Административная ответственность юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:31, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования подтверждается нижеследующими обстоятельствами:
Во-первых, к настоящему времени, в правовой литературе накопилось ряд дискуссионных вопросов об ответственности юридических лиц за административные правонарушения. В частотности: отличается ли природа административного правонарушения юридических ли от налогового правонарушения?
Во-вторых, ввиду роста количества юридических лиц в стране, безусловный интерес представляет выявление особенностей административной ответственности данных субъектов, а также проблем практического применения ответственности за те или иные правонарушения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Административная ответственность юридических лиц…………………5
Рассмотрение дел об административном правонарушении…………………………………………………….…….20
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников…………………………………………..25

Файлы: 1 файл

административное.docx

— 47.49 Кб (Скачать файл)

Важно подчеркнуть, что законодательство об административной ответственности юридических лиц  содержит некоторые исключения, когда  возможна ответственность без вины. В КоАП РФ содержатся такие случаи. Это, прежде всего указанные в  ст.2.10 ситуации административной ответственности  юридических лиц при реорганизации (слиянии, преобразовании, разделении, присоединении). Все эти случаи связаны  с прекращением деятельности правонарушителя и появлением у него одного или нескольких правопреемников, которые самостоятельно несут административно-правовую ответственность только за собственные деяния. Понятие «правопреемство» является гражданско-правовым; в административном праве и в таможенном, в частности, оно как правовой институт отсутствует, отсутствует также и законодательно данная оговорка об использовании в правоприменительной деятельности терминов и понятий гражданского права. Но она совершенно необходима, поскольку п.3 ст.2 ГК гласит: "К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством".

Такая оговорка имеется в ст.11 Налогового кодекса  РФ, согласно которой «институты, понятия  и термины гражданского, семейного  и других отраслей законодательства: применяются в том значении, в  каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».

 

2. Рассмотрение дел об административном  правонарушении

 

 

Участники административного  процесса. На этой стадии производства по делу об административном правонарушении ключевую роль играют органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

1. Районные (городские) суды (суды первого  звена) рассматривают административные  дела и налагают административные  взыскания в самых серьезных  случаях. Только суды могут  налагать такую санкцию, как  административный арест. Кроме  того, суды являются последней  инстанцией при обжаловании и опротестовании постановлений о наложении административного взыскания.

2. Административные  комиссии при главах администрации  районов, городов, районов в  городах, поселков и др. рассматривают  все дела об административных  правонарушениях, за исключением  тех, которые отнесены к компетенции  других органов. Административные  комиссии образуются соответствующим  представительным органом в составе  председателя, ответственного секретаря  и членов комиссии. Решения административной  комиссии принимаются коллегиально  при наличии не менее половины  членов ее состава.

3. Комиссии  по делам несовершеннолетних  образуются соответствующим представительным  органом и рассматривают все  дела об административных правонарушениях  несовершеннолетних, кроме случаев  злостного неповиновения законному  распоряжению или требованию  работника милиции. Кроме того, комис-сии по делам несовершеннолетних рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних.

4. Органам  внутренних дел подведомственно  большое количество дел об  административных правонарушениях.  Административные взыскания могут  налагать начальники (заместители  начальника) отделений милиции, начальники (их заместители) ОВД на транспорте, начальники (их заместители) ГИБДД,  командиры дорожно-патрульной службы, другие работники ГИБДД, участковые  инспекторы в соответствии со  своей компетенцией.

5. Другие  органы государственных инспекций  и другие органы:

органы железнодорожного, морского, речного, воздушного, пассажирского  городского транспорта;

органы государственного пожарного надзора;

таможенные  органы;

органы рыбоохраны, местного хозяйства;

пограничные войска РФ;

другие органы.

Кроме органов  государственного управления в стадии рассмотрения дела участвуют другие лица. Законодательство регламентирует права и обязанности каждой из сторон, каждого участника производства, однако основное внимание уделяется  правам и обязанностям нарушителя, что сделано для того, чтобы  гарантировать его от произвола  административных органов.

Прежде всего, не существует дела об административном правонарушении без нарушителя. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, обладает широким перечнем прав, которые  ему должны разъяснить при составлении  протокола об административном правонарушении. Он вправе знакомиться с материалами  дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться при рассмотрении дела услугами адвоката, обжаловать постановление  по делу.

Как правило, дело должно рассматриваться в присутствии  лица, привлекаемого к административной ответственности, однако, когда имеются  данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отношении рассмотрения дела, дело может быть рассмотрено в его отсутствие. При рассмотрении некоторых (наиболее серьезных) дел присутствие нарушителя обязательно. В этом случае при уклонении без уважительных причин это лицо может быть подвергнуто приводу.

Достаточно  часто административным правонарушением  причиняется моральный, физический, имущественный вред окружающим лицам, которые становятся потерпевшими и  получают право на возмещение вреда. Поэтому данным лицам небезразличен  итог рассмотрения дела. Они имеют  право знакомиться со всеми материалами  дела, заявлять ходатайства, приносить  жалобы на постановления по делу. Кроме  того, они могут быть допрошены  в качестве свидетелей.

В тех ситуациях, когда нарушитель или потерпевший  не достигли 18 лет или хотя и являются совершеннолетними гражданами, но в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права, их интересы могут представлять и защищать их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) без специального поручения.

Кроме того, нарушителю, который, как правило, не обладает достаточными юридическими знаниями, может помогать адвокат. К сожалению, пока что к участию в деле допускается  только адвокат по ордеру юридической  консультации. Участие в деле других представителей не допускается.

