Федеральное агентство лесного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Россия является крупнейшей лесной державой. Леса в ней занимают площадь 779 млн. га, что составляет почти половину территории России и около одной четверти мировых лесных ресурсов. Лесные ресурсы оказывают существенное влияние на экономику более 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленной продукции. Следует обратить внимание на то, что около 94% лесов произрастает на землях лесного фонда.

Файлы: 1 файл

Кодификация лесного законодательства России в XIX в доделать.docx

— 76.92 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по административному праву

Тема: Федеральное агентство лесного хозяйства

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Очно-заочного отделения,

 

Введение

Россия является крупнейшей лесной державой. Леса в ней занимают площадь 779 млн. га, что составляет почти половину территории России и около одной четверти мировых лесных ресурсов. Лесные ресурсы оказывают существенное влияние на экономику более 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленной продукции. Следует обратить внимание на то, что около 94% лесов произрастает на землях лесного фонда. 

Однако вклад лесного сектора в экономику страны не соответствует огромному ресурсному потенциалу лесов. Доля лесной продукции в валовом внутреннем продукте не превышает 3%. Расчетная лесосека используется менее чем на четверть. Россия, имея самые большие в мире лесные ресурсы, значительно отстает в торговле продукцией глубокой переработки древесины от ведущих стран мира. 

В одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. N 69-р Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы были предусмотрены мероприятия по развитию лесного хозяйства, направленные на повышение интенсивности его ведения, и росту доходов от использования лесных ресурсов при обеспечении мероприятий по лесовосстановлению и улучшению качества лесов в целях выполнения им экологической функции. 

4 декабря 2006 г. был принят новый  Лесной кодекс Российской Федерации , вступивший в силу 1 января 2007 г., который устанавливает правовое регулирование, направленное на существенное повышение эффективности и объемов использования лесов, совершенствование арендных отношений, решение задач по развитию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, создание благоприятных условий для инвестиций в лесной сектор экономики. Согласно п. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации лес, как и другие природные ресурсы, является национальным достоянием.

Необходимо было решить две важнейшие и взаимосвязанные задачи - повышение эффективности использования лесов при одновременном сохранении их средообразующих, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, поскольку лесные экосистемы, являющиеся основным компонентом природной среды, обеспечивают естественное регулирование большинства протекающих в экологической системе Земли процессов.

Названная выше Концепция развития лесного хозяйства устанавливает: «Целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, то есть соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия».

Термин «лесное хозяйство» используется лишь в названной Концепции и не повторяется в тексте действующего ЛК РФ. В Концепции этот термин употребляется для обозначения лесной отрасли экономики, внутри которой действует достаточно четко организованное государственное управление.

Действующий ЛК РФ содержит ряд принципиально новых положений, в основе которых лежит концепция более активного внедрения рыночных механизмов в лесные отношения. В ЛК РФ впервые в лесное законодательство включены нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность в лесном секторе.

В качестве центрального правового института ЛК РФ можно считать институт использования лесов. Кодекс закрепил новые виды использования лесов, перечень которых значительно расширился. В упомянутой Концепции развития лесного хозяйства на 2003 - 2010 гг. организация рационального использования лесов названа стратегически важной задачей. Данные обстоятельства определяют необходимость научного исследования и теоретического осмысления основного института лесного права - института использования лесов, ключевым для которого является организация лесного хозяйства.

Сказанное определяет актуальность и высокую практическую значимость исследования темы настоящей работы. Целью работы является исследование и анализ действующего правого регулирования организации лесного хозяйства нашей страны.

Поставленная цель требует ля своего достижения выполнения в рамках настоящей работы следующих задач:

1) Осветить вопросы кодификации  лесного законодательства России в XIX в.

2) Сформулировать основные функции Федерального агентства лесного хозяйства.

3) Понять цели государственной инвентаризации лесов.

 

 

4) Описать вопросы лесной науки и образования.

5) Описать полномочия межведомственное комиссии по профилактике лесонарушений.

6) Исследовать федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана).

Поставленные цели и определенные выше исследовательские задачи оказали влияние на формирование внутренней структуры настоящей работы.

