Административно-правовые формы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:16, реферат

Описание работы

Цель работы - исследование проблем, связанных с административно-правовыми формами и методами.
Задачи контрольной работы:
- рассмотреть понятие и сущность административно-правовых форм;
- классифицировать административно-правовые формы;
- изучить понятие, сущность и виды административно-правовых методов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и сущность административно-правовых форм 5
2 Классификация административно-правовых форм 8
3 Понятие, сущность и виды административно-правовых методов 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Файлы: 1 файл

Административно-правовые формы и методы.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

 

высшего профессионального  образования

 

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ДВФУ)

 



 

 

 

Код специальности, специальность

 

Фамилия Имя Отчество студента

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Административное право»

 

на тему «Административно-правовые формы и методы»

 

 

 

Выполнил студент гр.

 

Проверил ______________________

_______________________________

зачтено/незачтено

 

 

Владивосток

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  3 

1 Понятие и  сущность административно-правовых  форм  5

2 Классификация  административно-правовых форм 8

3 Понятие, сущность  и виды административно-правовых  методов 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Система государственного управления заключается в совокупности целей и принципов воздействия  государственных органов на общество (общественную жизнедеятельность). Система  этого воздействия объединяет в  себе не только совокупность органов  государственной власти и государственного управления вместе с их персоналом. Составной частью системы является и совокупность реализуемых ими функций, комплекс используемых методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления (управляющими и управляемыми сторонами правоотношений), необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т. п.

Реализация исполнительной власти требует оснащения ее механизмом, с помощью которого ее задачи и функции могут быть воплощены в практической государственно-управленческой деятельности. Исполнительная власть не реализуется сама по себе. Она должна действовать, проявлять себя в разнообразных общественных отношениях, т.е. быть динамичной. Соответственно, она всегда воплощается в конкретных действиях разнообразного характера и назначения, способных выразить ее содержание и направленность. Совершают эти действия субъекты управления, т.е. исполнительные органы (должностные лица), причем повседневно [1].

Выбор тех или иных форм государственного управления зависит от многих обстоятельств: характера компетенции данного органа, особенность объекта управляющего воздействия, конкретные цели, совершаемых управленческих действий и др.

Административно-правовые методы позволяют получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из ее непременных элементов.

Проблема административно-правовых методов - убеждения и принуждения  в современном обществе - это проблема методов социального (государственного и негосударственного) управления экономическими, политическими, социальными, духовными и правовыми процессами, это проблема методов регулирования взаимоотношений между людьми [2, c.15].

Вышеизложенное позволяет  утверждать, что тема административно-правовых форм и методов государственного управления достаточно актуальна на современном этапе развития государственности и требует более глубокого теоретического исследования.

В контрольной работе будут рассмотрены вопросы, связанные с понятием административно-правовых форм и методов государственного управления, даны их классификация на виды, раскрыто их значение.

Цель работы - исследование проблем, связанных с административно-правовыми формами и методами.

Задачи контрольной работы:

- рассмотреть понятие и сущность административно-правовых форм;

- классифицировать административно-правовые  формы; 

- изучить понятие, сущность  и виды административно-правовых  методов.

Контрольная работа имеет  следующую структуру: введение, три  основных параграфа, заключение и список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие  и сущность административно-правовых  форм

 

Управление, по общепризнанному  определению, является функцией сложных  организационных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный, целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Государственное управление - это деятельность, осуществляемая органами государства и от его имени, иначе говоря, официальная деятельность. Она имеет юридическое значение и в силу этого требует определенного официального оформления [2, c.116].

Формы государственного управления - это внешнее выражение деятельности исполнительного органа власти или должностного лица, осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

Под формой государственного управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

Если такого рода управленческие действия вызывают последствия юридического характера или же имеют определенное юридическое значение, их обобщенно можно обозначить в качестве административно-правовых форм.

Применительно к исполнительной власти форма является способом выражения ее государственно-правового содержания. В частности, она позволяет получить ответ на вопрос — для чего формируется система исполнительной власти, что она и ее отдельные звенья практически делают ради выполнения управленческих задач и функций. При этом имеются в виду такого рода действия, которые типичны в своих основных проявлениях независимо от организационно-правового статуса того или иного исполнительного органа. Само содержание государственно-управленческой деятельности поддается тем самым достаточно отчетливому восприятию.

Категория «форма управления» относится к характеристике не любого участника управленческих общественных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования, а только субъекта управления, т.е. соответствующего исполнительного органа (должностного лица) [2, c. 253]. Речь фактически идет о компетенции этого органа (лица), ибо именно она получает свое соответствующее выражение в его практических действиях. Но компетенция не может быть воплощена в жизнь в виде одноразового, автоматически выполняемого действия. Следовательно, у исполнительного органа (должностного лица) имеется возможность действовать в силу закрепленной за ним компетенции в конкретных управленческих ситуациях тем или иным образом. Иначе говоря, превращение такой возможности в реальность предполагает совершение им в обязательном порядке определенных активных действий. Главное заключается в том, чтобы совершаемые им управленческие по своему характеру действия получили свое внешнее выражение. Не выраженные подобным образом, они не в состоянии вызвать определенные последствия, ради достижения которых они фактически совершались.

