Административно-правовой статус граждан Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего массива административно-правовых норм. В 90-х годах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и расширять систему административно-правового регулирования. Были закреплены демократические начала организации и функционирования исполнительной власти, расширены права граждан, значительно повышена роль закона. Важнейшим приоритетом административно-правового обеспечения положения граждан в сфере публичной администрации является развитие, детализация, конкретизация и гарантирование конституционных норм, фиксирующих основные права, свободы и обязанности российских граждан.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………... 3-6
Глава 1. Понятие и виды субъектов административного права
…………………………………………………………………...
7-11
Глава 2. Административно-правовой статус граждан .................. 12-20
21-25
Глава 3. Административная ответственность за нарушение прав
граждан…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………. 26-28
29-30
Библиографический список………………………………………….

Файлы: 1 файл

Админ.пр.курсовая Титова.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

 Государственная  организация в научном смысле  представляет собой организационно  и юридически единый коллектив,  правосубъектность которого осуществляют  уполномоченные лица, действующие  как во внешних, так и во внутриорганизационных отношениях от имени государства.

Государственная организация представляет собой часть государственного механизма, обладающую определенной самостоятельностью в реализации принадлежащих ей полномочий, имеющую соответствующий правовой статус. Ее деятельность направлена на обеспечение публичных интересов и защиту прав и законных интересов человека и гражданина. К государственным организациям относятся государственные органы, учреждения, предприятия. Предприятия осуществляют производственно-хозяйственную деятельность. Учреждения реализуют полномочия социально-культурного характера, а государственные органы обладают государственно-властными полномочиями, осуществление которых влечет наступление юридических последствий.

 Государственные организации имеют компетенцию. Компетенция имеет нормативный характер и включает следующие элементы:

1) задачи государственной  организации, т. е. чего необходимо  ей достигнуть, для чего она  создается или учреждается; 

2) функции (главные  направления деятельности);

3) установленные  нормативными актами права, обязанности,  объем правовой ответственности; 

4) формы и  методы работы организации применительно  к ее задачам, функциям, правам  и обязанностям (принятие нормативных  правовых актов управления, заключение договоров, совершение юридически значимых действий и т. д.).

 Компетенция  может быть общей, отраслевой, межотраслевой, внутриотраслевой, административно-юрисдикционной4.

 К субъектам  административного права относятся  и такие государственные органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти, однако в своей деятельности выполняют специфические организационно-распорядительные функции. Они осуществляют управленческую деятельность внутриорганизационного характера; например, руководители этих органов издают приказы и распоряжения по организации деятельности самого органа; применяют меры поощрения и дисциплинарного принуждения; организуют выполнение в своих органах противопожарных, санитарно-эпидемиологических и иных общеобязательных правил и норм.

 Негосударственными  организациями, имеющими статус  субъектов административного права,  выступают общественные объединения  (общественные организации, общественные  движения, общественные фонды, органы  общественной самодеятельности), некоммерческие организации (религиозные объединения, фонды, некоммерческие партнерства, учреждения и др.), муниципальные образования, коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы). Административно-правовой статус указанных негосударственных организаций устанавливается федеральными законами.

 Таким образом,  субъекты административного права  обладают специальным административно-правовым  статусом, установленным действующим  российским административным законодательством. Характер и содержание административной правосубъектности физических или юридических лиц выявляется путем анализа системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих их правовое положение5.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Административно-правовой статус граждан.

Правовой статус гражданина, природа прав и обязанностей привлекают внимание специалистов различных отраслей права. Это связано с тем, что правовой статус гражданина представляет собой комплексный правовой институт.

Согласно Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. 

Эти конституционные  положения являются первоначальными для административно-правового статуса граждан, который определяется нормами конституционного, административного права путем предоставления гражданам прав, свобод и возложения на них обязанностей в сфере управления, а также установления ответственности граждан перед государством.

По своей  юридической природе права, свободы, обязанности и ответственность  граждан в сфере управления ничем  не отличаются от иных прав, свобод, обязанностей и ответственности, которыми граждане обладают во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Все граждане России равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Основные права, свободы и обязанности граждан  определены Конституцией, конституциями республик в составе России, российским законом о гражданстве, законами о гражданстве республик в составе Российской Федерации. Их конкретизация содержится в административном и ином законодательстве.

Выделяют три  категории граждан России (обычных, почетных и с двойным гражданством) и три категории лиц («ближнего» и «дальнего зарубежья», лицах без гражданства), не имеющих российского гражданства6.

