Административная ответственность юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть особенности ответственность юридических лиц за административные правонарушения.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- изучить правовое регулирование административной ответственности юридических лиц;
- проанализировать правонарушения и наказания юридических лиц за административные правонарушения.
Структурно данная работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения и списка использованной литературы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Правовое регулирование административной ответственности юридических лиц 5
2. Правонарушения и наказания юридических лиц за административные правонарушения 9
2.1 Виды правонарушений и наказаний юридических лиц за административные правонарушения 9
2.2. Ответственность за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности 11
2.3. Ответственность за административные правонарушения в сфере финансов, налогов 13
2.4. Ответственность за административные правонарушения в сфере таможенного дела 19
3. Ответственность правопреемника юридического лица 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Курсовая. Административная ответственность юридических лиц.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ежедневно в средствах  массовой информации звучит слово «ответственность»: «они понесут ответственность», «лицо будет привлечено к ответственности», «удалось избежать ответственности», «ответственность неизбежна», «введены новые виды ответственности» и так далее.

В законодательных текстах  часто встречаются такие выражения, как «усиление ответственности», «повышение ответственности», «смягчение ответственности», «привлечение к ответственности», «освобождение от ответственности», «отмена ответственности», «несут ответственность», «подлежат ответственности», «закон, предусматривающий ответственность», «влечет ответственность», «возлагается ответственность» и так далее.

Во всех вышеперечисленных  случаях, ответственность характеризует взаимную связь субъекта с другими субъектами, с обществом, с государством. Эта связь проявляется в том, что любой хозяйствующий субъект, вступая в разнообразные общественные отношения, отвечает за свое поведение - он должен учитывать предъявляемые к нему требования и сообразовывать свои поступки с существующими правилами и ценностями1.

Одним из таких субъектов являются юридические лица. Как известно, нет «права и обязанностей без ответственности». Взяв на себе права и обязанности по ведению хозяйственной деятельности, юридические лица вступают в новые «отношения-ответственности»: новые правоотношения – новая ответственность.

Долгое время в юридической  литературе дискуссионным являлся  вопрос о том, подлежат ли юридические лица административной ответственности?

В последующем сложившаяся в  отраслевом законодательстве тенденция рассматривать юридическое лицо в качестве субъекта административной ответственности нашла закрепление в КоАП РФ, и в настоящее время в Особенной части КоАП РФ содержится более 200 юридических составов, субъектом которых является юридическое лицо.

Объектом исследования в данной работе является административная ответственность юридических лиц.

Цель работы – рассмотреть особенности ответственность юридических лиц за административные правонарушения.

Задачи, решаемые в ходе работы:

- изучить правовое регулирование административной ответственности юридических лиц;

- проанализировать правонарушения и наказания юридических лиц за административные правонарушения.

Структурно данная работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения и списка использованной литературы.

Для написания данной работы мною использовались нормативно-правовые акты РФ, учебная и специальная литература, соответствующая теме работы.

 

1.Правовое регулирование административной ответственности юридических лиц

 

Еще в советском административном законодательстве существовала ответственность социалистических организаций. Но уже в начале 60-х годов от нее фактически отказались.

Долгое время вопрос о привлечении юридического лица к административной ответственности носил дискуссионный характер. В теории высказывались точки зрения, что этот институт чужд Кодексу и разрушает цельность его предмета регулирования.

Дискуссионность такой правовой категории, как ответственность юридического лица, вытекает из сущности юридического лица как правовой фикции, что проявляется, в частности, в отсутствии у него рассудка и психического отношения к совершаемым им деяниям. Следовательно, является невозможным использование в отношении юридического лица классического понимания вины2.

В действующем административном законодательстве вопрос о привлечении юридических лиц решен, и они выступают субъектами данной ответственности наравне с физическими лицами.

К слову сказать, вопрос об административной ответственности юридических лиц был раньше решен и реализован в практике, нежели чем в теории. Как отмечали исследователи, за год до принятия нового КоАП РФ, «в этом вопросе столкнулись различные интересы, с одной стороны - теории, с другой - практики. Последняя давно уже освоила институт ответственности юридических лиц и довольно успешно использует его, хотя и вне рамок действующего КоАПа. Теория же административного права этот институт принимала, да и сейчас еще принимает с трудом».

Признание юридического лица субъектом  административной ответственности на уровне единого закона означает, что в случае привлечения юридического лица к административной ответственности на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения. Например, юридическое лицо, как и физическое, не может нести дважды административную ответственность за одно и то же административное правонарушение; юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом; юридическое лицо, как и физическое лицо, в случае совершения административного правонарушения подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Исключение составляют случаи, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу, например, невменяемость, совершение административного правонарушения группой лиц3.

