Административные наказания: понятие, цели, виды, система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Предметом изучения являются различные нормативно - правовые акты, прежде всего Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также практика судебных органов.
Цели исследования данной темы:
раскрыть понятие административного наказания
рассмотреть виды административных наказаний
изучить систему административных наказаний
определить основные цели административных наказаний

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...…..3
Глава 1. Понятие и цели административных наказаний…...….….4
§1. Понятие административного наказания…………………….…4
§2. Цели административного наказания…………………………...5
Глава 2. Система и виды административных наказаний……....…9
§1. Система административных наказаний………………….…….9
§2. Виды административных наказаний……………………….….12
2.1. Предупреждение…………………………………………..12
2.2. Административный штраф………………………….……13
2.3. Административный арест……………………..……….....15
2.4. Лишение специального права…………………….………17
2.5. Дисквалификация……………………………….…………18
2.6. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства…….............................…….....19
2.7. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения…………………………21
2.8. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения…………………….…...22
2.9. Административное приостановление деятельности….…23
Глава 3. Назначение административного наказания………………24
Заключение………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Рассматриваемая система  позволяет обеспечить  возможность дифференцированного применения к правонарушителям административных наказаний. Она не только содержит перечень административных наказаний, но определяет их соотношения между собой как отдельных частей единой системы. Законодательством РФ могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные наказания.

Закон подразделяет административные наказания на основные и дополнительные.5 Под основными наказаниями понимаются наказания, которые применяться самостоятельно. Под дополнительными наказаниями понимаются наказания, которые применяются вместе с основными. Административные наказания, которые бы явились лишь дополнительными, действующим административным правом не предусмотрены. Возмездное изъятие, конфискация предмета и административное выдворение может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний,  остальные – только в качестве основных.

Система административных наказаний в своем философско-правовом (широком) понимании представляется как внутренне организованное единство, состоящее из иерархически упорядоченного множества относительно самостоятельных видов административных наказаний, совокупность которых выражает комплексно-функциональное предназначение административного наказания в социальной среде.

Из данного определения вытекают все основные и характерные признаки:

  1. общий и выражает логику системообразующих связей элементов любой системы. Виды административных наказаний как элементы системы административных наказаний объединены и тем самым находятся в объективно соединенном состоянии по определенным признакам, например, единый порядок наложения, одни и те же цели применения.
  2. структурно-иерархическое единство. Система административных наказаний является двухуровневой, т.е. относительно простой системой, причем виды таких наказаний образуют второй уровень системы. Система образует собой единство в результате структурно-иерархической упорядоченности ее элементов - видов административных наказаний, определяющей функциональные зависимости и взаимодействие. Представляется более правильным упорядочить виды административных наказаний (при сохранении принципа построения - от менее сурового наказания к более суровому) следующим образом: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; дисквалификация; административное приостановление деятельности; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; административный арест. Подобный подход к построению системы административных наказаний имеет немаловажное значение, поскольку ориентирует правоприменителя на первоочередное применение менее сурового административного наказания, если таковое допускается санкцией соответствующей статьей Особенной части КоАП РФ.
  3. относительная самостоятельность. Система административных наказаний проявляет свойство относительной самостоятельной категории, обусловливающей сравнительную автономность своего функционирования, степень которой определяет уровень данной системы. В то же время сама по себе система административных наказаний не имеет прямого действия, и при рассмотрении конкретного дела и применении административного наказания административно-юрисдикционный орган руководствуется санкциями статей Особенной части КоАП РФ, избирая вид административного наказания, содержащийся в этой санкции.
  4. относительная устойчивость. Система административных наказаний - относительно устойчивая правовая категория, в пределах которой допустимы изменения свойств ее элементов - видов административных наказаний и их связей. Отсюда следует также, что данная система носит не открытый характер, что не всегда тождественно, однако, выводу об исчерпывающем характере перечня административных наказаний.

Из рассмотренных выше признаков можно сделать вывод  о том, что в правовом (узком) понимании  система административных наказаний  представляется как относительно самостоятельная и устойчивая в структуре административного принуждения упорядоченная по критерию сравнительной суровости совокупность видов административных наказаний, взаимодействие и взаимосвязь которых обусловлены единством функционального назначения административного наказания в административно-наказательной политике государства.6

§2. Виды административных наказаний.

2.1.Предупреждение.

Предупреждение –  вид административного наказания, который выражается в официальном  порицании физического или юридического лица и выносится в письменной форме. Предупреждение налагается за совершение малозначительного административного правонарушения и в том случае, если данная санкция содержится в нормах Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности.7

Предупреждение может  применяться только в качестве основного  наказания. К предупреждению может  быть присоединено дополнительное взыскание, если таковое предусмотрено в  санкции соответствующей нормы. Предупреждение выносится только в  письменной форме, что позволяет отличать его от устного замечания, которое применяется в случаях освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение.

