Формы и содержания административной деятельности в ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение содержания и форм административной деятельности органов внутренних дел (полиции).
Актуальность данной темы проявляется прежде всего в том, что административная деятельность органов внутренних дел составляет одно из важнейших направлений обеспечения общественного порядка и безопасности, обстановки спокойствия в общественных местах, охраны личности, ее прав и свобод, защиты законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, предупреждения и пресечения противоправных действий, применения к нарушителям мер административно-процессуального обеспечения и административных взысканий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Сущность, характерные черты и виды административной деятельности органов внутренних дел (полиции)…….6
2.Функции административной деятельности органов внутренних дел (полиции)…………………18
3.Формы административной деятельности органов внутренних дел (полиции……………………………………………………………………....22
Заключение………………………………………………………………32
Задача…………………………………………………………………….35
Список используемых источников………………………………...…..38

Файлы: 1 файл

КУР по АД ОВД.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

         Внешние административные функции полиции связаны с практическим решением ею своих задач вовне. Их осуществление выходит за пределы внутриорганизационных отношений и распространяется на не подчиненные им государственные и негосударственные организации, а также на их должностных лиц и на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Внешний административно-правовой характер имеет реализация таких функций, как охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, регистрация транспортных средств, выдача лицензий, разрешений и т. д. Это та деятельность, для осуществления которой и создается, в конечном счете, конкретный орган внутренних дел или его подразделение.

В данном случае административно-правовые отношения возникают между органом  внутренних дел в лице его сотрудников (должностных лиц) с одной стороны  и гражданами, государственными органами, предприятиями, организациями и  должностными лицами, не подчиненными органам внутренних дел в служебном отношении.

         По характеру управленческих задач, решаемых при осуществлении административной деятельности полиции, ее функции можно подразделить на общие, специальные и обеспечивающие.

          К общим функциям административной деятельности полиции относятся: прогнозирование и планирование; организация; регулирование; учет; контроль. Данные функции являются составными элементами любой управленческой деятельности и реализуются как в рамках внутриорганизационной, так и внешнеорганизационной административной деятельности полиции.

          К обеспечивающим функциям относятся: правовое, кадровое, финансовое, материально-техническое, психологическое, медицинское и иное обеспечение административной деятельности полиции. Эта деятельность направлена на то, чтобы обеспечить согласованную и ритмичную деятельность конкретных органов и подразделений при решении стоящих перед ними внешних задач.

         Исходя из Федерального Закона РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», ее специальными (основными) административными функциями административной деятельности являются:

- обеспечение безопасности  личности; охрана общественного  порядка и обеспечение общественной  безопасности;

- обеспечение общественного порядка  на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах (несение патрульно-постовой службы);

- предотвращение, выявление  и пресечение преступлений и  административных правонарушений;

- осуществление лицензионно-разрешительной  работы в сфере оборота оружия  и контроля за частной детективной  и охранной деятельностью в  соответствии с действующим законодательством;

- обеспечение безопасности  дорожного движения, осуществление  контроля и надзора за соблюдением  правил, стандартов, технических норм  и других нормативных документов, действующих в этой области;

- охрана, конвоирование  и содержание задержанных и лиц, заключенных под стражу;

- охрана на основе  договоров с физическими и  юридическими лицами принадлежащего  им имущества;

- оказание населению  согласно закону социальной помощи;

- осуществление по  подведомственности производства  по делам об административных правонарушениях;

- обеспечение исполнения  в пределах своей компетенции  отдельных административных наказаний  (например, исполнение постановления  судьи об административном аресте  и др.).

          Перечисленные и другие административные функции выполняют участковые уполномоченные полиции, подразделения патрульно-постовой службы полиции, государственной инспекции безопасности дорожного движения, охраны объектов по договорам, а также инспекторский состав подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью,  по делам несовершеннолетних. В реализации определенных административных функций полиции участвуют сотрудники специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, наряды дежурных частей территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте.

          Общие, обеспечивающие и специальные (основные) функции находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. В совокупности они составляют содержание (сферу, объем) административной деятельности органов внутренних дел (полиции).

Для административной деятельности полиции характерно то, что она преимущественно связана с внешней по отношению к полиции сферой. Эта деятельность - наиболее обширное, емкое направление в работе полиции. В связи с этим большая часть сотрудников полиции осуществляют внешние административные функции. В процессе осуществления этой деятельности ее субъекты вступают в административно-правовые отношения с гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, государственными органами, организациями, общественными объединениями, государственными служащими, служащими (представителями) общественных объединений.

 

1.3.Формы административной  деятельности органов внутренних  дел (полиции).

 

         Под формой административной деятельности органов внутренних дел (милиции) понимаются однородные по своему характеру и правовой природе внешне выраженные группы действий либо их результат, посредством которых осуществляются функции. Как отмечалось выше, функции органов внутренних дел представляют собой составные части (направления) их внешней деятельности, а формы показывают, путем каких действий они практически осуществляются.1

       Административная деятельность органов внутренних дел (полиции) может быть:

- правотворческая (правоустановительная);

___________________________

1-Административная деятельность органов внутренних дел, Часть Общая, учебник,М: ЦОКР МВД России, 2009, стр.135

-правоприменительная, которая в свою очередь подразделяется на регулятивную и правоохранительную;

- внутренней (внутриорганизационной) и внешней (внешневластной) - по целенаправленности;

- словесной (письменной или устной) и конклюдентной - по способу выражения.

