Административно-правовое регулирование социально-культурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить административно-правовое регулирование социально-культурной сферы.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
1) проанализировать административно-правовое регулирование управления в сфере образования и науки: понятие, содержание, правовые основы, систему и административно-правовой статус органов управления;
2) исследовать административно-правовое регулирование управления в сфере здравоохранения и социального развития: понятие, содержание, правовые основы, систему и административно-правовой статус органов управления;
3) Рассмотреть административно-правовое регулирование управления в сфере культуры и массовых коммуникаций: Административно-правовое регулирование управления в сфере культуры и массовых коммуникаций.

Файлы: 1 файл

Административно-правовое регулирование социально-культурной сферы.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

     перечень  профессий (специальностей), по которым  осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

     положение и порядок создания филиалов федеральных  государственных учреждений высшего  и среднего профессионального образования;

     формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации, о порядке их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии о международными договорами Российской Федерации;

     федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;

     положение о порядке замещения должностей работников государственных образовательных  учреждений высшего профессионального  образования;

     положение об аспирантуре и докторантуре в  высших учебных заведениях и научных  организациях независимо от ведомственной  принадлежности;

     федеральные компоненты государственных образовательных  стандартов, федеральные требования к содержанию образования, образовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам; номенклатуру должностей научных работников;

     о порядке приема всех категорий обучающихся, порядке перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;

     о порядке установления контрольных цифр приема граждан, обучавшихся за счет средств федерального бюджета;

     о порядке передачи на усыновление (удочерение) гражданам детей, являющихся гражданами РФ, а также нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной  сфере деятельности министерства и подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств.8

     Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества. Положение о Службе утверждено Постановлением Правительства от 16 июня 2004 г.9

     Федеральная служба по надзору в сфере образования  и науки (Рособрнадзор), согласно Положению  о ней, является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  в области образования и науки.10

     Служба осуществляет контроль и надзор:

     за  исполнением законодательства РФ в  области образования, науки, научно-технической  деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров;

     за  качеством образования в образовательных  учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования;

     за  деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий работникам образовательных учреждений, научных учреждений и иных организаций.

     Служба  осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования, организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии; рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы, а также решает другие вопросы, указанные в Положении о Службе.

     Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности. Свою деятельность Агентство осуществляет непосредственно и через подведомственные ему организации. Положение об Агентстве утверждено Постановлением Правительства от 16 июня 2004 г.11

     Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. Свою деятельность Агентство осуществляет непосредственно и через подведомственные ему организации. Положение о нем утверждено Постановлением Правительства от 17 июня 2004 г.12

     Агентство, в частности, организует повышение  квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования  и государственных научных организаций; осуществляет определение для образовательных учреждений, находящихся в его ведении, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому приему; размещение на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием; открытие аспирантур и докторантур.

     Типовое положение о стипендиальном обеспечении  и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов утверждено Постановлением Правительства от 27 июня 2001 г.13

     Кроме рассмотренных выше федеральных  органов исполнительной власти, в Российской Федерации действуют федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, в министерстве обороны, внутренних дел, здравоохранения и социального развития, сельского хозяйства). Сюда относятся различные подразделения соответствующих ведомств (главные управления, отделы и др.). Они могут быть специализированными и управлять подведомственными образовательными учреждениями либо осуществлять такие функции наряду с другими функциями.

     В субъектах Федерации управление образованием осуществляют соответствующие  министерства, комитеты, главные управления, отделы образования. Их компетенция  аналогична компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере образования, но осуществляется с учетом региональных масштабов и особенностей деятельности.

     Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению  соответствующих органов местного самоуправления.14

Глава 2. Административно-правовое регулирование управления в сфере здравоохранения  и социального  развития 

§1. Понятие, содержание и правовые основы управления в сфере здравоохранения и социального развития 

     Под здравоохранением понимается совокупность государственных и общественных мероприятий медицинского характера: предоставление медицинской помощи и лекарственных средств, лечения и отдыха в здравницах. Сюда же относятся меры общего характера: повышение материального благосостояния, оздоровление окружающей среды и тому подобные меры, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей, поддержание их долголетней активной жизни, предоставление им медицинской помощи в случае утраты здоровья.

     В целях обеспечения конституционных  прав граждан Российской Федерации  на получение бесплатной медицинской  помощи Правительство 2 октября 2009 г. утвердило  Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации  бесплатной медицинской помощи.15

     Программа включает в себя: виды медицинской  помощи, предоставляемой населению  бесплатно; медицинскую помощь, предоставляемую  в рамках базовой программы обязательного  медицинского страхования; медицинскую  помощь, предоставляемую за счет средств  бюджетов всех уровней; нормативы объемов медицинской помощи; нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи; подушевые нормативы финансирования Программы. На основе Программы органы государственной власти субъектов Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи, включающие территориальные программы обязательного медицинского страхования.

     В соответствии со ст. 41 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.,16 в которых определены организационные начала государственного, муниципального и частного здравоохранения, Правительством 1 декабря 2004 г. утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.17 Меры социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении гражданам, страдающим указанными заболеваниями, с 1 января 2005 г. устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации.

     31 августа 2000 г. Правительством  была одобрена Концепция охраны  здоровья населения Российской  Федерации.18 В этом документе названы факторы, негативно влияющие на здоровье: снижение качества жизни, бедность значительной части населения, чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению инфекционных заболеваний человека, вредные привычки (пьянство, курение). Основными задачами в области охраны здоровья являются: улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи, реализация федеральных и территориальных программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создание экономических и социальных условий, способствующих снижению распространенности негативных факторов риска и уменьшению их влияния на человека.

     В последние годы медицина перешла  на частичное платное обслуживание, в которую включаются частные  лечебно-профилактические учреждения и аптеки, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой. Постановлением Правительства от 13 января 1996 г. утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.19

     Государственные и муниципальные учреждения оказывают  медицинские услуги населению по специальному разрешению (лицензии) соответствующего органа управления здравоохранением. Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено Постановлением Правительства от 22 января 2007 г.20

     Другое  направление в области здравоохранения - оказание медицинской помощи на основании медицинского страхования граждан, осуществляемого в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".21

     Медицинские учреждения и соответствующие органы управления в своей практической деятельности руководствуются, кроме названных выше, также Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 г., Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17 сентября 1998 г. и рядом других нормативных правовых актов.22

     Согласно  ч. 2 ст. 7 Конституции РФ охраняются как здоровье, так и труд людей, устанавливается гарантированный  минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система специальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Информация о работе Административно-правовое регулирование социально-культурной сферы