С точки зрения первичного источника, первичной правовой основы можно различать конституционные права граждан, а также права, первично урегулированные законами и подзаконными актами. Соответственно права граждан, закрепленные административными нормами, можно поделить на две группы:

    1. конкретизирующие, развивающие, обеспечивающие реализацию конституционных прав. Они являются вторичными по отношению к конституционным правам, производными от них, условно их можно назвать конституционно-административными;
    2. права, регулируемые только нормами административного права, получившие первичное закрепление в источниках административного права (чисто административные).

С точки зрения механизма реализации можно выделить права абсолютные (безусловные) и относительные. К первым относятся права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создать условия и не мешать их реализации, защищать их. Это, например трудоустройство, пользования публичными библиотеками, получения общего среднего образования. Реализация абсолютных прав зависит только от воли гражданина. Относительными правами следует считать такие права, для реализации которых нужен акт государственного органа. Например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление деятельности. Воля гражданина должна быть опосредована волей субъекта власти, актом применения права.

По кругу  лиц, которым права предоставляются, и основаниям их возникновения можно  различать общие и специальные  права. Последние чаще всего являются льготами, которые даются по признакам:

    1. социально-демографическим (больным, многодетным, вынужденным переселенцам и т. д.);
    2. общественно полезной деятельности (ветеранам, военнослужащим, Героям России, государственным служащим и др.). 

По содержанию различаются такие группы прав граждан, как:

    1. на социально-политическую активность, участие в государственных делах. Это права на государственную службу, внесение предложений, получение информации в установленной форме, право организовывать, участвовать, выходить из общественных объединений, пресекать противоправные действия, учреждать газету и др.;
    2. на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций. Например, право пользоваться бесплатными благами, получать организационную, техническую, санитарно-эпидемиологическую, медицинскую и иную помощь;
    3. на защиту. Основные формы его реализации: а) административная жалоба, б) жалоба в суд, в) защита в административно-юрисдикционном производстве, г)   необходимая оборона, д) право на помощь негосударственных организаций.

Правовой статус гражданина - одна из важнейших политико-юридических категорий, неразрывно связанных с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности в нем7. Юридический статус человека и гражданина в обществе, государстве представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм.

Понятие правового  статуса в теории государства и права относится к дискуссионным. Споры касаются как самого понятия, так и элементов структуры.

Общепризнанным  является, что правовой статус личности - это гарантированные государством и закрепленные в нормах права свободы, права и обязанности личности. Выделяются следующие основные понятия:

1. структура  (элементы) правового статуса; 

2. содержание (видовая  принадлежность, то есть, отраслевые  права и обязанности);

3. механизм реализации (гарантии).

По отраслевой принадлежности выделяют конституционно-правовой статус, административно-правовой, гражданско-правовой и др. Конституционный статус является основой всех иных видов отраслевых статусов. Статус личности и гражданина не отождествляется. В статьях Конституции РФ различаются термины «каждый» и «гражданин».

Гражданин как  субъект административного права - это участник общественных отношений, в которых он выступает в качестве носителя конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормативных актах8. Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. При этом административно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей.

Во-первых, он носит  сложный комплексный характер и  «пропитан» нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.

Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например, право гражданина на обращение в те или иные инстанции  с предложениями, заявлениями и жалобами), либо только обязанности (например, соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях гражданин имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срок наложенный на него штраф).

В-третьих, содержание административно-правового статуса  гражданина в одних случаях зависит  от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в  органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (например, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и доставлению в милицию).

В-четвертых, правовой статус гражданина как субъекта административного права включает права и обязанности, общие для всех граждан (например, обязанность соблюдать правила пожарной безопасности), права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан (например, водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам), а также права и обязанности конкретных индивидов (например, лиц, являющихся беженцами или вынужденными переселенцами).

Административно-правовой статус гражданина представляет собой сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.

Первая, самая  важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного  права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, ибо выражает идею того, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»9.

Сформулированный  в ст. 2 Конституции РФ характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства государств мира, что нашло свое закрепление в важнейших актах международного права, принятых ООН и Европейскими организациями.

Согласно Конституции  РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в Российской Федерации субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ, причем в данном статусе человека важное место занимают и нормы административного права.

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в  той или иной мере в сфере административно-правового  регулирования, можно назвать, например, право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность жилища, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы РФ и беспрепятственного возвращения в РФ. Провозглашая права личности, Конституция устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, запрещается принудительный труд10.       

Информация о работе Административно-правовой статус граждан Российской Федерации