Формы правления госудатства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:01, реферат

Описание работы

Понятие формы государства является одной из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно, также и ее методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Однако строгость и четкость формы государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса.

Содержание работы

Вопрос 1. Понятие формы государства
Вопрос 2. Понятие формы правления и ее основные разновидности
Вопрос 3. Формы государственного устройства
Вопрос 4. Государственно-правовой режим и его разновидности

Файлы: 1 файл

Формы государства.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, исторические достижения мировой практики федеративного строительства позволяют выделить следующие особенности федерализма:

Во-первых, федерализм является естественным средством обеспечения  политической конкуренции, которая, как  и в экономике, выступает важнейшим условием саморазвития общества. Многочисленные политические группы и организации в условиях реальной федерации получают возможность для выражения своих интересов и приложения их на разных этажах регионального уровня политики. Именно развитый федерализм позволяет отвести деструктивную политическую энергию в «мирное русло» на благо всего общества.

Во-вторых, для разрешения конфликтов, возникающих в отдельных  регионах, подлинный федерализм предлагает намного более широкую палитру  инструментов. В условиях жесткой централизации и унитаризма все конфликты неизбежно требуют разрешения «сверху» со всеми вытекающими отсюда издержками. Федерация же позволяет включить целую серию компенсаторных механизмов, чтобы регион, самостоятельно и ответственно разрешая свои проблемы, мог подтвердить права на свою самостоятельность и избежать федерального вмешательства. Одним из важнейших механизмов согласования интересов в регионе является развитое местное самоуправление.

В-третьих, только настоящая  федерация способна обеспечивать систему сдержек и противовесов, а равно оптимальное разделение властей не только по горизонтали, но и по вертикали. Это является дополнительной и очень важной гарантией от угрозы узурпации власти и диктатуры.

Традиционно к формам государственного устройства относят и конфедерации. На наш взгляд это неправомерно. Здесь скорее необходимо говорить о форме межгосударственного объединения.

Конфедерация — союз государств с некоторыми общими органами, образуемыми для достижения определенных общих целей (оборона, решение сложных технических задач и т.д.). Конфедерация представляет непрочное Государственное образование, и при достижении поставленной цели она распадается. Следует особо обратить внимание на следующие характерные черты конфедеративной формы государственного устройства. Это, в частности, обусловлено необходимостью поиска новых форм содружества республик, входивших в состав бывшего Союза ССР.

Можно назвать следующие  особенности конфедерации:

1. Договорная форма  образования конфедераций. Большая часть конфедераций была образована на основе соответствующих договоров.

2. Свобода выхода из  конфедерации (сецессии). В отличие  от федераций, где попытка выхода  рассматривается как мятеж, выход  из состава конфедерации означает  расторжение договорной связи с союзом.

3. Конфедерация не  обладает суверенитетом, суверенитет  принадлежит государствам, входящим  в нее. Проявляется это, в  частности, в том, что никакие  решения союзной власти не  имеют силы на территории государств, входящих в состав конфедерации, без их согласия. Не предусмотрены и какие-либо механизмы принуждения к исполнению решений союзной власти.

4. Предметы ведения  конфедерации ограничены перечнем  небольшого и в целом незначительного  круга вопросов. Это — вопросы  войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, общей системы коммуникаций, разрешения споров между субъектами конфедерации. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех государств, составляющих конфедерацию.

5. В конфедерациях  образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам. В частности, не образуются судебные органы, ограничен круг органов исполнительной власти.

6. В представительных  органах конфедераций делегаты  представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенные государства. Избирают их парламенты субъектов конфедераций, обязывая следовать соответствующим инструкциям и указаниям.

7. Постоянно действующие  государственные органы конфедераций не обладают властными полномочиями. Как правило, акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия. По сути, они адресованы не гражданам, а органам власти субъектов конфедерации.

8. Субъектам конфедераций  принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа от применения актов союзной власти.

9. Бюджет конфедерации  формируется за счет добровольных  взносов ее субъектов. Правом  непосредственного налогообложения,  как и возможностью принудительного  взыскания взносов, конфедерация  не обладает.

10. Субъекты конфедерации  имеют право устанавливать таможенные  и иные ограничения, препятствующие  передвижению лиц, товаров, услуг  и капиталов.

Конфедерации, как формы  союза государств, сохраняющих суверенитет  практически в полном объеме, в  настоящее время не существуют нигде.

На разных этапах истории  образовывались конфедерации, но после  непродолжительного существования  они распадались либо приобретали  федеративную форму государственного устройства. Когда речь заходит о  примерах конфедерации, наблюдатели традиционно упоминают Американскую Конфедерацию (1781 г.), Северо-Германский союз (1867 г.) и Швейцарскую Конфедерацию (существовавшую со времен средневековья вплоть до 1867 г.). Среди более поздних, появившихся после второй мировой войны образований, можно сослаться на Североатлантический союз (НАТО), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Арабскую лигу и Организацию африканского единства (ОАЕ).

Опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта  форма является переходной либо к  полному распаду союза, либо к федеративной форме устройства.

Следует обратить внимание и на такую форму межгосударственного  объединения, как содружество.

Содружество — это  весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, имеющих общие признаки и определенную степень однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций), в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не всегда). Однако содружество — это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Цели, выдвигаемые при  создании содружеств, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет  их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать и свой суверенитет. Как правило, члены содружества — это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

В содружестве могут  создаваться и надгосударственные органы, но скорее всего не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав содружества, акты об общих вооруженных силах и т.п.).