Назначение административного  наказания в виде предупреждения за совершение административного правонарушения осуществляется в порядке упрощенного производства. Лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года. В соответствии с Федеральным законом были внесены изменения

 

2.2. Административный  штраф.

Административный  штраф — это денежный начет  на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Будучи наказанием имущественного характера, он достаточно эффективен, наиболее распространен и может применяться только в качестве основного административного наказания. Штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.8

Административный  штраф может выражаться в величине, кратной:

1)  минимальному  размеру оплаты труда (без учета  районных коэффициентов), установленному  федеральным законом на момент  окончания или пресечения административного правонарушения;

2)  стоимости  предмета административного правонарушения  на момент окончания или пресечения  административного правонарушения;

3)  сумме неуплаченных  налогов, сборов, подлежащих уплате  на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа.

Размер административного  штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ.

Размер административного  штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц — 50 МРОТ, на юридических лиц — 1000 МРОТ.

Например, судья Свердловского  областного суда Гилязова Е.В. по делу №71-345 решила: постановление судьи  Артемовского городского суда от 03 сентября 2009 года, которым индивидуальному предпринимателю С. назначено административное наказание по ст. ст. 6.3, 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 1 000 рублей, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.9

Говоря о  величине административного штрафа, кратной минимальному размеру оплаты труда, следует обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом «О минимальном  размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда, из которого рассчитывается величина административного штрафа, в настоящее время принимается за 100 рублей.

Размер административного  штрафа, исчисляемого исходя из стоимости  предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

Сумма административного  штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ. Бюджетным кодексом РФ штрафы рассматриваются как виды неналоговых доходов бюджетов.

 

2.3. Административный арест.

Административный  арест устанавливается и применяется  в качестве основного административного наказания и заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества.10 Срок административного ареста исчисляется сутками и устанавливается до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне контртеррористической операции – до 30 суток. При этом срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административный арест не считается лишением свободы и не влечет судимости.

Административный арест  устанавливается и назначается  лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. К таким административным правонарушениям в КоАП РФ относятся следующие: невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием;11 неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы;12 невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом;13 мелкое хулиганство;14нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия, или пикетирования;15нарушение требований режима чрезвычайного положения; 16самовольное оставление места отбывания административного ареста.17

При этом административный арест не может применяться к  беременным женщинам и женщинам, имеющим  детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам  первой и второй групп.

Порядок отбывания  административного ареста:

  • Арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке (далее именуются - специальные приемники).
  • Арестованные доставляются в специальный приемник органом внутренних дел, производившим их задержание.
  • При поступлении в специальный приемник арестованные подлежат дактилоскопированию и фотографированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • В специальных приемниках арестованные содержатся в закрытых на замки камерах под постоянной охраной.
  • Камеры специального приемника оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми нормативными документами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
  • В специальных приемниках арестованные обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями (на время сна).
  • Арестованные, вновь поступившие в специальный приемник, проходят первичный медицинский осмотр, осуществляемый медицинским работником с целью выявления лиц, нуждающихся в медицинской помощи, и больных.
  • Медицинская помощь оказывается арестованным в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Порядок обеспечения арестованных питанием устанавливается Министром внутренних дел Российской Федерации.
  • Во время содержания в специальном приемнике арестованным разрешается получать передачи.
  • Арестованным разрешается прогулка в дневное время продолжительностью не менее одного часа на охраняемой территории специального приемника.
  • Арестованные пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
  • Арестованные обязаны выполнять требования режима содержания, определяемые правилами внутреннего распорядка специальных приемников, утверждаемыми Министром внутренних дел Российской Федерации.
  • Арестованным при освобождении из специального приемника по отбытии срока ареста выдается справка, в которой указываются срок нахождения под арестом и основания освобождения.18

 

2.4. Лишение специального  права.

Под лишение  специального права понимается лишение  физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права. Согласно КоАП РФ это наказание устанавливается  за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных  статьями Особенной части КоАП РФ лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Вместе с тем КоАП РФ предусматривает случаи ограничения применения данного наказания. Так, лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушении установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.19

 

2.5. Дисквалификация.

Дисквалификация как вид административного наказания заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом.

Таким образом, дисквалификация как мера административной ответственности складывается по существу из двух элементов:

    • лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица. Его сущность состоит в прекращении трудового договора (контракта) с дисквалифицированным лицом;
    • лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет), что означает прекращение осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности.

Следовательно, административное наказание в виде дисквалификации запрещает занимать определенные должности, связанные  с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций юридического лица. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Информация о работе Административные наказания: понятие, цели, виды, система