  1. Кодификация лесного законодательства России в XIX в.

Под кодификацией в дореволюционной российской правовой науке понимался род "законодательной деятельности, направленной на приведение в известность, упорядочение, систематическое объединение и выражение в виде общего закона права страны в целом его объеме или важнейших частях"1. Само это теоретико-правовое понятие пришло в Россию из Европы, где впервые было введено в XVIII в. англичанином Иеремией Бентамом. Венцом осуществленной М.М. Сперанским по указанию Николая I соответствующей реформы стало начало составления Свода законов Российской империи. Вышедшая в 1842 г. 1-ая часть его VIII тома содержала отдельную отраслевую кодификацию норм лесного законодательства, озаглавленную "Сводом учреждений и уставов лесных" или "Устав лесной" в сокращенном наименовании.

В период генезиса Свода законов как формы систематизации норм российского права доктрина о подразделении его на отрасли в юридической науке еще не получила надлежащей разработки. Между тем отраслевой принцип классификации законодательных установлений именно в Своде законов был впервые реализован практически. Присутствующая в нем отдельная кодификация норм об охране и рациональном использовании леса позволяет говорить о существовании в Российской империи лесного права как относительно самостоятельной отрасли. Намеренное вынесение норм об эксплуатации лесных угодий за рамки гражданского и общего уголовно-полицейского права очевидно свидетельствует об объективной потребности законодателя в рассмотрении соответствующих общественных отношений в качестве обособленного объекта правового регулирования.

Действительно, еще в период зарождения Древнерусского государства, большая часть которого была покрыта лесами, общество выработало систему обычно-правовых установлений, нормировавших антропогенное воздействие на лесные ресурсы. Исследования дореволюционных этнографов показали, что ключевые институты лесного права Российской империи стали лишь юридическим закреплением значительно более ранних правовых обычаев. В частности, С.В. Максимов подчеркивал: "Наши заповедные рощи по своему происхождению и по своей идее несомненно имеют много общего со священными пущами глубокой древности: и там и здесь "заповедь" преследует одну цель - охрану деревьев"2.

В наиболее масштабной общей доимперской кодификации российского права - Соборном уложении 1649 г. - нормы, регулировавшие лесные отношения, присутствуют, но в особый раздел еще не выделяются. На всем протяжении XVII - XVIII столетий в России выходило большое количество специальных нормативно-правовых актов об охране и использовании леса. Это указывает на формирование отраслевого регулирования в данной сфере, однако недостаточное оформление лесного права как самостоятельной отрасли с четко выраженными целями и принципами обусловило на данном историческом этапе экстенсивность эволюции лесного законодательства, что и вызвало потребность в его последующей кодификации.

Характеризуя зарождение и дальнейшее развитие лесного права, М. Романовский отмечал: "Все узаконения допетровского периода относительно лесов имеют значение случайных распоряжений правительства, вызываемых каждый раз частными случаями. Ни строгой системы и постепенности, ни ясно сознанной общей цели, к которой бы стремился законодатель, в них не заметно"3.

Действительно, при Петре I как минимум по двум причинам - ввиду непрекращающегося процесса истребления лесов в центральной части России и потребности государства в создании флота - возникла необходимость в правовом регулировании лесных отношений. Причем установление правил лесопользования повлекло за собой урегулирование имущественных (дореволюционные исследователи указывали на разделение лесов на государственные и частные4 управленческих и охранительных отношений. Однако в этот период принимается не один нормативный правовой акт, а множество указов и узаконений, которые, как отмечается в литературе, впоследствии "составили отдельный свод под названием "Инструкции Обер-Вальдмейстеру" (1723 г.). Составление сборников действующих узаконений как прием хронологической систематизации законодательства использовался вплоть до XIX века и сохранился даже после создания Свода законов Российской империи.

В последующие годы принимается множество нормативных правовых актов, регулировавших отдельные группы лесных отношений. Расширялся круг регламентируемых отношений, менялся и характер регулирования. Еще одна тенденция - принятие нормативных актов, регулирующих лесные отношения в отдельных регионах империи.

