Административный надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования определила постановку следующих задач:
- раскрыть понятие, признаки дать общую характеристику административного надзора;
- показать, каким образом происходит правовое регулирование деятельности органов, осуществляющих надзорную деятельность;
- раскрыть, каким образом происходит взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти в сфере надзора как подчиненных друг другу, так и находящихся в независимых друг от друга отношениях;

Содержание работы

Введение………………………………..……………………….………..…3
1. Понятие и признаки административного надзора ………………...…..5
1.1. Понятие и характерные черты административного надзора …...…..7
1.2. Принципы административного надзора ………………………...….13
2. Субъекты административного надзора……………………………….16
2.1. Общая характеристика субъектов административного надзора.….17
2.2. Виды субъектов административного надзора……………………...21
Заключение……………………………………………………….……….27
Список используемой литературы ……………………………………..29

Файлы: 1 файл

Адм надзор.docx

— 55.76 Кб (Скачать файл)

1. Федеральные органы  исполнительной власти, главной  задачей которых является систематический, вневедомственный контроль и  надзор за соблюдением специальных  правил;

2. Территориальные органы  исполнительной власти, которым  также поручена задача осуществления  надзора в установленной сфере (на уровне субъектов Российской  Федерации);

3. Разнообразные организационные  структуры (аппараты, коллегии, структурные  подразделения органов – местное  самоуправление), которые осуществляют  надзор наряду с другими видами  деятельности7.

Служба является основным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Рассмотрим представленную выше систему несколько подробнее на примере некоторых органов.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля, за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, а также иные полномочия в сфере административного надзора;

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных. Коме этого, данная служба осуществляет надзор в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, а также государственный пожарный надзор в лесах др8.

Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, фармацевтической деятельностью соблюдением государственных стандартов и технических условий на продукцию медицинского назначения;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека также является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор в сфере санитарно-эпидемиологического надзора в сфере надзора на потребительском рынке, защиты прав потребителей. В данной сфере также действуют федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в тех же целях в Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора9.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), называвшаяся ранее Федеральной регистрационной службой, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим помимо основных функций, функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности. В полномочия Росерестра входят:

-надзор за исполнением  саморегулируемыми организациями  оценщиков требований Федерального  закона "Об оценочной деятельности  в Российской Федерации;

-контроль (надзор) за соблюдением  саморегулируемыми организациями  арбитражных управляющих федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов, регулирующих деятельность  саморегулируемых организаций;

-государственный мониторинг  земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного  назначения);

-государственный метрологический  надзор в области геодезической  и картографической деятельности;

-государственный геодезический  надзор за геодезической и картографической деятельностью.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:

-о гражданской авиации;

-о торговом мореплавании;

-о внутреннем водном  транспорте Российской Федерации;

-о порядке осуществления  международных автомобильных перевозок (транспортный контроль);

-о безопасности движения  и эксплуатации железнодорожного  транспорта, а также промышленной  безопасности на железнодорожном  транспорте;

-об организации, обеспечении  и выполнении организациями морского, внутреннего водного и железнодорожного  транспорта перевозок высших  должностных лиц Российской Федерации  и иностранных государств;

-об обеспечении пожарной  безопасности при эксплуатации  воздушных, морских судов, судов  внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих  объектов, железнодорожного подвижного  состава;

-о транспортной безопасности.

Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации, и оказанию государственных услуг в сфере миграции, в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и другие10.

Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, задачей которого является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации, являются:

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору – при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов.

Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые указами Президента Российской Федерации возложено осуществление государственного строительного надзора.

Органы государственного энергетического надзора, осуществляющие его в установленной сфере деятельности, являются:

1. главный государственный  инспектор Российской Федерации  по энергетическому надзору, его  заместители;

2. старшие государственные  инспектора по энергетическому  надзору;

3. государственные инспекции  по энергетическому надзору11.

Необходимо отметить о том, что надзор происходит и непосредственно в самих органах. Так, министерство образования и науки издает приказы, регламенты на наделение дополнительными функциями. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет функции по надзору за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в целях проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны. Его осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы, в полномочия которых входит:

а) организация и осуществление надзора за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны;

в) взаимодействие при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны с органами государственного надзора в других сферах деятельности;

г) организация и проведение плановых и внеплановых проверок выполнения установленных требований в области гражданской обороны;

ж) осуществление других мер по государственному надзору в области гражданской обороны, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сферы деятельности всех органов власти, должностных лиц и граждан очень многообразны и различны. Каждая из них требует своего регулирования, наблюдения, проверки, контроля и надзора. Субъекты административного надзора, как уже выяснилось, выполняют в большинстве своем, функции по контролю и надзору в том круге действий, в котором действует их компетенция. Основными надзорными органами являются службы, которые работают как непосредственно, так и через территориальные органы, которые помогают федеральным органам на региональном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне местного самоуправления (например, государственная жилищная инспекция города Москвы, Региональная инспекция по надзору на железнодорожном транспорте России и др.)12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать выводы, что настоящее время отсутствует четкое разграничение понятий государственный контроль и государственный надзор, как в теоретических исследованиях, так и в законодательстве. Это затрудняет практику проведения государственного контроля и надзора, создает возможность для злоупотреблений законом и несоблюдение предписанных правил.

Административный надзор – это систематическая деятельность уполномоченных государственных органов по проверке соблюдения исполнения законов и иных нормативных актов поднадзорными объектами, осуществляемая в пределах установленной компетенции. Государственный надзор осуществляется, как правило, по инициативе государственного органа. По итогам государственного надзора могут применяться административно – принудительные меры (приостановление деятельности, изъятие, наложение административного наказания, принуждение к отказу от выполнения определенных действий и др.). Критериями отнесения деятельности федеральных органов исполнительной власти к надзорной являются:

- систематичность деятельности  государственных органов;

- цель – проверка соблюдения  исполнения законов и иных  нормативных актов поднадзорными  объектами;

- наличие инициативы государственного  органа;

- влияние по результатам  проверки на поднадзорный объект  с задачей исключить повторения  правонарушений в будущем, исправить  работу объекта.

Сфера, охватываемая государственным контролем и надзором на, зависит от самого понятия "административный надзор" которое в настоящее время законодательно не урегулировано. Для определения границ административного надзора, повышения эффективности защиты от нарушения законности, целесообразно закрепить в будущем понятие административного надзора.

Информация о работе Административный надзор