Обратимся к современному законодательному регулированию административной ответственности юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях4.

Всего в Особенной  части содержится более 200 юридических  составов, субъектом которых является юридическое лицо: правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, собственность, охрану окружающей природной среды и природопользования, в области промышленности, строительства и энергетики, сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель, дорожного движения, связи и информации, предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, на транспорте, в области таможенного дела; нарушения, посягающие на институты государственной власти и установленный порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность, в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ.

Как следует из КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности и за нарушения законодательства субъектов РФ в случаях, если правонарушение предусмотрено законом соответствующего субъекта РФ.

Субъекты РФ с учетом пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ могут устанавливать административную ответственность только в форме законов, но при этом местное законотворчество не должно нарушать норм КоАП РФ5.

Согласно статье 1.7 КоАП РФ действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве определяется по следующим правилам:

Закон, устанавливающий  или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Закон, смягчающий или  отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено6.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Время вступления в силу нормативного акта об административной ответственности может быть указано в самом акте (статья 1.7 КоАП РФ).

 

2. Правонарушения и наказания  юридических лиц за административные правонарушения

 

2.1 Виды правонарушений  и наказаний юридических лиц  за административные правонарушения

 

К административным правонарушениям  юридических лиц относятся в  основном правонарушения, связанные  с их предпринимательской и иной организационно–хозяйственной деятельностью.

Это административные правонарушения в следующих областях:

- в области охраны собственности (из 28 статей, входящих в данную главу Кодекса, 23 предусматривают ответственность юридических лиц);

- в области охраны окружающей природной среды и природопользования (из 40 статей, входящих в данную главу Кодекса, 35 предусматривают ответственность юридических лиц);

- в промышленности, строительстве  и энергетике (из 14 статей, входящих в данную главу Кодекса, 13 предусматривают ответственность юридических лиц);

- в сельском хозяйстве,  ветеринарии и мелиорации земель (из 14 статей, входящих в данную главу Кодекса, 13 предусматривают ответственность юридических лиц);

- в области связи  и информации (из 24 статей, входящих  в данную главу Кодекса, 20 предусматривают ответственность юридических лиц);

- в области предпринимательской  деятельности (из 25 статей, входящих в данную главу Кодекса, 18 предусматривают ответственность юридических лиц);

- в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (из 26 статей, входящих в данную главу Кодекса, 15 предусматривают ответственность юридических лиц);

- нарушения таможенных правил (все  22 статьи данной главы Кодекса предусматривают ответственность юридических лиц).

В качестве основания классификации  административных правонарушений юридических лиц по видам представляется содержание обязанностей юридических лиц в различных областях государственного регулирования, за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение которых к юридическим лицам применяются административные взыскания7.

Административные правонарушения юридических лиц подразделяются на следующие виды:

- административные правонарушения  юридических лиц против правопорядка;

- административные правонарушения юридических лиц против порядка управления;

- административные правонарушения  юридических лиц в отдельных  областях государственного управления.

При этом административные правонарушения юридических лиц против правопорядка и порядка управления носят универсальный характер, так как они могут быть совершены юридическими лицами во всех областях государственного регулирования. В большинстве сфер государственного регулирования наряду с административной ответственностью юридических лиц за правонарушения против правопорядка и порядка управления, устанавливается административная ответственность юридических лиц за правонарушения, которые могут быть совершены ими только в данных конкретных областях государственного управления8.

За совершение административных правонарушений юридическим лицом могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Вид и размер административного  наказания налагается на юридическое лицо с учетом характера конкретного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, по общим правилам назначения административного наказания (статья 4.1. КоАП РФ).

Итак, рассмотрим особенности и  проблематику ответственности юридических лиц за определенные видовые группы административных правонарушений.

 

2.2. Ответственность за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

 

Административные правонарушения юридических лиц в области  предпринимательской деятельности являются, пожалуй, самыми массовыми. И это легко объяснимо, достаточно, акцентировать внимание на том, что большая часть юридических лиц – коммерческие организации, то есть организации извлекающие прибыль и занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Это следующие составы правонарушений:

-осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);

- незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена;

- нарушение законодательства о рекламе;

- продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил, либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин;

- нарушение порядка ценообразования;

- обман потребителей и нарушение иных прав потребителей;

- незаконное использование товарного знака;

- незаконное получение кредита;

-фиктивное или преднамеренное банкротство и неправомерные действия при банкротстве;

- нарушение правил продажи отдельных видов товаров;

-нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, его незаконные производство, поставка или закупка, а также использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; также нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

Информация о работе Административная ответственность юридических лиц