Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать особенности организации государственной службы в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1.Понятие и принципы государственной службы--------------------------------- 5
2.Поступление на государственную службу----------------------------------------14
3.Прохождение государственной службы------------------------------------------ 19
Заключение--------------------------------------------------------------------------------- 23
Список использованных источников--------------------------------------------------24

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 49.64 Кб (Скачать файл)

     Очевидно, что если защита профессиональных интересов работника - удел профессиональных союзов, то вопрос о том, в чьей компетенции должна находиться профессиональная защита персонала государственной службы, остается открытым и нормативно не урегулированным.

           Возвратимся к понятию социальная норма. Под социальной нормой, в общем смысле этого понятия, следует понимать требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

                                                                     8

     Социальные нормы вырабатываются в процессе общественных отношений. Повторяющиеся, устойчивые взаимодействия, вызываемые к жизни общественными потребностями, требуют, в силу своей повторяемости, установления определенного порядка, т.е. выработки соответствующих стандартов.

     Несомненно, что социальные взаимодействия, которые реально проявлялись бы в профессиональной защите персонала государственной службы, не только не развиты в нашем обществе, но и отсутствуют в принципе. Само проявление устойчивых социальных отношений становится возможным благодаря упорядоченности их отдельных категорий, т.е. наличию социальных норм, отражающих основные требования, необходимые для любых форм человеческого общежития.

     Отметим, что социальные нормы имеют институциональный характер, что придает им весьма важное в социальном смысле свойство: они относительно стабильны, постоянны.

Незавершенность формирования государственной службы в качестве социального института препятствует осуществлению регулирующей функции, которая связана с наличием в  рамках соответствующего социального  института целостной системы  стандартов поведения, обязательных для  его функционирования. Поэтому в  государственной службе и не проявляются  признаки социального института  как набора целесообразно ориентированных  стандартов поведения конкретных лиц  в типичных ситуациях. Профессиональная защита кадров государственной службы должна рассматриваться как один из подобного рода стандартов.

     Государственная служба в качестве социального института способна предоставить возможность членам общества удовлетворять свои потребности, стабилизировать социальные отношения, внести согласованность и интегрированность в их действия, обеспечить деятельность персонала в рамках цивилизованного государственного управления.

     Существование социальных норм, свободных от социальных, политических целей и организаций, невозможно. Взаимодействие между предписываемой формой и достигаемым результатом действия социальных норм может быть представлено в виде нескольких вариантов. В современной Беларуси действует тот из них, когда реальный результат достигается, но его достижение связано с игнорированием либо прямым нарушением институциональных норм и запретов. Это выражается в появлении в белорусской системе государственной службы элементов неформальной (“теневой”) социальной девиации. В качестве таковых, как отмечалось выше, можно рассматривать

коррумпированность чиновников, злоупотребление служебным положением, проявление бюрократизма. К проявлениям  социальной девиации может быть отнесено и отсутствие

 

                                                                     9

 уверенности большинства  государственных служащих в стабильности  и перспективности своей работы, что придает им ощущение “временщиков”  и подталкивает к максимальному  использованию того положения,  которое имеется в данный момент.    

       Стабильность системы государственной службы является гордостью западных демократий. Политические кризисы власти не должны влиять на процесс управления страной. В нашей стране происходит все с обратной точностью. Общеизвестно, что болезнь лучше предотвращать, чем лечить. И роль универсального лекарства, которым может являться стабильно функционирующая, не подвластная политическим бурям, четко организованная система государственной службы, совершенно очевидна. Эту роль данная система может выполнить только в рамках социального института.

     Институционализация государственной службы, как процесс формирования типа её деятельности в качестве социального института, далека от завершения. В “зародышевой” стадии находятся даже предпосылки этого процесса:

  • отсутствуют общественные потребности в новых типах деятельности государственной службы и соответствующие им социально-экономические и политические условия;
  • необходимые организационные структуры и связанные с ними социальные нормы и регуляторы проведения находятся в стадии становления;
  • не произошло интернационализации индивидами (ни руководителями органов государственной власти, ни персоналом государственной службы, ни населением) новых социальных норм и ценностей, связанных с государственной службой и объективно проявившихся в современном обществе;
  • не сформирована система взаимосвязи потребностей личности и государства, не проявились новые ценностные ориентации, не оправдались и ожидания, связанные с переменами в обществе.

     Не произошло интеграции государственной службы в качестве нового вида деятельности в созданную структуру политических и производственно - экономических отношений. Поэтому не сформирован определенный набор формальных и неформальных критериев, с помощью которых должна объективно оцениваться деятельность государственных служащих различного уровня и осуществляться контроль общества за соответствующими нормами поведения. Только эмоциональные оценки явно недостаточны, а зачастую и опасны.

