Административно-правовое принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:00, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от основания и процедурных особенностей выделяют четыре основных вида государственного принуждения.
- уголовно-правовое;
- гражданско-правовое;
- дисциплинарное;
- административно-правовое.

Содержание работы

1. Административно-правовое принуждение.
Понятие, виды 2
2. Задача 5
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Контрольная работа АДМИНИСТРАТИВНОЕ право.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Хищение, совершенное  путем присвоения, заключается в  невозвращении имущества соответствующей организации и в установлении виновным над этим имуществом своего неправомерного владения с целью использования его в качестве своего собственного. В практике существует такое понятие как «временное позаимствование» имущества лицом, в ведении которого оно находится. В данном случае виновный не присваивает имущество, а только извлекает его полезные свойства. Например, кладовщик базы вверенный ему на хранение телевизор отнес домой с целью временно его использовать. Эти действия следует рассматривать как злоупотребление служебным положением. Таким образом, для оценки, является ли деяние хищением или временным позаимствованием, необходимо учитывать субъективный фактор, то есть намерение виновного. Введение указанного термина существенно осложняет борьбу с хищениями и позволяет лицам, совершившим хищение, избегать наказания, утверждая, что имущество они временно позаимствовали. 

Мелкое хищение имущества  юридического лица, совершенное путем растраты, внешне сходно с присвоением. Под растратой понимается продажа, потребление, дарение, отчуждение третьим лицам с корыстной целью имущества, находящегося в ведении виновного, то есть имущество непосредственно не вверено виновному. Такие случаи имеют место, когда виновный является должностным лицом, имеющим право распоряжаться имуществом через других лиц, которые обязаны выполнить его распоряжение.

С субъективной стороны  правонарушение Хапучина характеризуется  прямым умыслом. Лицо сознает характер противоправного деяния, предвидит его вредные последствия в виде материального ущерба юридическому лицу и желает их наступления. Цель виновного лица - незаконно обратить имущество юридического лица в свою собственность или в собственность других лиц. 

Субъектом правонарушения может быть только лицо, достигшее 16-летнего  возраста, вменяемое, в том числе  должностные лица. 

Налагать взыскания  имеют право суды (ст. 3.2 ПИКАП). Следовательно, административная комиссия не вправе была налагать штраф на Хапучина.

2. В отношении второго пункта постановления Административной комиссии, разъясняющей руководству предприятия, что оно имеет право уволить Хапучина с работы за совершенное им правонарушение, необходимо отметить следующее. 

Пункт 8 ст. 42 Трудового кодекса Республик Беларусь указывает, что трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем в случае совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания. 

Для расторжения трудового  договора по данному основанию с  Хапучиным необходимо наличие следующих условий:

- хищение должно быть  совершено работником по месту  работы; 

- предметом хищения  должно являться имущество нанимателя; 

- факт хищения должен  быть подтвержден вступившим  в законную силу приговором  суда либо постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания. 

То есть наниматель даже при очевидности факта хищения  имущества, вклю¬чая и мелкое (например, лицо, совершившее хищение, было задержано  руководителем предприятия, о чем  был составлен акт), не может уволить работника по п. 8 ст. 42 ТК, если его вина не установлена соответствующим органом — судом, комиссией по делам несовершеннолетних. 

При применении п. 8 ст. 42 ТК следует иметь в виду, что  вступившим в законную силу приговором суда работнику должно быть назначено такое наказание, которое не препятствует выполнению им трудовых обязанностей, в противном случае увольнение производится по п. 5 ст. 44 ТК. 

На нанимателе лежит  обязанность своевременно извещать соответствующие органы о фактах причинения ущерба государственному имуществу. 

Увольнение работника  по п. 8 ст. 42 ТК является одной из мер  дисциплинарного взыскания и  производится в сроки, указанные  в ст. 200 ТК. Месячный срок для исчисления такой меры взыскания исчисляется  со дня вступления в законную силу приговора суда или со дня принятия решения о наложении административного взыскания. 

На практике возникают  вопросы о возможности увольнения работника по п. 8 ст. 42 ТК в случае совершения им хищения личного имущества граждан, сданного нанимателю на хранение или с иной целью. В этом случае вполне допустимо прекращение трудового договора с виновным лицом по п. 8 ст. 42 ТК. 

Инициатива прекращения  трудового договора с работником по указанному основанию исходит  от нанимателя, который с учетом всех обстоятельств может и не прибегать к увольнению работника, а ограничиться применением иных мер дисциплинарного воздействия. 

Следует иметь в виду, что подача работником, совершившим  хище¬ние имущества по месту работы, заявления об увольнении по собствен¬ному желанию не лишает нанимателя права расторгнуть с ним трудовой договор по п. 8 ст. 42 ТК. 

Таким образом, как мы видим, руководство предприятия  имеет право уволить Хапучина с работы за совершенное им правонарушение, т.е. мелкое хищение, в соответствии с п. 8 ст. 42 ТК при условии, что данное хищение совершено Хапучиным по месту работы у нанимателя. При этом нужно заметить, что это право руководства предприятия, а не обязанность. 

 

3. В отношении третьего пункта постановления Административной комиссии, которая рекомендовала Советскому РУВД взять под административный надзор гражданина Хапучина сроком на 2 года, необходимо сказать следующее. 

В зависимости от круга  лиц и объектов надзор бывает: 

1) административный, 

2) превентивный. 

Правовой основой осуществления  административного и превентивного  надзора является: Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О милиции», Инструкция о порядке  установления и осуществления превентивного  надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (Постановление МВД РБ № 201 от 20.11.2000 г.) и другими нормативными актами. 

