Административно-правовое регулирование социально-культурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить административно-правовое регулирование социально-культурной сферы.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
1) проанализировать административно-правовое регулирование управления в сфере образования и науки: понятие, содержание, правовые основы, систему и административно-правовой статус органов управления;
2) исследовать административно-правовое регулирование управления в сфере здравоохранения и социального развития: понятие, содержание, правовые основы, систему и административно-правовой статус органов управления;
3) Рассмотреть административно-правовое регулирование управления в сфере культуры и массовых коммуникаций: Административно-правовое регулирование управления в сфере культуры и массовых коммуникаций.

Файлы: 1 файл

Административно-правовое регулирование социально-культурной сферы.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

     Особое  внимание государством уделяется контролю за деятельностью телевизионных  и радиовещательных компаний независимо от форм собственности. Государственная  политика в области телевизионного вещания и радиовещания состоит  в том, чтобы обеспечить приоритет интересов России, объективность и полноту информации обо всех сторонах жизни общества как России в целом, так и каждого субъекта РФ, условия для соблюдения правил предвыборной агитации электронными средствами массовой информации, формирования у детей и молодежи нравственных идеалов, воспитания у них патриотизма, гражданской ответственности за судьбу государства.

§2. Система и административно-правовой статус органов управления в сфере культуры и массовых коммуникаций 

     Министерство  культуры Российской Федерации (Минкультуры России), согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 29 мая 2008 г.38 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия (за исключением сферы охраны культурного наследия), кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав (за исключением нормативно-правового регулирования осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав) и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии.

     Минкультуры России имеет территориальные органы по сохранению культурных ценностей.

     Свою  компетенцию оно реализует в  основном в отношении объектов культуры федерального значения, организационно-правовой статус которых (например, Российской государственной библиотеки, Государственного историко-культурного Музея-заповедника «Московский Кремль») определяется, как правило, Правительством РФ.

     Министерство  культуры Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федерального архивного агентства.

     Ряд важных задач выполняет Министерство в связи с принятием 15 апреля 1998 г. Федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации».39 Основными его целями являются защита указанных культурных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы страны, а также неправомерной передачи кому бы то ни было; создание необходимых правовых условий для реального обращения этих ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурному достоянию России в результате разграбления и уничтожения ее культурных ценностей Германией и ее военными союзниками в период Второй мировой войны; обеспечение интересов России при регулировании с иностранными государствами спорных вопросов, касающихся указанных культурных ценностей, на основе последовательного соблюдения принципа взаимности; предоставление возможности для ознакомления с этими ценностями гражданам России и иностранным гражданам, в том числе специалистам в сфере образования, науки и культуры; создание благоприятных условий для дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры.

     Правовой  базой сохранения и развития библиотечного  дела служит Федеральный закон от 29 декабря 1994 г.,40 который устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

     Федеральный закон от 26 мая 1996 г. определяет особенности  правового положения музеев, которых  в стране более 2, 5 тыс. Они создаются  в форме учреждений, осуществляющих культурные, образовательные и научные  функции некоммерческого характера.41 Постановлением Правительства от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации»42 установлен порядок и механизм учета, сохранения богатств, сосредоточенных в музеях страны.

     Конституция (ч. 5 ст. 29) гарантирует свободу массовой информации – одно из условий становления  и развития России как правового  государства. Поэтому информационная открытость является сердцевиной государственной политики в области СМИ.

     Деятельность  СМИ регламентируется Законом от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»43 и другими нормативными правовыми актами.

     Государство поддерживает СМИ посредством совокупности организационных, организационно-технических, экономических и иных мер, устанавливаемых в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на свободу слова, а также независимости средств массовой информации. Наряду с этим государственные СМИ обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 января 1995 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации».44

     Средства  массовой информации приобрели исключительное значение не только в информировании своих зрителей, читателей, слушателей, но и в формировании общественного  мнения, особенно в периоды перевыборов Государственной Думы и Президента. Качество информации и ее доступность, объективность и оперативность оказывают существенное воздействие на эффективность деятельности органов государственной власти, позволяют своевременно скорректировать избранные направления действий, отреагировать на вновь появившиеся обстоятельства.

     Обеспечение высокого качества, оперативности сбора  и распространения информации являются задачами Информационного телеграфного агентства России.45 Важная роль в освещении деятельности органов государственной власти принадлежит Управлению пресс-службы Президента.46

     В области культуры и средств массовой информации активно действуют разнообразные  организации творческих работников – творческие союзы, ассоциации, компании, комиссии и т.п. Государство обеспечивает социальную защиту творческих работников, не вмешиваясь в их деятельность.

     Федеральная архивная служба России (Росархив),47 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием Архивного фонда Российской Федерации.

     В систему Росархива входят федеральные  государственные архивы, научные  и другие непосредственно подчиненные  организации, а также органы управления архивным делом субъектов Федерации и подчиненные им учреждения.

Заключение 

     В ходе проведенного исследования автор  работы пришел к следующим выводам.

     1. Культурно-воспитательная функция относится к числу важнейших внутренних функций государства. Ее реализация включает создание и поддержание благоприятных условий и возможностей для получения каждым гражданином образования, соответствующего принятым в государственном стандарте. От уровня образованности населения и качества образования непосредственно зависит поступательное развитие общества и государства. Именно поэтому в РФ область образования провозглашена приоритетной.

     Нормативно-правовой основой в данной сфере управления являются Конституция РФ, Федеральные законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.

     Указы Президента РФ «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти», «Вопросы структуры федеральных  органов исполнительной власти», постановления Правительства РФ «Вопросы Министерства образования и науки РФ», «Вопросы Федерального агентства по образованию», а также другие постановления Правительства, регулируют статус федеральных органов исполнительной власти в сфере образования и науки.

