных действий, характерных для исполнения, однако обязан выполнять определенные условия, формулируемые через запреты, которые представляют собой негативную оценку тех или иных действий и явлений со стороны государства. Нарушение запрета влечет привлечение к юридической ответственности, вид которой зависит от характера запрета и серьезности нарушения. Так, статьей 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определен большой перечень запретов, связанных с гражданской службой Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 29.03.2008).

В связи с ее прохождением гражданскому служащему, в частности, запрещается:

· осуществлять предпринимательскую деятельность;

· получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

· использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

· прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

В качестве других примеров соблюдения норм административного права мы можем обратиться к многочисленным запретам, установленным правилами дорожного движения, пожарной безопасности и подобными нормативными правовыми документами.

Исполнение административно-правовых норм - точное следование субъектами (участниками) административно-правовых отношений предписаниям, указаниям, требованиям, определяемым нормами административного права. Исполнение предполагает активные действия субъектов, на которых распространяются соответствующие нормы административного права. Напротив, пассивное поведение, невыполнение предписаний могут рассматриваться как противоправное поведение, влекущее юридическую ответственность. Так, в соответствии с ч.1 ст.32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, допускаемых КоАП РФ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.07.2008

В свою очередь, неуплата административного штрафа в сроки рассматривается как противоправное деяние и влечет юридическую ответственность, в конкретном случае административную: в соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение его в двукратном размере неуплаченной суммы либо административный арест на срок до 15 суток.

В качестве другого примера приведем ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 14.07.2008) В соответствии с данным Законом на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10% мест (но не менее одного места) для парковки автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно. Характер данной нормы предполагает активные действия тех субъектов, кому она адресована (в частности, администрации предприятий торговли и сферы услуг), выражающиеся в организации парковочных мест для инвалидов. Невыполнение такой обязанности влечет, согласно ст.5.43 КоАП РФ, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 30 до 50. Таким образом, в рассмотренном примере при невыполнении требований административно-правовой нормы ответственность несут и юридическое лицо (общество с ограниченной ответственностью - собственник торгового центра), и должностное (генеральный директор этого торгового центра).

Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Использование представляет собой добровольное совершение субъектами административно-правовых отношений правомерных действий, направленных на осуществление личных (субъективных) прав в сфере, регулируемой административным правом. Использование может характеризоваться как самостоятельное решение субъекта относительно возможностей, предоставляемых этим правом, и носить как активный, так и пассивный характер.

Так, для того чтобы реализовать свое субъективное право поступления на военную службу по контракту, заинтересованный субъект должен совершить ряд активных действий, предусмотренных законодательством о военной службе. Однако субъект может воспользоваться правом не поступать на данную службу, поскольку обязанность такого поступления не предусмотрена законом. Тем самым субъект может реализовать свои иные субъективные права, например право на предпринимательскую деятельность. Отметим, что само требование лицензирования отдельных ее видов установлено не административным, а гражданским правом: п.1 ст.49 ГК РФ предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) Труфанов М.Е. Проблема правоисполнения при применении норм административного права

Спецификой административно-правовых норм является то, что посредством использования заложенных в них возможностей заинтересованные субъекты реализуют свои права не только в сфере административного права, но и в сферах, регулируемых гражданским, семейным, трудовым правом, правом социального обеспечения и иными отраслями российского права. Так, используя возможности, предусмотренные законодательством о лицензировании, заинтересованный субъект получает лицензию на осуществление вида деятельности, подлежащего лицензированию. Тем самым он реализует свои права на предпринимательскую деятельность, отдельные виды которой требуют специального разрешения (лицензии).

Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Осуществление, например, органом управления прав, предусмотренных положением о нем, немыслимо иначе как посредством совершения юридически значимых действий. Невозможно также реализовать право гражданина на перемену фамилии, не обращаясь с заявлением об этом в соответствующий орган.

Кроме того, в отличие от первых двух форм реализации норм при использовании субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного права. Посредством формы использования реализуются управомочивающие административно-правовые кормы, нормы-дозволения.

Применение - наиболее характерный для административного права вид реализации административно-правовых норм. В отличие от исполнения применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти.

Применение подразумевает издание компетентными органами исполнительной власти и их должностными лицами юридических актов, основанных на материальных и процессуальных нормах. Например, принятие решения по конкретной жалобе гражданина или юридического лица, решения о государственной регистрации юридического лица, издание приказа о зачислении на военную службу, вынесение постановления о привлечении лица к административной ответственности.

Реализация административно-правовых норм посредством применения - исключительная прерогатива полномочных органов исполнительной власти и их должностных лиц. Некоторые административно-правовые нормы (прежде всего об установлении административной ответственности, а также об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан) применяются в судебном порядке. Например, при наложении административного наказания за совершение административного правонарушения, если данная категория правонарушений в соответствии с КоАП РФ рассматривается судом.

Так, исключительно судом рассматриваются дела, связанные с заведомо ложным вызовом пожарной охраны, милиции, скорой помощи или иных специализированных служб.

Исключительно судом могут применяться отдельные виды административных наказаний, например административный арест (ст.3.9). Ни граждане, ни коммерческие организации, ни общественные или религиозные объединения, никакие иные субъекты административно-правовых отношений не имеют права применять нормы административного права.

Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального юридически властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Правоприменение - обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Информация о работе Формы реализации административно-правовых норм