Фирма в рыночной экономике: основные характеристики деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 07:14, курсовая работа

Описание работы

На протяжении последних полутора десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Предприятие – основное звено в экономике…………………………………4
1.1. Понятие и общая характеристика фирмы………………………………..4
1.2. Классификация фирм…………………………………………………...…5
1.3. Максимизация прибыли MR=MC………………………………………...9
2. Эластичность рыночного предложения……………………………..……....11
2.1. Излишек производителя в краткосрочном периоде…………………....14
2.2. Нулевая прибыль…………………………………………………………18
2.3. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде…………………………...19
Заключение…………………………………………………………………...…..22
Список использованной литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Курсак.docx

— 94.14 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3

1. Предприятие – основное  звено в экономике…………………………………4

    1.1. Понятие и общая характеристика фирмы………………………………..4

    1.2. Классификация фирм…………………………………………………...…5

    1.3. Максимизация прибыли MR=MC………………………………………...9

2. Эластичность рыночного предложения……………………………..……....11

    2.1. Излишек производителя в краткосрочном периоде…………………....14

    2.2. Нулевая прибыль…………………………………………………………18

    2.3. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде…………………………...19

Заключение…………………………………………………………………...…..22

Список использованной литературы…………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На протяжении последних  полутора десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью  фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Поведение  фирмы на рынке имеет большое  значение не только для предпринимателя  и сотрудников фирмы, но и для  других групп субъектов. Изучение поведения  фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма как  экономическое явление интегрирует  и организует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность  национальной, региональной и мировой  экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно  сказывается на рыночных отношениях.

Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется таким  понятием, как предпринимательская  деятельность. Предпринимательская  деятельность - это организация и  соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и  услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов  предпринимателя.

Основной структурной  единицей, субъектом предпринимательской  деятельности является фирма. Предприниматели  создают в рыночной экономике  сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные  хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические  ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.

 

 

1. Предприятие – основное звено в экономике.

 

1.1. Понятие и общая характеристика фирмы.

 

В странах с развитой рыночной экономикой фирма является основным организационным звеном экономики. Четкая организация внутрифирменного управления позволила развитым капиталистическим странам завоевать сильные позиции на внутренних и внешних рынках.

Однако в экономической  литературе, как зарубежной, так  и отечественной, нет однозначного определения понятия «фирма». Более  того, в основополагающих российских нормативных документах (например, ГК РФ) фигурирует лишь понятие «организация».

Принято считать, что предприятие  без фирменного наименования не может  иметь другие юридические лица в  своей структуре. Напротив, в составе фирм могут находиться подчиненные ей юридические лица, в том числе филиалы, дочерние предприятия и другие коммерческие и некоммерческие структуры. Нередко они имеют самостоятельный уставный капитал, расчетный счет в банке, право распоряжаться вверенным им имуществом и несут ответственность за результаты своей деятельности. Как правило, филиалы, представительства и отделения фирмы размещаются на различных отдаленных территориях.1

Вместе с тем следует  отметить, что понятие «фирма»  зачастую используется как синоним  понятия «предприятие», что противоречит его смысловому назначению. Так, если предприятие играет роль непосредственного  товаропроизводителя, то фирма призвана играть роль предпринимателя, создающего или преобразующего предприятия, обеспечивающего финансирование их деятельности.

 

1.2.  Классификация фирм.

 

Исторический опыт хозяйствования породил множество типов фирм, отражающих различные формы и  способы привлечения и использования  капитала. Все это многообразие принято классифицировать по ряду признаков: виду хозяйственной деятельности, виду субъекта и права собственности, национальной принадлежности капитала, масштабам деятельности и количественным критериям.

По виду хозяйственной  деятельности и характеру совершаемых  операций распознают фирмы промышленные, торговые, страховые, инжиниринговые, консалтинговые, аудиторские, специализирующиеся в области транспорта, связи, а также проводящие операции с наличностью, недвижимым имуществом, ценными бумагами и др.