     2. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 7, 39, 41) государство охраняет труд и здоровье людей; обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

     Здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм и социальная защита граждан являются важнейшими отраслями государственного управления в социально-культурной сфере. Известно, что динамично и поступательно может развиваться только такое государство, которое проявляет должную заботу о подрастающем поколении и пожилых людях, обеспечивает гуманное отношение к инвалидам, охраняет здоровье всех своих граждан и создает необходимые условия для их достойной жизни.

     Указ  Президента РФ «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. и соответствующие постановления Правительства, регулируют статус федеральных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения и социального развития.

     3. Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

     Нормативно-правовой основой в сфере управления культуры и массовых коммуникаций являются Конституция РФ, Законы РФ «Основы законодательства РФ о культуре» и «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и иные акты государственных органов, принятые по вопросам управления культурой.

     Указы Президента РФ «Вопросы структуры федеральных  органов исполнительной власти», «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти», постановления  Правительства РФ «О Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ», «О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия», «О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям», «О Федеральном архивном агентстве», законодательные акты РФ и ее субъектов, а также другие постановления Правительства, регулируют статус федеральных органов исполнительной власти в сфере управления культуры и массовых коммуникаций.

Список  использованной литературы 

I. Нормативно-правовые  акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 1993. - 25 декабря. - №237.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. - 2002. - N 1 (часть I). - Ст. 3.
  3. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. – 2000. - N 16. - Ст. 1639.
  4. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. -  1998. - N 16. - Ст. 1799.
  5. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. -  1996. - N 22. - Ст. 2591.
  6. Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" // СЗ РФ. -  1995. - N 3. - Ст. 170.
  7. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. - 1995. - N 9. - Ст. 713.
  8. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. -  1995. - N 1. - Ст. 2.
  9. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изм. и доп.) // ВВС. - 1992. - N 46. - Ст. 2615.
  10. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.) // ВСНД РФ и ВС РФ. -  1992. -N 30. - Ст. 1797.
  11. Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп.) // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. – 1991. - N 27. - Ст. 920.
  12. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп.) // ВСНД РФ и ВС РФ. – 1991. - N 18. - Ст. 566.
  13. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (с изм. и доп.) // ВСНД РФ и ВС РФ. - 1992. - N 7. - Ст. 300.
  14. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I (с изм. и доп.) // ВВС. - 1993. - N 33. - Ст. 1318.
  15. Указ Президента РФ от 17 марта 2008 г. N 351 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена" // СЗ РФ. - 2008. - N 12. - Ст. 1110.
  16. Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. - 2007. - N 40. - Ст. 4717.
  17. Указ Президента РФ от 14 мая 2004 г. N 613 "Об утверждении Положения об Управлении пресс-службы и информации Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2004. - N 20. - Ст. 1939.
  18. Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г. N 863 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий" // СЗ РФ. – 1998. - N 30. - Ст. 3756.
  19. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2257 "Об информационном телеграфном агентстве России" // Российская газета, 1993. -  от 23 декабря.
  20. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895) // РГ. - 2000. - 28 сент.
  21. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 811 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год" // СПС ГАРАНТ.
  22. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 406 "О Министерстве культуры Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2008. - N 22. - Ст. 2583.
  23. Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 915 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год" // СЗ РФ. -  2008. - N 50. - Ст. 5944.
  24. Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" // СЗ РФ. - 2007. - N 5. - Ст. 656.
  25. Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2011 годы)" // СЗ РФ. - 2005. - N 51. - Ст. 5528.
  26. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 290 "О Федеральном архивном агентстве" // СЗ РФ. - 2004. - N 25. - Ст. 2572.
  27. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2004. - N 28. - Ст. 2898.
  28. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" // СЗ РФ. - 2004. - N 49. - Ст. 4916.
  29. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" // СЗ РФ. - 2004. - N 28. - Ст. 2901.
  30. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития" // СЗ РФ. - 2004. - N 28. - Ст. 2900.
  31. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" // СЗ РФ. - 2004. - N 28. - Ст. 2899.
  32. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. - 2004. - N 25. - Ст. 2562.
  33. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 299 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" // СЗ РФ. - 2004. - N 26. - Ст. 2668.
  34. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 300 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. - 2004. - N 26. - Ст. 2670.
  35. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 281 "О Федеральном агентстве по науке и инновациям" // СЗ РФ. - 2002. - N 25. - Ст. 2563.
  36. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 288 "О Федеральном агентстве по образованию" // СЗ РФ. - 2004. - N 25. - Ст. 2570.
  37. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 487 "Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов" // СЗ РФ. - 2001. - N 28. - Ст. 2888.
  38. Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 823 "Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается" // СЗ РФ. - 2000. - № 16. - Ст.1639.
  39. Постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. - 1999. - N 36. - Ст. 4412.
  40. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1998 г. N 179 "Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации" // СЗ РФ. -  1998. - N 8. - Ст. 949.
  41. Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" // СЗ РФ. - 1996. - N 3. - Ст. 194.
  42. Распоряжение Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 1433-р О Концепции федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" // СЗ РФ. -  2005. - N 38. - Ст. 3866.
  43. Распоряжение Правительства РФ от 30 августа 2004 г. N 1139-р Об утверждении перечня федеральных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования // СЗ РФ. - 2004. - N 36. - Ст. 3699.
  44. Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 1202-р О Концепции охраны здоровья населения России на период до 2005 г. // СЗ РФ. - 2000. - N 37. - Ст. 3734.

Информация о работе Административно-правовое регулирование социально-культурной сферы