Фирма в рыночной экономике: основные характеристики деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 07:14, курсовая работа

Описание работы

На протяжении последних полутора десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Предприятие – основное звено в экономике…………………………………4
1.1. Понятие и общая характеристика фирмы………………………………..4
1.2. Классификация фирм…………………………………………………...…5
1.3. Максимизация прибыли MR=MC………………………………………...9
2. Эластичность рыночного предложения……………………………..……....11
2.1. Излишек производителя в краткосрочном периоде…………………....14
2.2. Нулевая прибыль…………………………………………………………18
2.3. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде…………………………...19
Заключение…………………………………………………………………...…..22
Список использованной литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Курсак.docx

— 94.14 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим следующие  три случая, соответствующие графикам S1, S2, S3. Первый случай (предложение представлено линией S1,) — ситуация, когда объем предложения товара остается практически неизменным вне зависимости от изменения цены. В этом случае имеет место неэластичное предложение. Примером рынка, для которого характерно неэластичное предложение, может служить рынок свежей рыбы. Ведь продать ее необходимо в любом случае при любой цене, иначе этот товар просто испортится и его будет вовсе невозможно реализовать. Второй случай (график предложения выглядит как линия S2) — ситуация обратная первой. Здесь незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение объема предложения, т. е. речь идет об эластичном предложении. Третий, промежуточный, случай (линия S3) — изменение цены товара полностью компенсируется изменением объема предложения. Здесь имеет место предложение с единичной эластичностью.

Ценовую эластичность предложения  можно оценить количественно, с  помощью коэффициента ценовой эластичности предложения. Коэффициент ценовой эластичности предложения ESPрассчитывается так же, как и коэффициент ценовой эластичности спроса EDP, только вместо величин спроса берутся величины предложения:

где Q1 и Q2 — первоначальный и текущий объем предложения; Р1 и Р2 — первоначальная и текущая цена. Обратите внимание, что здесь сразу применена формула центральной точки.

В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения  выделяют:

• неэластичное предложение (график S1): значительное процентное изменение цены приводит к незначительному процентному изменению объема предложения; коэффициент эластичности предложения меньше 1;

• эластичное предложение (график S2): незначительное процентное изменение цены товара вызывает значительное воздействие на объемы предложения; коэффициент эластичности предложения больше 1;

• предложение с единичной  эластичностью (график S3): изменение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения; коэффициент эластичности предложения равен 1;

• абсолютно эластичное предложение (график S4): возможно существование  только одной цены, при которой  товар будет предлагаться для  продажи; коэффициент эластичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства товара (если цена понижается), либо к неограниченному увеличению предложения (если цена повышается);

 

• абсолютно неэластичное предложение (график S5): как бы ни изменялась цена товара, в данном случае его предложение будет постоянным (одинаковым); коэффициент эластичности равен нулю.7

Эластичность предложения  по цене определяется рядом факторов, наиболее весомые из которых следующие:

1. Эластичность предложениям  тем выше, чем больше возможности длительного хранения товара и чем ниже издержки его хранения.

2. Предложение товара  будет эластично, если технология  производства позволяет производителю  быстро увеличить объемы выпуска в случае роста рыночной цены на его продукцию или столь же быстро переориентироваться на производство какой-либо другой продукции в случае ухудшения рыночной конъюнктуры и снижения цены товара.

3. Степень эластичности  предложения зависит от фактора  времени: чем больше у производителя  времени «приспособиться» к новым рыночным условиям, связанным с изменениями цены, тем эластичнее предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Излишек производителя в краткосрочном периоде.

 

Классификация издержек может быть осуществлена с учетом мобильности производственных факторов. Исходя из этого подхода различают постоянные, переменные и общие (совокупные) издержки.

В краткосрочном периоде  времени некоторые издержки не могут  быть изменены, поэтому предприятие  увеличивает выпуск продукции, применяя постоянные и переменные производственные ресурсы.

Постоянные издержки (FC) – любые затраты в краткосрочном периоде, которые не изменяются с уровнем производства продукции. Несмотря на отсутствие связи между объемами производства и постоянными издержками, влияние последних на производство не прекращается, поскольку они предопределяют технико-технологический уровень производства.