Во всех индустриальных странах  с развитым рыночным хозяйством самые  крупные по объему суммарных продаж – промышленные фирмы, а самые  многочисленные – группы фирм, функционирующих  в сфере научно-исследовательских, информационных, консалтинговых и иных видов услуг. Среди них значительна  доля инжиниринговых фирм, представляющих различные инженерно-технические услуги, связанные с проектированием, строительством и вводом в действие технически сложных объектов, разработкой новых и усовершенствованием ранее освоенных технологий и проч.

Для всех стран с рыночной экономикой характерно большое количество фирм, занятых торговлей (внутренней и внешней). Это могут быть фирмы оптовой и розничной торговли, торгово-посреднические, экспортно-импортные и др. Торговые фирмы могут входить в режим сбыта крупных промышленных компаний или действовать как самостоятельные субъекты. Прибыль таких фирм образуется за счет разницы между ценами закупаемых и продаваемых товаров, а также как вознаграждение за услуги по продвижению товаров на рынки. Для крупных торговых фирм характерно сочетание коммерческой деятельности с операциями по доработке (сортировке, расфасовке, упаковке), перевозке, страхованию закупаемых и реализуемых товаров.2

Фирмы могут классифицироваться не только по конкретному виду, но и  по степени охвата видов хозяйственной  деятельности. Возможно разграничение  фирм на моноотраслевые и диверсифицированные (многоотраслевые).

Различают два типа диверсифицированных  фирм. Относящиеся к первому типу при всем многообразии сфер деятельности сохраняют достаточно выраженное профилирующее производство (основную специализацию). По организационной структуре такие фирмы, как правило, представляют собой концерны.

Второй тип диверсифицированных  фирм – так называемые конгломератные фирмы. В отличие от фирм первого  типа в них отсутствует доминирующее отраслевое ядро, т. е. профилирующее производство. Здесь сосредоточиваются виды хозяйственной деятельности, не имеющие никаких производственных или функциональных связей. Цели конгломератов не направлены на повышение эффективности, они часто спекулятивные (например, получение дополнительной прибыли посредством игры на курсах акций). Конгломераты живут ровно столько, сколько времени удается обеспечивать высокую норму доходности капитала путем приобретения быстрорастущих фирм, а также ликвидации малорентабельных филиалов и отделений. В противном случае они либо распадаются, либо изменяют свою стратегию. Последнее означает концентрацию усилий на производстве одного какого-либо продукта и превращение ранее конгломератной структуры в диверсифицированную фирму первого типа.3

По признаку субъекта права  собственности все фирмы, а точнее, закрепленное за ними имущество, могут находиться в собственности граждан, юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом исключение решающего участия государства в реализации имущественных прав приближает фирму к тому, чтобы называться частной. В рамках частного предпринимательства имеют место индивидуальная и групповая формы собственности и, соответственно, три основных типа фирм:

1) единоличные владения, характеризующиеся непосредственным соединением функций владения собственностью и управления;

2) товарищества, которыми на паях владеют два лица и более, особенностями которых являются специализация функций управления и неограниченная ответственность совладельцев за деятельность партнеров;

3) общества, где существует отделение функций управления от функций собственности, но уже при ограничении ответственности за деятельность фирмы.

С точки зрения национальной принадлежности капитала и масштабов  деятельности все фирмы могут  быть классифицированы как национальные либо транснациональные. Транснациональные  корпорации (ТНК) – это, как правило, крупные концерны, для которых характерна международная диверсификация деятельности.4

По количественному критерию фирмы принято подразделять на крупные, средние и мелкие предприятия  или так называемый малый бизнес. Критериями при этом могут быть: объем продаж, величина собственного капитала фирмы, численность работающих. Использование перечисленных критериев в комплексе позволяет получить более достоверную оценку «размеров» фирмы, чем при применении одного из них. Вместе с тем в связи с особым положением малого бизнеса в рыночной экономике и существующей не только в России, но и в других странах системы государственных мер, обеспечивающих его поддержку, принято устанавливать численность работающих в качестве критерия, ограничивающего группу предприятий. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Максимизация прибыли MR=MC.

