Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:03, реферат

Описание работы

В целом об ответственности в разных смыслах, гранях и оттенках достаточно полно и неоднократно говорится в Конституции РФ. Например, в преамбуле Конституции говорится об ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. То есть это ответственность, понимаемая в широких историко-философском, нравственном и патриотическом планах и аспектах. Однако в Конституции я нахожу также развитые конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, экологические правовые и другие аспекты и грани института ответственности, в том числе административно-правовые. Например, ст. 2, в которой говорится, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, содержит одновременно и такой элемент, как ответственность государства перед гражданином и обществом.

Содержание работы

Введение стр. 3
Понятие административной ответственности стр.6
Законодательная основа административной ответственности стр.11
Административные правонарушения и
наступление административной ответственности стр.13
Виды административных взысканий.
Наложение административных взысканий. стр.18
Административная ответственность юридических лиц стр.32
Административная ответственность должностных лиц стр.35
Заключение стр.37
Список литературы стр.38

Файлы: 1 файл

правоведение реферат.docx

— 60.04 Кб (Скачать файл)

Если одно и то же лицо совершило два или более административных правонарушений, то административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности.

Однако если одно и то же лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем  же органом (должностным лицом), то взыскание  на это лицо налагается лишь в пределах санкции, установленной за более  серьезное правонарушение, то есть за то правонарушение (из числа рассматриваемых), за которое установлено наиболее суровое административное взыскание. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

Таким образом, если выяснилось, что одно и то же лицо совершило  несколько административных правонарушений, то на него может быть наложено одновременно несколько основных административных взысканий только, если одновременно выполняются все следующие условия:

      • составы правонарушений предусмотрены разными правовыми нормами (разными, имеющими самостоятельные санкции статьями КоАП РСФСР или другого нормативного правового акта, предусматривающего административную ответственность), то есть каждое правонарушение квалифицировано по отдельной статье законодательства об административных правонарушениях, отличной от статей квалификации других правонарушений;
      • по каждому правонарушению не истек срок давности привлечения к административной ответственности;
      • за эти правонарушения (в целом и по отдельности) еще не были наложены административные взыскания;
      • дела о нескольких административных правонарушениях не рассматриваются одновременно одним и тем же уполномоченным органом (должностным лицом).

При рассмотрении дела о  совокупности административных правонарушений надлежит выяснить, действительно ли имеют место несколько административных правонарушений, или же имеет место  лишь одно административное правонарушение, но продолжаемое или длящееся.

Правонарушение оценивается  как продолжаемое, если состоит из ряда сходных по направленности и  содержанию действий, направленных к  общей цели и образующих в совокупности единое правонарушение.

Правонарушение оценивается  как длящееся, если непрерывно осуществляется в течение какого-то, более или  менее продолжительного периода  времени. Например, неисполнение руководителем  требований налоговой инспекции  об устранении выявленных нарушений  налогового законодательства.

Если же выяснилось, что  имеют место несколько административных правонарушений, то надлежит выяснить, имеют место несколько самостоятельных  правонарушений или повторение одного и того же правонарушения. Повторение является отягчающим обстоятельством, но лишь при условиях, названных  выше.

Если при рассмотрении дела о совокупности административных правонарушений выяснилось, что фактически имеет место одно продолжаемое административное правонарушение, или одно длящееся административное правонарушение, или повторение однородного административного правонарушения, то на правонарушителя может быть наложено только либо одно основное, либо одно основное плюс одно дополнительное взыскание.

Длящееся преступление характеризуется  непрерывным осуществлением состава  определенного преступного деяния. Оно начинается с какого-либо преступного  действия или с акта преступного  бездействия. Следовательно, длящееся преступление можно определить как  действие или бездействие, сопряженное  с последующим длительным невыполнением  обязанностей, возложенных на виновного  законом под угрозой уголовного преследования. Оно начинается с  моментов совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действия самого виновного, направленного  к прекращению преступления, или  наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, вмешательство  органов власти). Срок давности уголовного преследования в отношении длящихся преступлений исчисляется со времени  их прекращения по воле или вопреки  воле виновного (добровольное выполнение виновным своих обязанностей, явка с повинной, задержание органами власти и др.).

Продолжаемое преступление складывается из ряда тождественных  преступных действий, направленных к  общей цели и составляющих в своей  совокупности единое преступление. Его  началом считается совершение первого  действия из числа нескольких тождественных  действий, составляющих одно продолжаемое преступление, а концом - момент совершения преступного последнего действия. Срок давности в отношении продолжаемых преступлений исчисляется с момента  совершения преступного последнего действия из числа составляющих это преступление.

Административное взыскание  может быть наложено не позднее 2 месяцев  со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - не позднее 2 месяцев со дня его  обнаружения.

В случае отказа в возбуждении  уголовного дела либо его прекращении, но при наличии в действиях  нарушителя признаков административного  правонарушения административное взыскание  может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Указанные сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов  контрабанды, производимой на основе Таможенного  кодекса Российской Федерации. 22

Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, могут налагать административные взыскания только в пределах предоставленных  им полномочий и лишь при исполнении служебных обязанностей.

Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в  течение года со дня окончания  исполнения взыскания не совершило  нового административного правонарушения, то это лицо считается вообще не подвергавшимся административному  взысканию. То есть, срок погашения  административного взыскания - один год, причем этот срок отсчитывается  не со дня вынесения постановления  о наложении взыскания, а со дня  фактического окончания исполнения наложенного взыскания. Для административного  взыскания в виде штрафа таким  днем является день полной выплаты  суммы штрафа; для административного  взыскания в виде предупреждения срок отсчитывается со дня его  наложения.

По истечение указанного срока совершенное тем же лицом аналогичное административное правонарушение не может быть квалифицировано как повторное.

Срок погашения административного  взыскания установлен единый для  всех административных правонарушений и всех административных взысканий  по ним.

Факт погашения административного  взыскания не требуется оформлять  каким-либо специальным документам, поскольку он наступает автоматически - по истечение срока погашения, если в течение этого срока не совершено новое административное правонарушение. 23

Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину или юридическому лицу, то компетентный орган при решении вопроса  о наложении взыскания за административное правонарушение имеет право (но не обязан) одновременно решить вопрос о возмещении виновным и имущественного ущерба. Таким компетентным органом является:

      • административная комиссия (если в ее компетенцию входит рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий),
      • администрация органа местного самоуправления (при том же условии),
      • комиссия по делам несовершеннолетних,
      • районный (городской) судья,
      • районный (городской) суд.

Районный (городской) суд  вправе решить вопрос о возмещении имущественного ущерба любого размера, а прочие органы - только о возмещении имущественного ущерба в размере  до 0,5 МРОТ.

В прочих случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.

Решение, принятое в порядке  административного производства, может  быть обжаловано в суд.

На должностных лиц  административные взыскания налагаются в том же общем порядке наложения  административных взысканий, который  предусмотрен для физических лиц.

Глава 6. Административная ответственность юридических лиц.

Нормы, предусматривающие  административную ответственность  юридических лиц, в КоАП РСФСР  отсутствуют. Но, хотя вопрос административной ответственности юридических лиц  еще является предметом дискуссий  специалистов и пока не получил в  отечественном праве ни концептуально  определенного, ни практически приемлемого  разрешения, тем не менее немало действующих нормативных правовых актов уже предусматривают такую  ответственность. В федеральных  нормативных правовых актах понятие  административной ответственности  юридических лиц применяется  редко; чаще оно встречается в  актах субъектов Российской Федерации - обычно в сочетании с административной ответственностью руководителей юридических  лиц. Основной, если не единственной, мерой  административной ответственности  юридических лиц в современной  правоприменительной практике является штраф.

Дискуссионность административной ответственности юридических лиц  обусловлена рядом причин, которые  здесь не обсуждаются. Одна из причин та, что согласно КоАП РСФСР (ст.23) административное взыскание применяется в целях  воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как самим  правонарушителем, так и другими  лицами. Очевидно, что говорить о  воспитании можно только применительно  к физическому лицу.

В юридической литературе можно встретить различные мнения по поводу правомерности привлечения  к административной ответственности  юридических лиц. Преобладают, по мнению автора, скептическое и отрицательное  отношения. Так, например, в книге "Налоги и налоговое право" (под ред. А.В. Брызгалина - М.: Аналитика-Пресс, 1997) говорится (стр.512), что "субъектом, т.е. лицом, которое может нести ответственность за совершение административного проступка, может быть только физическое лицо (гражданин, индивидуальный предприниматель, должностное лицо предприятия)".

В этом плане достаточно симптоматичен понятийный аппарат, использованный в "Положении о  порядке применения экономических  санкций за нарушение порядка  применения цен и тарифов и  условий, их ограничивающих", утвержденном постановлением Правительства Москвы от 26.08.97 № 651 "О совершенствовании  контроля за соблюдением дисциплины цен". Это Положение (п. З) к нарушениям порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии относит нарушения дисциплины цен, указанные в пункте 2 статьи 2 закона г. Москвы от 2б.02.97 № 3 "О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии".

В Положении везде, где  речь идет о нарушениях дисциплины цен применительно к юридическим  лицам, говорится не о мерах административной ответственности, а об экономических  или финансовых санкциях по отношению  к этим лицам. В то же время там, где речь идет об ответственном должностном  лице предприятия, виновном в нарушении  дисциплины цен, там появляется ссылка на статьи 146 "Нарушение государственной  дисциплины цен" и 224 "Органы Государственной  инспекции цен" КоАП РСФСР и  говорится уже об административном правонарушении.

Однако на практике приходится считаться с тем, что действующее  законодательство содержит правовые нормы, служащие основанием для применения к юридическим лицам мер административной ответственности в виде штрафов, иногда довольно значительных. Поэтому, безусловно, обосновано включение разделов об административной ответственности  юридических лиц в книги по административному праву Российской Федерации. Очевидно, что полностью  эта проблеме будет разрешена  новым кодексом об административных правонарушениях.

Глава 7. Административная ответсвенность физических лиц.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. 
Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. 
(в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 9-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ)

Информация о работе Административная ответственность