Административный надзор в сфере общественного правопорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».Порой сам человек своим девиантным поведением нарушает установленные законы, что может вызывать нарушение правопорядка. Именно для поддержания общественного порядка, пресечения правонарушения и обеспечения в стране законности осуществляется административный надзор. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушения законности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА.......................................................5
1.1 Понятие и сущность административного надзора...............................5
1.2 Органы административного надзора и их полномочия.......................9
1.3 Организация административного надзора..........................................16
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА.......................19
2.1 Санитарно-эпидемиологический надзор.............................................19
2.2 Государственный пожарный надзор....................................................20
2.3 Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.........................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................29

Файлы: 1 файл

Административный надзор.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

-посещать объекты  надзора только во время исполнения служебных обязанностей;

-предъявлять  служебное удостоверение и распоряжение, на основании которого проводится  проверка;

-предоставлять  должностным лицам юридического  лица или индивидуальным предпринимателям  либо их представителям, присутствующим  при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

-знакомить с  результатами мероприятий по  контролю;

-по итогам  проверки составить акт установленной  формы в двух экземплярах, один  из которых вручить под расписку  законному представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю);

-не распространять  охраняемую законом тайну;

-принять меры  по фактам выявленных им нарушений;

-доказывать  законность своих действий, если  они будут обжалованы.

При проведении проверок должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции, изымать оригиналы проверяемых документов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели  обязаны вести журнал учета мероприятий  по контролю, куда вносятся основные сведения о проведенной проверке и ее результатах. Они обязаны представлять документы, информацию, образцы, которые являются объектами надзорных мероприятий, а также обеспечивать по требованию органов надзора присутствие своих представителей при проведении контрольных мероприятий.

Должностные лица юридического лица, индивидуальные предприниматели  и их представители вправе:

-непосредственно  присутствовать при проведении  мероприятий по контролю, давать  объяснения по вопросам, относящимся  к предмету проверки;

-получать информацию, предоставление которой предусмотрено  нормативными правовыми актами;

-знакомиться  с результатами мероприятий по  контролю и указывать в актах  о своем ознакомлении, согласии  или несогласии с ними, а также  с отдельными действиями проверявших их должностных лиц;

-обжаловать  действия (бездействие) должностных  лиц органов государственного  контроля (надзора) в административном  и (или) судебном порядке.

ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА

  • 2.1 Санитарно-эпидемиологический надзор

  • В сфере здравоохранения  действует специальная надзорная  служба, представленная Департаментом  государственного санитарно-эпидемиологического  надзора Минздрава России.

    Основные функции  этой службы связаны с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В этих целях служба разрабатывает и утверждает правила, нормы и гигиенические нормативы; осуществляет надзор за соблюдением санитарного законодательства; проводит санитарно-гигиеническую экспертизу строящихся и эксплуатируемых предприятий и других объектов; устанавливает нормы гигиенической и эпидемиологической безопасности продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, товаров народного потребления, объектов природной среды (атмосферы, вод, почвы) и т.д.

    В настоящее  время в порядке надзора осуществляются мероприятия по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, наркотических и психотропных средств, незаконного использования этилового спирта, а также по обеспечению помощи населению в условиях стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Для этого действует Всероссийская служба медицинских катастроф.

    Департамент надзора  возглавляет Главный государственный  санитарный врач. Он и другие должностные  лица, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор, наделены значительными полномочиями административного характера. Так, они вправе изымать образцы (пробы) материалов, веществ, пищевых продуктов для проведения гигиенической экспертизы; приостанавливать или прекращать работы по строительству, эксплуатацию действующих предприятий и транспортных средств; временно отстранять от работы носителей инфекционных заболеваний; применять меры административной ответственности к нарушителям санитарно-гигиенических правил (ст. 42– 45 КоАП) и т.д.

    Решения органов  надзора, принятые в рамках их компетенции, обязательны на всей территории РФ.

  • 2.2 Государственный пожарный надзор

  • Государственный пожарный надзор – осуществляемая в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.

    В целях обеспечения  пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов  Государственного пожарного надзора  Федеральной противопожарной службы, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также должностными лицами требований пожарной безопасности.

    Основной задачей  Государственного пожарного надзора  является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также  имущества организаций от пожаров  и ограничение их последствий.

    К органам Государственного пожарного надзора относятся:

    -структурное  подразделение центрального аппарата  Министерства Российской Федерации  по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят  вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

    -управления  Государственного пожарного надзора  территориальных органов Министерства  Российской Федерации по делам  гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

    -управления (отделы, отделения) Государственного пожарного  надзора территориальных органов  Министерства Российской Федерации  по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);

    -отделы (отделения,  инспекции, группы) Государственного  пожарного надзора подразделений  Федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации  профилактики и тушения пожаров  в закрытых административно-территориальных образованиях.

    Органы Государственного пожарного надзора в рамках своей  компетенции:

    -организуют  и осуществляют надзор за соблюдением  требований пожарной безопасности;

    -проводят дознание  по делам о пожарах и по  делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

    -ведут в установленном  порядке производство по делам  об административных правонарушениях  в области пожарной безопасности;

    -рассматривают  обращения и жалобы граждан  и организаций по вопросам  обеспечения пожарной безопасности.

  • 2.3 Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

  • 1 июля 2011 года  вступил в законную силу Федеральный  закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном  надзоре за лицами, освобожденными  из мест лишения свободы» (далее  - Закон).

             В статье 1 Закона определено, что административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим же Законом.

        Административный  надзор устанавливается для предупреждения  совершения преступлений и других  правонарушений лицами, в отношении  которых устанавливается  надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

             Административный надзор устанавливается  судом в отношении совершеннолетнего  лица, освобождаемого или освобожденного  из мест лишения свободы и  имеющего непогашенную или неснятую  судимость, за совершение:

    1)     тяжкого или особо тяжкого  преступления;

    2)     преступления при рецидиве преступлений;

    3)     умышленного преступления в отношении  несовершеннолетнего.

           При наличии этих оснований  административный надзор устанавливается, если:

    1) лицо в период  отбывания наказания в местах  лишения свободы признавалось  злостным нарушителем установленного  порядка отбывания наказания;

    2) лицо, отбывшее  уголовное наказание в виде  лишения свободы и имеющее  непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

    Законом из этого  правила установлены исключения:         в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения  свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве, административный надзор устанавливается независимо от наличия указанных выше дополнительных оснований для установления надзора.

    Судом в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

    1) запрещение  пребывания в определенных местах;

    2) запрещение  посещения мест проведения массовых  и иных мероприятий и участия  в указанных мероприятиях;

    3) запрещение  пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

    4) запрещение  выезда за установленные судом  пределы территории;

    5) обязательная  явка от одного до четырех  раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

    Последнее из перечисленных  ограничений является обязательным.

    При установлении административного надзора в  отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, а также судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. В других случаях надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока погашения судимости.

    Законом предусмотрена  возможность продления срока  административного надзора, установлены правила исчисления срока, определены основания для приостановления течения срока надзора.

    Административный  надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного  учреждения или органа внутренних дел, продлевается на основании заявления  органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя.

    Порядок осуществления  органами внутренних дел административного  надзора устанавливается федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулирования в сфере внутренних дел.

    Закон определяет права и обязанности поднадзорного  лица, а также полномочия органов  внутренних дел при осуществлении административного надзора. Из этих полномочий можно выделить право работников органов внутренних дел входить беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения, а также право вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им ограничений и выполнения иных обязанностей, установленных Законом.

    Информация о работе Административный надзор в сфере общественного правопорядка