К постоянным издержкам относятся:

а) расходы на содержание производственных зданий, машин, оборудования;  

б) рентные платежи;

в) страховые взносы;

г) жалованье высшему управляющему персоналу и будущим специалистам предприятия.

Все эти расходы должны финансироваться даже тогда, когда  предприятие ничего не производит.

Разграничение издержек на постоянные и переменные выступает  исходным в разграничении краткосрочного и долгосрочного периодов. Для  долгосрочного периода все издержки являются переменными, поскольку, например, оборудование может быть заменено, а также может быть приобретено  новое предприятие. Указанные периоды  не могут быть одинаковыми для  всех отраслей. Так, в легкой промышленности увеличить производственные мощности можно в течение нескольких дней, в то время как в тяжелой промышленности это может потребовать несколько лет.

Переменные издержки (VC) – издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объема выпускаемой продукции. Если продукция не производится, то переменные издержки равны нулю.

К переменным издержкам относятся:

а) затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, транспортные услуги;

б) затраты на заработную плату рабочим и служащим и т. д.

В супермаркетах оплата услуг  работников-контролеров входит в состав переменных издержек, поскольку управляющие могут приспособить объем данных услуг к числу покупателей.

Переменные издержки в  начале роста объема производства какое-то время увеличиваются замедляющими темпами, затем они начинают увеличиваться нарастающими темпами в расчете на каждую последующую единицу выпускаемой продукции. Подобную ситуацию западные экономисты объясняют действием так называемого закона убывающей отдачи. Переменные издержки управляемы. Предприниматель, чтобы определить, сколько следует выпускать продукции, должен знать, насколько увеличатся переменные издержки вместе с планируемым ростом объема производства.

Валовые (общие, совокупные) издержки (ТС) сумма постоянных и переменных издержек, которые несет предприятие на производство благ. В краткосрочном периоде валовые издержки зависят от объема выпуска продукции. Валовые издержки определяются по формуле:

ТС = FC + VC.

Валовые издержки увеличиваются  по мере увеличения объема производства.

Издержки на единицу производимых благ имеют форму средних постоянных издержек, средних переменных издержек и средних валовых (общих, совокупных издержек).

Средние постоянные издержки (AFC) это общие постоянные издержки на единицу продукции. Они определяются путем деления постоянных издержек (FC) на соответствующее количество (объем) выпущенной продукции:

AFC = FC/Q.

Поскольку общие постоянные издержки не изменяются, то при делении  их на увеличивающийся объем производства средние постоянные издержки будут  падать по мере увеличения количества выпускаемой продукции, ибо фиксированная  сумма издержек распределяется на все  большее и большее количество единиц продукции. И наоборот, при  сокращении объема производства средние  постоянные издержки будут расти.8

Средние переменные издержки (AVC) это общие переменные издержки на единицу продукции. Они определяются путем деления переменных издержек на соответствующее количество (объем) выпущенной продукции:

AVC = VC/ Q.

Средние переменные издержки вначале падают, достигая своего минимума, затем начинают расти.

Средние (общие) издержки (АТС) – это общие издержки производства на единицу продукции. Они определяются двумя способами:

а) путем деления суммы общих издержек на количество произведенной продукции;

АТС = TC/Q

б) путем суммирования средних постоянных издержек и средних переменных издержек:

АТС = AFC + AVC.

Вначале средние (общие) издержки высокие, поскольку производится небольшой  объем продукции, а постоянные издержки большие. По мере увеличения объема производства средние (общие) издержки снижаются  и достигают минимума, а затем  начинают расти.

Предельные издержки (МС) – это издержки, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции.

Предельные издержки равны  изменению общих издержек, деленному  на изменение объема произведенной  продукции, т. е. они отражают изменение издержек в зависимости от количества выпускаемой продукции. Поскольку постоянные издержки не меняются, то постоянные предельные издержки всегда равны нулю, т. е. MFC = 0. Поэтому предельные издержки – это всегда предельные переменные издержки, т. е. MVC = МС. Из этого следует, что увеличивающаяся отдача переменных факторов сокращает предельные издержки, а понижающаяся отдача, наоборот, их увеличивает.