     Осуществляется пересмотр основных принципов государственной службы, который

можно свести к следующим  основным направлениям:

  • анализ и институционализация политической роли бюрократии и механизмов реализации ею своих корпоративных интересов;

 

                                                                     10

  • поиск оптимального соотношения политических и профессиональных начал в администрации;
  • уменьшение роли вертикальной административной иерархии, развитие функциональных органов, горизонтальных структур;
  • децентрализация, удешевление, сокращение администрации;
  • ограничение роли традиционной административной «лестницы чинов»;
  • «менеджеризация» и «маркетизация» значительной части государственной службы;
  • максимально возможная открытость, «отзывчивость» бюрократии на потребности и ожидания граждан;
  • значительное повышение внимания к культурным и морально-этическим аспектам государственной службы.

В статье 6 закона «О государственной службе в Республике Беларусь» различают основные принципы, на которых основывается государственная служба:

  • верховенства Конституции Республики Беларусь;
  • служения народу Республики Беларусь;
  • законности;
  • приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;
  • гуманизма и социальной справедливости;
  • единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • гласности;
  • профессионализма и компетентности государственных служащих;
  • подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;
  • добровольности поступления граждан на государственную службу;
  • равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
  • стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти;
  • экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих.

Таким образом:

  1. Государственная служба должна приобретать статус социального института. Только в его рамках, в принципе, возможна профессиональная защита кадров государственной службы как норма государственно-общественного регулирования его деятельности, как норма

                                                                     11

 

 регулирования взаимоотношений  в обществе.

  1. Только в рамках социального института могут быть созданы оптимальные условия для функционирования системы государственной службы.
  2. Должна быть активизирована политическая, социально-экономическая, правовая и организационная деятельность структур, претендующих на представление интересов персонала государственной службы в рамках её оформления как социального института современного общества.
  3. Государство вынуждено способствовать институционализации государственной службы, всеми имеющимися средствами ускорять этот процесс.
  4. Только институционализация государственной службы может способствовать выходу её из затяжного кризиса, переходу от социально девиантных форм развития и функционирования к нормальным социальным формам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

 

                                                                  12

                    2.ПОСТУПЛЕНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

       Порядок занятия государственной должности определяется в контракте. Контракт содержит в отношении вопросов поступления, прохождения и прекращения государственной службы особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде.

       Контракт с государственными служащим заключается в письменной форме на срок не менее одного года руководителем соответствующего государственного органа. Контракт является основанием для издания решения, приказа, распоряжения, иного акта соответствующего государственного органа, должностного лица.

      Контракты, заключаемые с гражданином, поступающим на государственную службу, должны соответствовать примерной форме контракта с государственным служащим, которая приведена в приложении к положению «О порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими», утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.10.2003 № 1271.

          Вместе с тем с гражданами, поступающими на государственной службу на период выполнения обязанностей временно отсутствующего государственного служащего, заключается срочный трудовой договор в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.

          Контракты заключаются с гражданами, достигшими 18-летнего возраста. Отдельно следует отметить, что ныне действующим Законом установлен предельный возраст пребывания на государственной службе, который составляет 65 лет, кроме случаев, предусмотренных Конституцией и законодательными актами Республики Беларусь. Например, в соответствии с Конституцией предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет.

          При достижении государственным служащим предельного возраста пребывания на государственной службе он освобождается от занимаемой должности по истечении того месяца, в котором он достиг указанного возраста. Поэтому при проведении работы по заключению, продлению, перезаключению контрактов с государственными служащими, чей возраст приближается к вышеуказанному, необходимо учитывать, чтобы достижение работником этого возраста и истечение срока действия контракта совпадали.

            В связи с императивностью нормы, устанавливающей предельный возраст пребывания на государственной службе, на практике возникли случаи, когда работники, достигшие 65 лет, еще работали и момент их увольнения, однозначно определить было невозможно. Контракты, заключенные с ними, не содержали подобного основания увольнения. Кроме того, они могли быть уволены сразу после вступления в силу Закона «О государственной службе», несмотря на срок, на который заключен контракт, не

                                                                   13

 

не реализовав предоставленное им этим же Законом право на отставку. Министерство труда и социальной защиты сразу же отреагировало на сложившуюся ситуацию письмом от 04.08.2003 № 05-02-11/3568 "О применении ст. 41 Закона Республики Беларусь "О государственной службе в Республике Беларусь", рекомендовавшим нанимателям, в связи с тем, что законодательством не предусмотрен срок, в течение которого следует прекратить трудовые отношения с государственными служащими, достигшими предельного возраста пребывания на государственной службе до вступления в силу нового Закона, освобождать государственных служащих, достигших предельного возраста пребывания на государственной службе до вступления в силу нового Закона, по истечении месячного срока с момента вступления в силу Закона Республики Беларусь "О государственной службе в Республике Беларусь" [21; 138].

Информация о работе Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы»