Административно-правовой статус граждан Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего массива административно-правовых норм. В 90-х годах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и расширять систему административно-правового регулирования. Были закреплены демократические начала организации и функционирования исполнительной власти, расширены права граждан, значительно повышена роль закона. Важнейшим приоритетом административно-правового обеспечения положения граждан в сфере публичной администрации является развитие, детализация, конкретизация и гарантирование конституционных норм, фиксирующих основные права, свободы и обязанности российских граждан.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………... 3-6
Глава 1. Понятие и виды субъектов административного права
…………………………………………………………………...
7-11
Глава 2. Административно-правовой статус граждан .................. 12-20
21-25
Глава 3. Административная ответственность за нарушение прав
граждан…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………. 26-28
29-30
Библиографический список………………………………………….

Файлы: 1 файл

Админ.пр.курсовая Титова.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с  тем Конституция РФ устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем правовые нормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-правовой характер.

Вторая составная  часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина РФ. Как субъект административного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.

Нормы административного  права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, обязанность нести воинскую службу и др. Далее это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности, право частной собственности, в том числе на землю, причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса - социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т.д.

Четвертый элемент  административно-правового статуса  гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг прав и обязанностей.

Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием  его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.

 Административная правоспособность – это признаваемая законодательством возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности, возникает с момента рождения и прекращается со смертью гражданина11.

Гражданин, чтобы  стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять  юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Административная правоспособность не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством. Временное ограничение возможно в случаях и в порядке, предусмотренных законом (например, права охоты или права управления транспортным средством). Режим чрезвычайного положения предусматривает возможность ограничения правоспособности в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении.

 Правоспособность  не является естественным свойством  человека, а порождается объективным  правом. В ней концентрируются  те юридические права и обязанности,  которыми может обладать человек,  однако, это не значит, что он  реально обладает ими. Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.

Административная  дееспособность – это признанная нормами административного права  способность своими осознанными  действиями приобретать и осуществлять юридические права и обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения.

Административная  дееспособность представляет собой  способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права  и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет - получение паспорта, затем в 16 лет - возможность привлечения к административной ответственности и полная - по достижении гражданином 18 лет12. Факторы, влияющие на содержание и объем дееспособности: возраст, пол, состояние здоровья, родство или свойство, брак, религиозные убеждения, законопослушность.

Глава 3. Административная ответственность  за нарушение прав граждан.

Рассматривая  административно-правовой  статус  граждан РФ,  необходимо  отметить  каким  образом  нормами  административного  права предусмотрена  защита  продекларированных  прав  и   свобод.   Например,   в соответствии со статьей 33  Конституции  РФ  граждане  Российской  Федерации имеют  право  обращаться  лично,  а  также   направлять   индивидуальные   и коллективные  обращения  в  государственные   органы   и   органы   местного самоуправления. Эта формула включает в себя право жалобы граждан. Более полно право граждан обжаловать в  судебные  органы решения и действия, нарушающие их права и свободы реализуется  в  Законе  РФ от 27.04.1993 "Об обжаловании в суд действий  и решений, нарушающих права и свободы граждан”13. В соответствии с этим  законом “каждый гражданин  вправе  обратиться  с  жалобой   в   суд,   если   считает,   что неправомерными  действиями  (решениями)  государственных  органов,   органов местного  самоуправления,  учреждений,   предприятий   и   их   объединений, общественных  объединений  или  должностных  лиц,  государственных  служащих нарушены его права и свободы. Ответственность государственного служащего  наступает  в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать  права  и  свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 5  Федерального  закона  "Об основах государственной службы Российской Федерации". Действие   статей   настоящего   Закона   в   отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих  в случае приравнивания  их  федеральным  законодательством  к  государственным служащим. В том случае, если гражданину должностными лицами  органов  власти и управления причинён ущерб, он вправе обратиться в вышестоящий орган или  в суд с заявлением о возмещении ущерба. Статья 53 Конституции РФ  устанавливает,  что:  «каждый  имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными  действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».  Статья 16 ГК РФ детализирует приведенную статью Конституции  и устанавливает, что «убытки, причиненные гражданину или юридическому  лицу  в результате  незаконных  действий  (бездействия)   государственных   органов, органов местного самоуправления или должностных  лиц  этих  органов,  в  том числе издания не соответствующего  закону  или  иному  правовому  акту  акта государственного  органа  или  органа  местного   самоуправления,   подлежат возмещению  Российской  Федерацией,  соответствующим  субъектом   Российской Федерации или муниципальным образованием».

Действующим административным законодательством установлены  различные ограничения для лиц, совершивших преступления. Они непосредственно  не связаны с уголовным наказанием. Часть из них распространяется на лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, часть - на лиц, отбывающих наказания, часть - на лиц, имевших судимость.

Так, гражданин, который имел или имеет судимость, не может быть принят на службу в  органы внутренних дел, в таможенные органы, а в связи с осуждением за преступление он подлежит увольнению со службы. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находится на этой службе, если оно имеет или имело судимость. Не подлежат призыву и не могут добровольно поступить на военную службу граждане, привлекаемые к уголовной ответственности или имеющие судимость за совершение преступления.