Описывая характер правоустановлений в области лесных отношений, С. Ведров писал: "История лесного законодательства как в Западной Европе, так и у нас в России представляет значительные колебания, зависящие от перемены воззрений по этому вопросу в науке и в жизни. От строгих постановлений законодательства XVIII в. внезапно переходили к полной свободе частного лесовладения, чтобы затем снова обратиться к системе умеренного охранения лесов путем закона"5. Что же касается расширения сфер правовой регламентации, то, в частности, в царствование Анны Иоанновны, в 1732 г., была принята Инструкция, или устав, о заводе и о севе для удовольствия Ее Императорского Величества флота вновь лесов.

При Елизавете Петровне, как отмечает Н. Шелгунов, 13 мая 1754 г. "издана инструкция межевщикам и повелено произвести межевание земель и лесов"6. По словам автора, именно этот нормативный акт послужил основанием для начала проведения генерального межевания, предпринятого, как известно, Екатериной II. Подводя итог обзору деятельности Екатерины II, Н. Шелгунов отмечал, что "самые замечательные распоряжения Екатерины составляют: предоставление в 1782 г. частным владельцам полного права собственности над своими лесами, дозволение свободной торговли лесом внутри и вне государства, повеление 1766 г. о генеральном размежевании и определении попенных и посаженных денег с лесов, отпускаемых из казенных дач"7. Важно также отметить, что указ 1782 г. "О праве собственности владельцев на леса, в их дачах растущие»8 отменил монополию государства на производство и продажу смолы и поташа, а также упразднил сбор в казну с бортей и пчелиных угодий.

В литературе высоко оценивается роль Павла I в развитии лесного законодательства. Н. Шелгунов, в частности, пишет о том, что при Павле появляются такие постановления, без которых не могло обойтись составление Свода законов9. Наряду с организационными мерами - созданием в 1798 г. Лесного департамента - из наиболее значительных нормативных актов следует отметить принятие в том же году Инструкции обер-форстмейстерам и Форстмейстерам (в основу Инструкции был положен проект устава о лесах, разработанный при Екатерине II, но так и не получивший силу закона). В 1799 г. принимается нормативный акт, устанавливающий ответственность за самовольную порубку деревьев в виде штрафов и такс10. Впервые вводятся таксы на продажу леса по породе деревьев и их размерам11. Надо отметить, что таксовая система действует и по сей день.

Все принимаемые нормативные акты, регулировавшие лесные отношения, имели различную правовую форму и регулировали отдельные группы (или несколько групп) лесных отношений. Не избежал фрагментарности в правовой регламентации лесных отношений и документ, который впервые приобрел наименование устава.

Высочайшим указом Александра I от 16 декабря 1801 г. Адмиралтейств-коллегии было поручено рассмотреть Устав о лесах по Белорусской провинции в особой Комиссии и соотнести его с иными уставами и положениями о лесах, действовавшими в то время. Однако было решено, что, поскольку на всей территории России "одинаковое постановление о лесах на все части едва ли может быть удобно, то сделать особые постановления на некоторые части, различающиеся по местному их положению"12. Во исполнение этого положения Комиссия провела ревизию как ранее действовавших, так и современных постановлений о состоянии казенных лесов и составила проект Устава, нацеленного на регулирование следующих отношений по лесопользованию:

1) организация управления  лесами, их охрана и использование ("на каком основании предполагается  постановить сию столь важную  в государстве часть в надлежащий  порядок в рассуждении управления  лесами, прочного их сбережения  и употребления, как на казенные, так и на частные нужды с  хозяйственной бережливостью");

2) определение мер по  сохранению лесов ("какие принять  меры к отвращению во многих  Губерниях уже претерпеваемого, а в других приближающегося  недостатка в лесах, не только  для продовольствия жителей, но  и в рассуждении нужд казенных  и благосостояния флота");

3) упорядочить плату, взимаемую  за пользование лесами ("от  излишних, где оные изобилуют в чрезвычайном количестве, какую составить прибыль казенную, без отягощения народа и без потери пользы государства").

Информация о работе Федеральное агентство лесного хозяйства