Превентивный надзор является системой временных принудительных мер контроля за поведением лиц, освобожденных  из мест лишения свободы, который  устанавливается и осуществляется ОВД (милицией) с целью предупреждения совершения этими лицами правонарушений. В местах лишения свободы превентивный надзор и связанные с ним ограничения в соответствии со статьей 80 УК Республики Беларусь устанавливаются судом по месту отбывания наказания по представлению администрации исправительного учреждения. 

Превентивный надзор устанавливается на срок от шести  месяцев до двух лет. В необходимых  случаях по материалам ОВД (милиции) срок превентивного надзора может  быть продлен судом в пределах срока судимости. Срок превентивного надзора исчисляется со дня объявления поднадзорному лицу постановления об установлении превентивного надзора, а в случае его установления при освобождении из МЛС – со дня освобождения и ИУ. 

Что же касается непосредственно административного надзора, то он осуществляется милицией и представляет собой систематическое наблюдение за точным исполнением должностными лицами и гражданами правил, регулирующих общественный порядок в целях предупреждения, пресечения его нарушения, выявления и привлечения нарушителей и ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия.

Из данного определения  следует, что:

1. Для административного  надзора характерно то, что он  осуществляется должностными лицами  специального государственного органа милиции в пределах своих полномочий в области охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью.

       2. Административный надзор носит внешний характер, то есть осуществляется либо в отношении всех граждан, обязанных исполнять правовые нормы в области общественного порядка и борьбы с преступностью; либо в отношении конкретного, ограниченного круга лиц.

3. Административный надзор  осуществляется в отношении не  подчиненных милиции субъектов. 

4. Административный надзор выступает одним из действенных организационно-правовых способов обеспечения законности в государственном управлении. 

В зависимости от круга  лиц и объектов, на которые распространяется административный надзор, его можно  подразделить на общий и индивидуальный. 

 Общий административный  надзор осуществляется в отношении  неопределенного круга лиц, направлен  на то, чтобы все граждане и  должностные лица соблюдали предписания  органов государственной власти  и управления по вопросам общественного порядка, общественной безопасности борьбы с преступностью. 

Деятельность милиции  по осуществлению административного  надзора регламентируется Законом  Республики Беларусь «О милиции», Декретами  и Указами Президента Республики Беларусь, другими нормативными актами, в которых определены обязанности и права работников милиции по охране общественного порядка и общественной безопасности. 

При всем многообразии правил, за соблюдением которых милиция  осуществляет административный надзор, по характеру регулируемых ими общественных отношений, правила могут быть объединены в следующие группы:

а) регулирующие поведение  граждан в общественных местах (на улицах, парках, общественном транспорте и т.п.), 

б) обеспечивающие общественную безопасность при проведении строительных, работ, дорожных и других работ, движение транспорта и пешеходов, приобретение определенных предметов и веществ и т.д.,

в) направленные на защиту всех форм собственности от противоправных посягательств, 

г) действующие в сфере  порядка управления (правила паспортной систры и пограничного режима, проживания на территории Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства и др.),

д) действующие в области  охраны здоровья граждан (ограничения  в зонах радиоактивного загрязнения, санитарно-противоэпидемиологические правила и др.).

В практике работы милиции  выработаны следующие основные способы  административного надзора: 

- непосредственное наблюдение  за соблюдением установленных  правил всеми гражданами и  должностными лицами; 

- периодический контроль и проверка исполнения должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами правил, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции милиции; 

- проверка и выявление  правонарушений по сообщениям, жалобам,  заявлениям граждан. 

Наиболее распространенным из указанных выше способов является непосредственное наблюдение за тем, как  граждане и должностные лица соблюдают  установленные правила поведения. Данная работа характерна для милиционеров патрульно-постовой службы, участковых инспекторов милиции, т.е. сотрудников, обеспечивающих охрану общественного порядка в общественных местах. Для осуществления административного надзора, сотрудники милиции наделены государственно-властными полномочиями по применению к правонарушителям мер административного принуждения (административно-предупредительных мер пресечения, мер административно-процессуального обеспечения и мер административного взыскания). Иными словами, осуществляя административный надзор, сотрудник милиции дает оценку правомерному или неправомерному поведению и, исходя из этого, принимает основанное на законе решение.

Установление неправомерных  действий обязывает работника милиции  оформить соответствующий процессуальный документ, доложить своему непосредственному  начальнику, который решает вопрос о применении к виновному мер административного, общественного либо уголовно-правового воздействия.

Таким образом, административный надзор - это не только пассивное  наблюдение, но и активные действия работников милиции, направленные на пресечение правонарушителей, а также применение к правонарушителям соответствующих мер воздействия.

Административный надзор милиции характеризуется гласностью, непрерывностью и непосредственностью  осуществления. Гласность надзора  проявляется в открытом ведении наблюдения работниками милиции, на виду у населения, в постоянной связи с общественностью. Непрерывность надзора проявляется в том, что работники милиции охраняют общественный порядок постоянно, в любых условиях, в любое время суток. Непосредственность надзора обусловлена гласностью и непрерывностью и означает, что работники милиции ведут борьбу с нарушениями общественного порядка непосредственно. Надлежащее осуществление административного надзора является важным и необходимым средством в общем комплексе мероприятий по борьбе с преступностью и нарушениями общественного порядка. 

Таким образом, как видно  из вышеизложенного, то, что в третьем  пункте постановления Административная комиссия рекомендовала Советскому РУВД взять под административный надзор гражданина Хапучина, совершившего мелкое хищение, сроком на 2 года, не является обоснованным и соответствующим требованиям законодательства об административном надзоре, так как такой срок надзора применяется только в превентивном надзоре, т.е. к лицам, освобожденным из мест лишения свободы (устанавливается и осуществляется ОВД с целью предупреждения совершения этими лицами новых правонарушений), или же в местах лишения свободы. 

Информация о работе Административно-правовое принуждение