Предельные издержки показывают, какова величина затрат, которые фирма  понесет при росте производства на последнюю единицу продукции, или тех средств, которые она  сэкономит в случае уменьшения производства на данную единицу. В том случае, когда дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции  меньше средних издержек уже произведенных  единиц, производство данной следующей  единицы понизит средние общие  издержки. Если же издержки на следующую  дополнительную единицу будут выше, чем средние издержки, ее производство повысит средние общие издержки. Изложенное относится к короткому  периоду.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Нулевая прибыль.

 

В длительном периоде все фирмы  отрасли будут получать нулевую  экономическую прибыль, то есть их выручка  будет равна альтернативным затратам.  
Равновесие конкурентной фирмы в длительном периоде:

Р = LACmin = LMC = SMC =SATC,

где LACmin - минимальные средние издержки в длительном периоде;

LMC - предельные издержки в длительном  периоде;

SMC - предельные издержки в коротком  периоде;

SATC - средние общие издержки в  коротком периоде.

Кривая предложения предприятия  в длительном периоде соответствует  возрастающему участку LMC, лежащему выше минимума LAC. Однако кривая предложения отрасли не может быть получена горизонтальным суммированием кривых предложения предприятий отрасли, поскольку количество этих предприятий в длительном периоде изменяется. Конфигурация кривой предложения длительного периода зависит от того, меняются ли, а если да, то как, затраты в результате изменения отраслевого выпуска. В этой связи различают три типа отраслей хозяйства: с постоянными, растущими и снижающимися затратами. 9

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

 

Долгосрочный период и протекающие  в нем процессы были описаны еще  в трудах представителей классической экономической школы. Он характеризуется  состоянием полной занятости всех ресурсов и факторов производства. Кроме того, равновесный валовой внутренний продукт равен потенциальному. Долгосрочный период имеет длительный временной  промежуток, и в условиях крайней  нестабильности экономики и динамичности внешней среды на рынке возникают  различные структурные изменения. Во-первых, это связано с тем, что  число действующих субъектов (фирмы, предприятия, индивиды и пр.) увеличивается, а во-вторых, все издержки становятся переменными и зависят от объема выпуска и масштабов производства. Следовательно, равновесие фирмы в  данном случае просто не может быть постоянным, оно регулярно меняется, подстраиваясь под динамику элементов  рыночного механизма

Осуществляя планирование деятельности на длительный промежуток времени, организация  не может опираться только на переменные издержки (изменение состава и  численности рабочих, использование  основных производственных фондов, которые  непосредственно участвуют в  производственном процессе или создают  для его осуществления благоприятные  условия). Если постоянные затраты считать  всегда неизменными, это может привести к нарушению равновесного сочетания  факторов производства и материальных ресурсов. Чтобы максимизировать  валовую прибыль, организация должна контролиро-112 вать и регулировать процесс  формирования средних издержек. Иными  словами, себестоимость продукции  как один из важнейших показателей  качества и эффективности производства должна неуклонно стремиться к нулю, т. е. по возможности быть минимальной. Поэтому в долгосрочном периоде  она изменяет свои размеры пропорционально  изменениям объемов производства

Краткосрочные кривые средних издержек, наложенные на одну плоскость, дают возможность  проанализировать долгосрочную кривую. С математической точки зрения она  имеет вид параболы, т. е. по фигуре напоминает подкову, и проходит как  бы по касательной по отношению ко всем первичным графикам. Левая часть  параболы, когда она снижается  по наклонной, характеризует возрастающую отдачу от факторов производства, что  также свидетельствует и о  снижении средних издержек. Правая часть, наоборот, описывается ростом затрат на единицу продукции, поскольку  отдача от факторов снижается. Это говорит  о том, что фирма может сама определять для себя оптимальную  величину средних издержек. Расширяя или сужая производство, она переходит  на новую кривую средних издержек, в то же время двигаясь относительно долгосрочной кривой. Только посредством  ведения такой политики фирма  реально может достигнуть финансового  состояния, когда ее средние издержки будут превышать уровень цен  и приносить прибыль

Информация о работе Фирма в рыночной экономике: основные характеристики деятельности