Первые две классификационные  группы отражают содержательную сторону  административной деятельности и принимаемых  в ходе ее осуществления управленческих решений. Способ выражения характеризует ее формальную сторону, то есть внешнее проявление управленческой деятельности. Примером правотворческой формы деятельности является издание уставов, положений, инструкций МВД России. Примером правоприменительной формы деятельности может служить издание приказа начальника органа внутренних дел о назначении на должность того или иного работника (регулятивная форма правоприменительной деятельности) или постановление начальника горрайоргана внутренних дел о наложении штрафа на правонарушителя (правоохранительная форма правоприменительной деятельности).

          За основу возьмем классификацию форм исполнительной деятельности по их юридическим свойствам, а именно:

1) издание нормативных  актов управления;

2) применение права;

3) оперативно-организационную работу;

4) материально-технические  действия.

Первые две формы  являются правовыми, поскольку в  рамках данных форм принимаются решения, которые непосредственно влекут установление правовых норм, возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. Они находят свое выражение в правовых актах управления.

Третья и  четвертая формы являются необходимыми элементами управленческой деятельности, однако, правовых последствий сами по себе не влекут.

           Правоприменительная деятельность полиции включает в себя как непосредственно принятие индивидуальных актов управления, так и осуществление иных юридически значимых действий, без издания индивидуальных актов, непосредственно влекущих юридические последствия, например, составление различных процессуальных документов (протокола об административном правонарушении, рапорта по факту применения огнестрельного оружия, заключения по материалам служебной проверки, аттестации и т.п.). Как правило, перечисленные документы фиксируют юридически значимые действия или акты правоприменения и могут повлечь за собой уже принятие управленческих решений в форме издания индивидуальных актов управления (например, постановления о назначении административного наказания, приказа о поощрении или назначении дисциплинарного взыскания).

          Наиболее распространенная форма выражения результата административной деятельности полиции - индивидуальный письменный акт-документ. Он используется при решении вопросов (дел), требующих фиксации правоприменения, точности, определенности и т.п.

Вместе с тем весьма широко в административной деятельности полиции используется устная словесная  форма: устные приказы, указания, распоряжения, команды, наложение взыскания. Эта  форма наиболее часто применяется  при решении вопросов повседневного оперативного характера.

Несоблюдение обязательной формы может повлечь признание  действий субъектов недействительными  или оспоримыми. В ряде случаев, законодатель с использованием той или иной формы принятия управленческого  решения связывает наступление определенных юридических последствий. Например, Положением о службе в органах внутренних дел, утвержденным Приказом МВД РФ от 14.12.1999 № 1038 с изменениями от 31.01.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ» установлено, что «поощрения и дисциплинарные взыскания объявляются приказами», «поощрения и дисциплинарные взыскания могут быть объявлены устно».

          Административная деятельность выражается также в конклюдентной форме при помощи определенных жестов, условных сигналов, движений, знаков, разметки и других действий, ясно выражающих решение субъекта административной деятельности. Таковыми являются, например, жесты инспектора ДПС ГИБДД, регулирующего движение транспорта и пешеходов, сигналы светофора, сигналы свистком, подаваемые полицейским патрульно-постовой службы и т.п. 1

С учетом сказанного, в  зависимости от юридических последствий  формы административной деятельности полиции можно разделить на правовые, иные юридически значимые действия и неправовые.

Правовые формы.

          Правовой формой правоустановительной административной деятельности органов внутренних дел (полиции) является издание нормативных актов управления, правоприменительной - издание индивидуальных актов управления. Соответственно по юридическим свойствам акты управления органов внутренних дел (полиции) подразделяются на нормативные и индивидуальные.

         Нормативный правовой акт - это письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то должностным лицом Министерства внутренних дел Российской Федерации, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчитанный на многократное применение и относительно   неопределенный круг лиц.

Нормативный правовой акт может быть также издан совместно или по согласованию с иными федеральными органами исполнительной власти.

Министерством внутренних дел Российской Федерации издаются нормативные правовые акты в виде приказов, директив, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых актов.1 Издаваемые Министерством положения, уставы, инструкции, наставления, правила и иные нормативные акты (кроме директив) утверждаются приказами МВД России.

         Приказ издается по наиболее важным вопросам функционирования органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России, включая определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, прохождения службы в органах внутренних дел и военной службы во внутренних войсках, так например, приказ МВД РФ от 14.12.1999 года № 1038 (ред. от 06.05.2013) «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ».

         Директива содержит нормативные предписания, определяющие перспективы развития органов внутренних дел и внутренних войск, основные направления их деятельности на конкретный период времени, так например, Директивой МВД Российской Федерации от 31 октября 2012 года № 1 дсп «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел  и внутренних войск МВД РФ, ФМС России в 2013 году» определены приоритетные направления деятельности органов ___________________________

1- Приказ МВД России от 22.03.2013 № 157 «О внесении изменений в  Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России, утвержденные приказом МВД России от 27.06.2003 № 484, и признании утратившим силу нормативного правового акта МВД России».

 

внутренних дел на 2013 год.

Статусные документы органов внутренних дел, их структурных подразделений, предприятий, учреждений и организаций издаются в виде положений и уставов.

Информация о работе Формы и содержания административной деятельности в ОВД