 

Вопрос 5. Государственно-правовой режим и его разновидности

 

На фоне относительного консерватизма форм правления и  форм государственного устройства государственно-правовой режим более изменчив и подвижен, ибо непосредственно зависим от реального соотношения классовых сил. С учетом этого в литературе высказана точка зрения, согласно которой категория «государственно-правовой режим» хотя и связана теснейшим образом с категорией «форма государства», но непосредственно не является составной частью этой формы. Категория «государственно-правовой режим» предназначена для содержательного анализа ряда важных, внутренних сторон политического процесса и в этом смысле является определенным аспектом категории содержание государства. Категория «государственно-правовой режим» в собственном смысле слова означает не фактическую форму правления, не все перечисленные постоянно действующие и временные факторы политической жизни, а сами условия, климат, в которых они существуют. Поэтому непосредственным объектом исследования в рамках этой категории являются те реально действующие нормы, образцы поведения, которые формируют политическое сознание личности и регламентируют взаимоотношения участников политического процесса — классов, групп и их организаций, и те методы, которые используются политическим руководством при осуществлении ими своих прерогатив социального контроля и управления.

Как и другие составные части формы государства — форма правления и форма государственного устройства — государственно-правовой режим имеет непосредственную связь с властью. Однако в отличие от них он не ассоциируется прямую ни с порядком формирования высших местных органов государственной власти или организацией верховной власти в государстве, как это имеет место в случае с формой правления, ни с внутренним строением государства, административно-территориальной и национально-государственной организацией власти, как это проявляется в форме государственного устройства. Государственно-правовой режим выступает как реальное проявление организационно оформленной власти, как процесс ее функционирования. В научной литературе существует несколько определений режима и представлений о нем.

Наиболее распространенным представлением о государственно-правовом режиме в настоящее время является вышеназванное понимание его  как совокупность средств, методов, способов или приемов осуществления  государственной пасти. Это наиболее устоявшаяся трактовка государственно-правового режима. К ней примыкают другие аналогичные, но в то же время в определенной мере отличающиеся от нее представления. Среди них можно выделить, например, определение государственно-правового режима как «конкретного проявления государственной организации, выражающегося в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе». В данном определении режим, понимаемый так же, как процесс осуществления, «проявления» государственной власти и организации, дополняется еще и ссылкой на то, что «конкретное проявление» выражается как в «состоянии и характере», словами — в уровне развития демократии, так и в состоянии (уровне развития, степени гарантированности) политической свободы в обществе. Другим, близким к традиционному, определением государственно-правового режима служить рассмотрение его как системы или совокупности форм, методов, средств и способов властвования, «через которые государственная власть легитимирует свое существование и функционирование».

В данном определении обращают на себя внимание два момента, отличающие его от традиционного определения. Во-первых, то, что режим ассоциируется не только с процессом функционирования государственной власти, но и процессом самого ее существования. А во-вторых, то, что государственно-правовой режим связывается с процессом легитимации государственной власти. При этом под легитимацией (легитимностью) власти понимается «принятие власти со стороны подчиненных ей субъектов и их согласие с тем, что эта власть (являясь в идеале легальной) соответствует общим представлениям граждан о справедливой политической системе». Иными словами, легитимность власти означает принятие и поддержку ее со стороны граждан и их объединений как соответствующую их представлениям о справедливости.

Наряду с названными определениями государственно-правового режима, которые укладываются в устоявшееся о нем представление, существуют и другие, далеко выходящие за рамки традиционных его трактовок.

Идентифицируя государственно-правовой режим с системой методов и  способов осуществления государственной власти, исследователи неизменно рассматривают его как наиболее динамичную составляющую часть формы государства, чутко реагирующую на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в частности, в соотношении социально-классовых сил. Государственно-правовой режим в значительной мере индивидуализирует форму государства, определяет ее роль в государственно-правовом механизме и ее социально-политическую значимость, а также указывает на ее известную организационную законченность.

Без учета этого обстоятельства, равно как и характера самого государственного режима, весьма трудно было бы понять не только сущность и  содержание, но и социально-политическую роль, и назначение государства, существующего в той или иной стране. Сложно было бы ответить на вопросы, почему в некоторых государствах с монархической формой правления (современная Великобритания, Голландия, Швеция и др.) существующий государственный и общественный строй более демократичен, чем в отдельных государствах-республиках (Германия 30—40-х годов, Чили 70-х годов — периода властвования Пиночета, и др.). Ведь если придерживаться формально-юридического определения данных форм правления, то все должно быть как раз наоборот.

Решающую роль в установлении реального характера форм государства, впрочем, как и других составных  частей — атрибутов государства, неизменно играет государственно-правовой режим.

Государственно-правовой режим возникает не спонтанно. Он складывается и развивается под воздействием целого ряда объективных и субъективных факторов: экономических, политических, социальных и др. Это характер экономики (централизованная, плановая, децентрализованная, рыночная и др.); уровень развития общества; уровень его общей, политической и правовой культуры; тип и форма государства; соотношение в обществе социально-классовых сил; исторические, национальные, культурные и иные традиции; типовые и другие особенности стоящей у власти политической элиты и другие им подобные факторы, которые относятся к разряду объективных.

Однако помимо них  и наряду с ними весьма важную роль в становлении и поддержании  определенного государственно-правового  режима играют и субъективные факторы. Один из важнейших среди них обычно называют духом и волей нации или народа.

Информация о работе Формы правления госудатства