Однако действия, совершаемые субъектами исполнительной власти, различны по своему назначению и характеру. А это означает, что  должны быть различными и варианты их внешнего выражения. Очевидно, что  в первую очередь в таком выражении  нуждаются те действия, в которых заключено непосредственное управляющее воздействие; иначе цель управления не будет достигнута. Но исполнительные органы также осуществляют в процессе своей повседневной деятельности и такие действия, прямая связь которых с непосредственным управляющим воздействием на тот или иной объект отсутствует. Имеется в виду подготовка такого воздействия, получение информации о его результатах (например, подготовка проектов управленческих решений, контроль за выполнением принятых и т.п.). И в том, и в другом случае внешнее выражение действий налицо, однако они различаются по своему назначению. Так, если имеется в виду непосредственное воздействие на соответствующий объект, действия такого рода всегда получают свое внешнее выражение «за пределами» аппарата данного исполнительного органа. Они обязательно проявляются в его взаимодействии с управляемыми (например, с нижестоящими исполнительными органами, с гражданами, общественными объединениями и т.п.). Но есть и другого рода управленческие действия, также нуждающиеся во внешним выражении, но уже «внутри» аппарата данного исполнительного органа: различного рода внутри аппаратные или внутриорганизационные действия. Например, это ведение делопроизводства, распределение внутренних обязанностей между работниками аппарата и т.п.

Таким образом, говоря о формах управления, необходимо учитывать, что они могут выступать  в роли [3, c.1-2]:

а) форм реализации исполнительной власти;

б) форм государственно-управленческой деятельности.

Главенствующее  значение, в механизме функционирования исполнительной власти принадлежит первым, так как они выражают внешне-юридическое воздействие. В них внешнее выражение фактически получает сама исполнительная власть со всеми своими атрибутами. Это - формы управления в собственном смысле.

Формы же государственно-управленческой деятельности следует понимать в  широком смысле, т.е. как всю совокупность совершаемых в процессе функционирования для исполнительных органов (должностных  лиц) действий, включая и те, которые  не носят характер прямого юридического воздействия. Они, как более общая категория, включают в свой состав формы реализации исполнительной власти, но могут пониматься и более узко, т.е. как совокупность действий, совершаемых исполнительными органами (их аппаратом) за рамками непосредственного управляющего воздействия.

 

2 Классификация  административно-правовых форм

 

Формы государственного управления разнообразны, что предполагает возможность их классификации, для  чего используются различные критерии.

Формы управленческой деятельности в необходимых случаях требуют определенной юридической регламентации. Те из них, в которых находит свое внешнее выражение непосредственное управляющее воздействие на тот или иной объект, которые опосредуют взаимоотношения между субъектом и объектом управления, которые, наконец, являются формами реализации исполнительной власти, регламентируются в максимальной степени. Наиболее показательны в этом смысле действия исполнительных органов по изданию правовых актов, влекущих отчетливо выраженные юридические последствия.

В значительно меньшей  степени регламентированы формы, не влекущие прямых юридических последствий. Субъектом управления предоставляется  возможность самостоятельного их выбора, но при условии, что такого рода формы  деятельности не выходят за рамки требований законности, а также соответствуют компетенции данного субъекта управления [4, c. 14-15].

Регламентация форм управленческой деятельности осуществляется административно-правовыми  нормами, содержащимися в законодательных  и подзаконных актах. Как правило, такого рода нормы содержатся в тех юридических актах, которыми закрепляется организационно-правовой статус исполнительного органа. Это положения о министерствах, должностные инструкции и т.п. Внутриорганизационная деятельность субъектов исполнительной власти может регламентироваться административно-правовыми нормами, содержащимися в нормативных документах, посвященных регламенту работы данного субъекта, организации делопроизводства.

Наиболее значимы формы, связанные с реализацией правоустановительной, правоприменительной и правоохранительной функций исполнительной власти. Они вызывают наиболее существенные юридические последствия, а потому их регламентация является важнейшим условием обеспечения режима законности в сфере государственного управления.

Классификация форм управленческой деятельности может проводиться  по различным основаниям. Наиболее распространенным и обоснованным является их подразделение на правовые и неправовые. Как правило, различия между ними проводятся по характеру вызываемых ими последствий. Для правовых форм характерно то, что они всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия. Правовые формы связаны с изданием таких правовых актов, которые влекут возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений между субъектом и объектом управления. В этом проявляется их роль в реализации исполнительной власти, составляющих ее содержание юридически-властных полномочий.

Нередко к правовым формам управленческой деятельности относят  «совершение других юридически значимых действий». Действительно, во многих случаях исполнительные органы (должностные лица) помимо издания актов совершают некоторые действия иного юридического характера. Так, они разрешают гражданам, общественным объединениям и другим участникам управленческих отношений совершение определенных действий; осуществляют в установленных случаях обязательную государственную регистрацию; выдают официальные документы типа прав на вождение транспортных средств и т.п. Юридическая значимость подобных действий и их последствий очевидна. Но суть дела в том, что свое выражение они получают, как правило, не прямо, а опосредованно. Например, наделение специальными правами осуществляется на основании уже принятого акта, разрешающего его выдачу данному лицу. В других случаях также необходимо наличие соответствующего правового акта. В силу этого можно к числу правовых форм отнести: издание юридических актов и совершение на их основе иных действий юридического характера.

Итак, форма управленческой деятельности может быть названа правовой только в том случае, если в действиях, совершаемых субъектом исполнительной власти, отчетливо проявляется характерное для государственного управления юридическое волеизъявление данного субъекта. Именно в этом суть правовых форм реализации исполнительной власти.

Неправовые  формы осуществления исполнительной власти не связаны с изданием правовых актов и совершением юридически значимых действий, - они не порождают, не изменяют и не прекращают административные правоотношения [5, c.147]. Иначе говоря, такие действия вообще не могут рассматриваться в качестве форм правового регулирования. Неправовые формы осуществления исполнительной власти могут предшествовать правовым либо следовать за ними. При этом, в отличие от правовых, они не требуют полного и строго определенного законом юридического оформления.

Информация о работе Административно-правовые формы и методы