 

Ориентируясь при выборе решения на минимально возможный  уровень затрат, фирма, как правило, рассматривает эту задачу не как  самоцель, а как средство решения  более общей задачи — максимизация прибыли. Эта цель является главной  для любой фирмы, даже если она  не формулируется в виде ведущего мотива ее деятельности.

В ряде случаев фирмы могут  ставить своей целью не максимизацию прибыли, а какие – либо другие задачи, например, увеличение объема продаж, достижение общественного признания, и для их решения пожертвовать какой-то частью прибыли, удовлетворившись её более скромным уровнем. Такая  мотивация поведения фирм носи название удовлетворительного поведения. Однако и в этом случае не обойтись без  стремления к максимизации прибыли, по крайней мере, в долгосрочном периоде, так как только стремление к прибыли позволит рационально  распределить ресурсы, обеспечить высокую  эффективность, а следовательно, получить возможность успешно реализовать  выбранные цели.

Максимизация прибыли  для фирмы означает поиски путей  получения наибольшей экономической  прибыли, то есть разницы между общим  доходом и общими издержками.

Pm = TR - TC

Pm - общая или чистая экономическая прибыль;

TR – общий доход, определяемый как произведение количества проданной продукции на её цену;

TC – общие издержки, включающие и прямые, и косвенные.

Если выпуск и реализация будут увеличиваться, то при неизменной цене и общий доход, общие издержки будут возрастать: доход – в  силу роста продаваемого количества, издержки – в силу действия закона убывающей отдачи. Прибыль будет  иметь место до тех пор, пока рост дохода будет превышать рост издержек, а её размеры будут зависеть от соотношения этих величин. Поэтому для решения проблемы максимизации прибыли важно учитывать не общие, а предельные значения рассматриваемых показателей.

Количество, добавляемое  к общему доходу каждой дополнительной единицей выпуска, будет представлять собой предельный доход, а та доза, на которую возрастают общие издержки при выпуске каждой последующей  единицы продукции, — предельные издержки.

Пока предельный доход  превышает предельные издержки, фирма  получает прибыль и, значит, имеет  смысл увеличивать выпуск продукции. Но когда прирост дохода от последней  единицы выпуска сравняется с  приростом затрат на выпуск этой единицы, рост производства следует приостановить, ибо прибавка к прибыли станет равна нулю.

Можно сформулировать общее  правило максимизации прибыли: Фирма  будет увеличивать выпуск до того момента, пока дополнительные затраты  на производство дополнительной единицы  продукции не сравняются с предельным доходом от её продажи. Это называется правилом MC = MR.

Разница между MC и MR будет  представлять собой предельную прибыль (PM)., то есть прибыль, получаемую фирмой от реализации каждой дополнительной единицы выпуска. Если MR > MC, показатель PM будет принимать положительные  значения, свидетельствующие о том, что каждая дополнительная единица  выпуска добавляет определенную дозу к общей прибыли. Когда MR и MC сравняются, это будет означать, что PM = 0, а общая прибыль в этой точке достигнет своего максимума. Дальнейшее наращивание выпуска  приведет к превышению MC над MR и PM принимает  отрицательные значения. В этом случае, когда предельная прибыль становится отрицательной, фирма может увеличить  свою общую прибыль, сокращая уровень  выпуска продукции.6

 

2. Эластичность рыночного предложения.

 

Аналогично понятию «эластичность  спроса» выделяют понятие «эластичность  предложения».Эластичность предложения по 
цене — показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара.

Информация о работе Фирма в рыночной экономике: основные характеристики деятельности