Формы правления госудатства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:01, реферат

Описание работы

Понятие формы государства является одной из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно, также и ее методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Однако строгость и четкость формы государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса.

Содержание работы

Вопрос 1. Понятие формы государства
Вопрос 2. Понятие формы правления и ее основные разновидности
Вопрос 3. Формы государственного устройства
Вопрос 4. Государственно-правовой режим и его разновидности

Файлы: 1 файл

Формы государства.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Категории «дух» и  «воля» применительно к нации  и народу весьма общая, довольно неопределенная и к тому же очень деликатная материя. Ибо в любой нации и народе можно найти и сильную, непоколебимую  волю (к победе, свободе и т.п.) и безволие; и свободолюбие и раболепие; и ярко выраженную целеустремленность и целевую неопределенность; и перемешанный с цинизмом эгоизм и бескорыстный альтруизм. Тем не менее, данной категорией с давних пор достаточно широко и активно оперируют в своих исследованиях и философы, и историки, и социологи, и юристы. Последние используют эти категории как в процессе изучения государства и права в целом, так и при анализе их отдельных атрибутов, включая государственный режим.

О характере режима, существующего  в той или иной стране, могут свидетельствовать самые разнообразные факторы. Однако наиболее важные из них следующие: способы и порядок формирования органов государственной власти; порядок распределения между различными государственными органами компетенций и характер их взаимоотношений; степень реальности и гарантированности прав и свобод граждан; роль права в жизни общества и в решении государственных дел; место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур; степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством; основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов.

Политическая практика полностью подтвердила справедливость тезиса о том, что стоящий у власти слой или класс, в частности буржуазия, «во всех странах неизбежно вырабатывает две системы управления, два метода борьбы за свои интересы и отстаивания своего господства, причем эти два метода то сменяют друг друга, то переплетаются, вместе в различных сочетаниях. Это, во-первых, метод насилия, метод отказа от всяких уступок рабочему движению, метод поддержки всех старых и отживших учреждений, метод непримиримого отрицания реформ... Второй метод — метод «либерализма», шагов в сторону развития политических прав, в сторону реформ, уступок и т.д.».

В зависимости от того, какой из этих методов осуществления  государственной власти в той  или иной стране выступает на первый план, как они сочетаются и переплетаются друг с другом, а также в зависимости от некоторых других факторов все когда-либо существовавшие и ныне существующие государственные режимы подразделяются на определенные виды и подвиды.

Решая вопрос о классификации  политических режимов на разных этапах развития общества, включая современный, и стремясь избежать возможной при этом в силу сложности и противоречивости самого предмета исследования путаницы, представляется целесообразным в сугубо учебных, академических целях исходить лишь из необходимости самой общей классификации политических режимов, а именно — из подразделения их только на два вида — демократический и недемократический, или антидемократический, режимы.

Каждый из этих видов, в зависимости от того или иного  этапа развития общества, сущностных и содержательных характеристик государства и права, исторических, национальных и иных обычаев и традиций, а также множества других обстоятельств, подразделяется на самые различные подвиды ил разновидности.

Одним из критериев определения  вида государственно-правового режима является правовая форма применения тех или иных способов осуществления государственной власти. Идет ли этот процесс государственного властвования в установленной правовой форме, или царит сплошной произвол, своекорыстное усмотрение «власть предержащих», направлена ли эта правовая форма на защиту основных социальных ценностей, прав и свобод граждан, взаимной ответственности органов государства и граждан или служит лишь фасадом, прикрытием чудовищных злоупотреблений властей, которые осуществляются за этим фасадом фактически, в интересах самого аппарата государства, его руководителей или даже одного лидера.

Государственно-правовой режим, как правило, всегда является политико-правовым режимом, и это  обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение государственно-правового режима всегда связано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид государственно-правового режима, прогнозировать его динамику.

Вывод о неразрывной  связи государственно-правового  режима и его правовой формы, подкрепленной историческим анализом и теоретическими рассуждениями в рамках современного социального знания, имеет научное и практическое значение. Исходя из вида государственно-правового режима, подчас обозначают и само государство, его природу, поскольку государственно-правовой режим воплощает самые основные характеристики государственного властвования.

 

литература

 

Основная

 

Конституция Российской Федерации - М., 2001.

Общая теория государства  и права. Академический курс в 2-х  томах  / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1998. Т. 1. Гл. VII.

Теория государства  и права / Под ред. В.М. Корельского  и В.Д. Перевалова. - М., 1999. Гл. 14.

Теория государства  и права  / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько - М., 2000. Лекция 5.

 

Дополнительная  литература

 

Гоптарева И.Б. Политико-правовые истоки учения о федерализме // Право  и политика. 2001. № 9.

Гулиев В.Е. Протодемократическая государственность: аксиологическая  феноменология отчуждения // Право  и политика. 2001. № 5.

Иванов В.В. Вопросы  теории государственного устройства // Журнал российского права. 2002. № 1.

Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. - М., 1990.

Крылов Б.С. Федерализм и его будущее // Журнал российского  права. 1999. № 1. С. 108.

Кудрявцев Ю.А. Политические режимы: критерии классификации и основные виды // Юридическая мысль. 2002. № 1.

Мазуров И.В. Фашизм как  форма тоталитаризма // Общественные науки и современность. 1993. № 5.

Проблема формы государства  в русской политико-правовой мысли (конец XIX – первая половина ХХ вв.). Учебное пособие. Хрестоматия. - Белгород: ОНиРИО БЮИ МВД РФ, 2001.

Солоневич И.Л. Народная монархия. - М., 1991.

Стародубский Б.А. Уникальная система правления в Израиле // Государство и право. 2000. № 2.

Черниловский З.М. Институт президентуры в свете исторического опыта // Государство и право. 1991. № 6.

Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном  государстве // Государство и право. 1994. № 1.

Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма // Государство и право. 1997. № 1.




Информация о работе Формы правления госудатства