Говоря об ограничениях в выборе вида деятельности, нужно  также отметить, что лицензии на занятие частной детективной  и охранной деятельностью не могут  быть выданы тем, кто имеет судимость  за совершение умышленного преступления.

За лицами, совершившими тяжкие преступления, может быть установлен административный надзор органов милиции, что уже само по себе означает установление специального административно-правового  статуса поднадзорного. Статьей 50 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»14 предусмотрено, что после освобождения из мест отбывания лишения свободы лиц, совершивших тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, по решению суда за ходом их социальной реабилитации может быть установлено наблюдение. Такое наблюдение предусматривает «запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток или ограничение выезда в другие местности без разрешения органа внутренних дел». В статье 10 этого Закона сказано: «При выдаче юридическому лицу лицензии на вид деятельности, связанный с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учитывается заключение органов внутренних дел об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое либо особо тяжкое преступление либо за преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ...». Иностранным гражданам и лицам без гражданства, совершившим преступления, связанные с оборотом наркотиков, может быть не разрешен въезд в Россию. Они могут быть также выдворены за пределы России.

Граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам, не могут быть признаны безработными. Учредителем средства массовой информации не может выступать гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы.

Право гражданина России на выезд за границу может быть временно ограничено, если он:

    1. задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
    2. осужден за преступление - до отбытия наказания или освобождения от него.

Специфика названных  и ряда других административно-правовых ограничений статусов правонарушителей состоит в том, что они не являются наказаниями (взысканиями), а связаны  с ними, обеспечивают и дополняют карательное воздействие иными неблагоприятными последствиями совершения правонарушения. Но главное их назначение - не усиление кары, а предупреждение рецидива, новых преступлений, а значит, и обеспечение безопасности окружающих.

Следует отметить, что в прошлом в СССР в отношении осужденных, особенно за так называемые «контрреволюционные преступления», было установлено множество ограничений, которые не всегда были оправданы (например, запрещение проживания в крупных городах после отбывания наказания). Некоторые из таких старых норм продолжали действовать в России и в 90-х гг.

Совершение  лицом административного проступка  также вносит изменения в его  общий статус. К нарушителю могут  быть применены установленные законами меры процессуального принуждения (задержание, личный досмотр, изъятие имущества и документов и др.), к нему могут быть применены административные взыскания, лишающие его временно определенных прав, а виновный обязан претерпевать осуществляемое законно принудительное воздействие. У гражданина, привлеченного к административной ответственности, возникает на срок не менее года состояние наказанности. А это может повлечь иные неблагоприятные последствия:

    1. признание второго нарушения повторным, а значит, влекущим более суровое взыскание;
    2. лишение права получить лицензию на приобретение газового оружия;
    3. задержку присвоения очередного звания;
    4. отзыв лицензии.

Необходимо  отметить, что у гражданина, привлекаемого  к административной ответственности, возникают процессуальные права: заявлять ходатайства, давать объяснения, пользоваться услугами адвоката, получать копии протокола, постановления о привлечении к ответственности, обжаловать незаконные действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Административно-правовой статус гражданина является частью общего правового статуса, который регламентируется гл. 1 и 2 Конституции РФ, а также специальными нормативно-правовыми актами по вопросам статуса гражданина. В состав правового статуса гражданина многие авторы включают различные элементы: права, обязанности, ответственность, правоспособность, гарантии. В науке нет единого мнения по определению правового статуса личности. Правовой статус гражданина, складывается из трех основных элементов: прав, обязанностей и ответственности.

 В КоАП  РФ много внимания уделено  административным наказаниям, применяемым за совершенное административное правонарушение: дается определение каждого вида административного наказания, очерчивается их минимальный и максимальный размер, устанавливаются органы, полномочные их применять. И это логично, ибо государству далеко небезразлично, к какой мере ответственности привлекается гражданин.

 Процессуальные  нормы выделены в Кодексе в  самостоятельный Раздел, который  значительно расширен и нормы которого прописаны более детально, что само по себе уже служит гарантией прав граждан при привлечении их к ответственности. Особое внимание уделено усилению гарантий законности при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, с тем, чтобы были обеспечены такие основополагающие принципы, как всесторонность, полнота и объективность выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения законность и справедливость принимаемых решений. В этих целях детально определено правовое положение участников процесса. В частности, лицо, в отношении которого ведется административное производство, вправе заявлять ходатайства и отводы, иметь защитника, обжаловать принимаемые решения.

 Кроме того, в КоАП РФ закреплено право  лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства. Такое ходатайство подлежит обязательному рассмотрению, и если оно будет удовлетворено, то автоматически прерывается срок давности привлечения к административной ответственности. Приостановление срока начинается с момента удовлетворения ходатайства и продолжается до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство.

Среди основных прав граждан РФ, являющихся составной  частью их административно-правового  статуса и имеющих существенное значение с точки зрения взаимоотношений  граждан с органами государственной  власти, местного самоуправления, общественными  объединениями, администрацией предприятий, учреждений, а также организации системы управления государством, в первую очередь следует назвать следующие:

Информация о работе Административно-правовой статус граждан Российской Федерации