Лица, которым  могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для дела, —  свидетели, могут быть вызваны для  дачи показаний. Под страхом уголовной  ответственности свидетель обязан сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы.

В тех случаях, когда возникает необходимость  в специальных познаниях, орган, в производстве которого находится  дело, должен назначить экспертизу. Эксперт обязан явиться и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

Государство предоставляет лицу, привлекаемому  к административной ответственности, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, который назначается  органом, в производстве которого находится  дело.

Рассмотрение  административного дела. Дело об административном правонарушении, как правило, рассматривается  по месту совершения правонарушения, а кроме того, может рассматриваться  по месту учета транспортных средств, по месту жительства нарушителя.

Замечено, что  наибольший воспитательный эффект наказания  достигается в том случае, когда  момент наложения взыскания максимально  приближен к моменту совершения правонарушения. Поэтому законодательством  установлены сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях. Как правило, дела должны рассматриваться  в 15-дневный срок со дня получения органом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Дела об административных правонарушениях, влекущих арест, рассматриваются вдень получения протокола, но не позднее 48 часов с момента задержания правонарушителя.

Рассмотрение  дела начинается с объявления состава  коллегиального органа или представления  должностного лица, рассматривающего данное дело. Председательствующий объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, разъясняет лицам, участвующим  в рассмотрении дела, их права и  обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства. В случае участия в рассмотрении дела прокурора  заслушивается его заключение.

Главная задача процесса рассмотрения дела — это  установить следующие обстоятельства: было ли совершено административное правонарушение;

виновно ли данное лицо в его совершении; имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; причинен ли имущественный ущерб; другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 Только после выяснения всех этих обстоятельств орган, рассматривающий дело, может приступить к следующей стадии производства по делам об административных правонарушениях — вынесению постановления по делу.

Вынесение постановления  по делу об административном правонарушении. Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное  лицо) выносит постановление по делу. Законодательством предусмотрено два вида постановлений: постановление о наложении административного взыскания; постановление о прекращении дела производством, которое выносится при объявлении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение прокурору, органу предварительного следствия или дознания (при наличии в деянии признаков преступления), а также при наличии обстоятельств, препятствующих производству по делу (отсутствие события или состава правонарушения, невменяемость нарушителя и др.).

Кроме того, органом, рассматривающим дело, должен быть решен вопрос о 

судьбе изъятых  вещей и документов и о возмещении виновным ущерба.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Административную  ответственность необходимо рассматривать  как правовой институт, как правоотношение  и как обязательный элемент  административно-правового статуса  юридического лица.

2. Институт  административной ответственности  в смысле нормативного его  определения представляет собой  совокупность материальных и  процессуальных административно-правовых  норм, которые регулируют общественные  отношения по применению в  установленном законом порядке  уполномоченными органами и должностными  лицами предусмотренных в санкциях  правовых норм административных  взысканий к лицам, признанным  виновными в совершении административных  правонарушений. Административная  ответственность как институт  административного права предполагает  определение понятия административного  правонарушения, видов административного  взыскания, системы органов административной  юрисдикции, а также стадий производства  по делам об административных  правонарушениях.

3. Административная  ответственность является обязательным  элементом административно-правового  статуса юридического лица и  выступает в качестве административно-правовой  гарантии надлежащей реализации  прав и обязанностей юридических  лиц в различных областях государственного  регулирования.

4. Понятие  административного правонарушения  раскрывается нами путем анализа  содержания элементов, образующих  его состав: объекта, объективной  стороны, субъекта, субъективной  стороны. Это противоправное, виновное действие либо бездействие юридического лица, которое посягает на права и свободы человека и гражданина, собственность, окружающую природную среду, государственный и общественный порядок, порядок управления и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность юридического лица.

5. Виновность  – ключевой признак административного  правонарушения. Только виновное (умышленное  или неосторожное) нарушение юридическим  лицом установленных правил влечет  административную ответственность. 

6. Как показывает  исследование, на практике возникают  ошибки в связи с привлечением  к административной ответственности  юридических лиц. Допускают такие  ошибки, в том числе, и судебные  органы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // :[текст]:// Российская газета. – 25 декабря 1993 года.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 12 сентября 2009 г. N 195-ФЗ // :[текст]: // Собрание законодательства Российской Федерации. - 7 января 2002 г. - №1. - Ст. 1.
  3. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 146-ФЗ // :[текст]: // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 августа 1998 г. - №31. - Ст. 3824.
  4. Колесниченко Ю.Ю Некоторые аспекты вины юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности // :[Статья]: // Журнал российского права. - №1. - январь 2008 г.
  5. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // :[текст]: // Под ред. Ю.М. Козлова. - М.: Юристъ. - 2007.
  6. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности // :[текст]: // Под ред. Р.Л. Хачаурова. – Спб.: Юридический центр Пресс. – 2003.
  7. Овчарова Е.В. Административная ответственность юридических лиц: Автореф. дисс.: :[текст]: канд. юрид. наук. - М.: 2001. - С.13.
  8. Прокопович Г. Юридическая ответственность в российском праве: Теоретический аспект // :[текст]: // Автореферат диссертации. – М. 2003.
  9. Трофимова М.В. Функции юридической ответственности // :[текст]: // Автореферат диссертации. – Саратов. – 2000.
  10. Базылев Т. Сущность позитивной юридической ответственности // :[текст]: // Правоведение. - 2007. - № 4.

Информация о работе Административная ответственность юридических лиц